У дошкольников в процессе обучения
С. А. МИРОНОВА
Можно считать общепризнанным, что устранение пикания необходимо начинать в дошкольном возрасте В. А. Гиляровский, Н. А. Власова, Р. М. Боскис, А. Я. Евгенова, М. В. Смирнова, В. И. Рождественская, С. Ляпидевский, М. Зееман, Р. Е. Левина и др.).
Для устранения заикания у детей чаще всего приме-Цяются упражнения в замедленной сопряженной, отражённой и других механических формах речи. Упражнения же в самостоятельной речи начинаются тогда, когда дети овладевают различными формами репродуцирующей речи (И. А. Сикорский, Н. А. Власова, Е. Ф. Pay, М. Е. Хватцев, В. И. Рождественская, Bekker, M. Зееман, и др.).
Между тем исследования, проводимые в секторе логопедии Института дефектологии АПН СССР под руководством Р. Е. Левиной, свидетельствуют о том, что самостоятельная речь оказывается доступной заикающимся с первых дней обучения.
Изучение заикающихся детей показало, что наибольшие затруднения у них наблюдаются в пользовании контекстной речью, лишенной зрительной опоры, пользование же ситуативной речью остается относительно иным. Поэтому устранение заикания рекомендуется начинать с упражнений в самостоятельной речи с самого начала коррекционных занятий, но на доступном материале. По мере овладения навыками пользования ситутивной речью, свободной от заикания, осуществляется переход к контекстной ее форме.
В настоящее время существует широкая сеть логопедических детских садов и отдельных групп для детей с различными нарушениями речи при массовых детских садах в том числе и для заикающихся. Однако до сих пор нет научно обоснованных программ, предусматриваемых устранение этого дефекта.
В данной статье излагается система преодоления заикания у дошкольников' в процессе прохождения программы старшей группы детского сада.
Наше исследование, проводимое в течение ряда лет в детских садах, подтвердило предположение о возможности и целесообразности использования этой программы для устранения заикания у детей. Прохождение ее было строго подчинено коррекционной задаче и имеет ряд отличительных особенностей, о которых будет сказано ниже.
Коррекционное воздействие осуществлялось на занятиях —в основной форме образовательной работы с детьми в детском саду. В целях коррекции речи заикающихся детей использовались такие разделы программы, как «Ознакомление с окружающим и природой», «Развитие речи», «Развитие элементарных математических представлений», «Рисование, лепка, аппликация, конструирование».
Рассматривание картин на занятиях по развитию речи, осмотр предметов перед изображением их в рисовании, лепке, аппликации, счет конкретных предметов — все это обеспечивало необходимые условия для воспитания простейших форм ситуативной речи. Переход к развитию детского творчества в рассказах, рисунках и других видах изобразительной деятельности давал возможность усложнять ситуативную речь и обеспечить постепенный переход к контекстной ее форме.
Для преодоления заикания использовались также дидактические игры и некоторые режимные моменты.
Специальные условия коррекционных занятий способствовали более четкой организации речевого общения (предварительной подготовке ответа, точности и вариативности его построения и т. д.).
В процессе исследования была разработана методика Проведения занятий, используемых для постепенного ус-ложнения самостоятельной речи. Вся коррекционная работапланировалась таким образом, чтобы каждый предыдущий этап подготавливал детей к последующему, т. е. соблюдались такие принципы, как последовательность и постепенность усложнения речиЛДля осуществ-•iriniii постепенного перехода от ситуативной речи к боне сложной, контекстной, были разработаны различные методические приемы.
В данной статье рассматриваются основные отличия в проведении занятий с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста от занятий в массовом детском саду, содержание коррекционно-образовательной работы по кварталам, обследование речи и (вытекающий из него индивидуальный подход к детям с различными возможностями пользования самостоятельной речью, этапы кор-рекционной работы.
Особенности прохождения
Программного материала
Массового детского сада
Заикающимися дошкольниками
Как уже говорилось, для прохождения программы массового детского сада используются занятия, дидактические игры и режимные моменты. Особенности речи заикающихся детей предъявляют специфические требование к выбору методических приемов.
Работа по всем программным разделам подчинена воспитания речи, свободной от заикания, поэтому постоянно решаются задачи двоякого рода: программы, предусмотренные для обычного детского сада (ознакомление детей с новыми предметами, расширение знаний и представлений о них, обогащение и активизации словаря, обучение навыкам изображения этих предметов на занятиях лепкой, аппликацией, рисованием, Конструированием), и коррекционные, направленные на обучение навыкам пользования самостоятельной речью, свободной от заикания. Программные и коррекцнонные задачи распределены по кварталам1. При прохождении программы массового детского сада с заикающимися детьми допускаются изменения, которые обусловлены, с одной стороны, речевыми возможностями детей, с другой — состоянием их технических навыков изображения предметов. Наиболее существенные из них следующие:
1. Использование в начале учебного года программного материала предыдущей возрастной ступени, что обусловлено плохим состоянием навыков изображения у заикающихся детей, поступающих из разных семей и учреждений. Осуществление на первом этапе обучения непосильных программных требований вызывает у детей заикание.
2. Перестановка некоторых программных задач, обусловленная состоянием речевых навыков. Так, обучение рассказыванию заикающихся детей переносится на второй квартал и проходит ряд этапов -— от рассказов, составляемых по наглядной опоре с помощью вопросов логопеда, до самостоятельных творческих рассказов (раздел «Развитие речи»). В массовом детском саду и в первом и во втором квартале ставятся задачи совершенствования звуковой культуры речи детей, обогащения словаря и обучения рассказыванию.
В разделе «Развитие элементарных математических представлений» в обычном детском саду начиная с первого квартала включаются такие задачи, как сравнение множеств, отсчет предметов по заданному числу, количественный счет и др. Заикающиеся дети способны справиться с этими задачами, но оформление результата работы, например сравнение множеств, с помощью развернутой фразы им непосильно. Поэтому некоторые задачи этого раздела решаются не одновременно, как в массовом детском саду, а поочередно: сначала изучается количественный счет, затем добавляется отсчет предметов, сравнение множеств и т. д.
3. Перестановка отдельных тем также обусловленасостоянием речевых навыков. На разных этапапах обучения для упражнения заикающихся в самостоятелъной речи наглядная опора используется в различном объеме:в максимальном в начале года и в минимальном – в конце. Поэтому для первого квартала отбираются темы, которые легко обеспечить наглядно(например, из темы «Труд в колхозе» в разделе «Ознакомление окружающим и развитие речи» берется только знакомство с овощами и фруктами). Знакомство детей с шитьем одежды, с почтой переносится на третий фтал, так как эти темы труднее обеспечить наглядным материалом. Тема «На чем люди ездят» переносится с грстьего на начало второго квартала в связи с возможностью при ее изучении пользоваться наглядным материалом (рассматривание настоящих машин и игрушечных).
4 Удлинение сроков изучения программного материала в начале учебного года и пшено состоянием навыков изображения у детей. И разделах «Рисование», «Лепка» и «Аппликация» в ином квартале заикающиеся дети овладевают навыка-изображения только простых предметов. Изображение сложных предметов переносится на второй, а сюжет на третий квартал.
5Отсроченное включение более трудных занятий, обусловленное состоянием речевых навыков.
По разделам «Ознакомление с природой и развитие речи» с детьми массового детского сада с самого начала проводятся такие занятия, как, например, беседа, а по разделамлам «Рисование», «Лепка» — занятия по замыслу детей. С заикающимися детьми проведение беседы стаится возможным в конце второго — в третьем квартале,занятия же по замыслу — лишь в третьем квартале, так какэто потребует от детей развернутой контекстной речи.
Изучение выбранной темы осуществляется на нескольких занятиях, следующих без перерыва одно за другим, тогда как в массовом детском саду1 серия занятий по изучению того или иного предмета проводится с перерывами. При этом нужно иметь в виду, что предмет, выбранный для изображения (например, в рисовании), необходимо предварительно рассмотреть с детьми. Его же можно учиться изображать на занятиях и по другим видам деятельности (аппликация, лепка).
В обычном детском саду на занятиях по развитию речи с первых дней учебного года детей учат подробно отвечать на вопросы воспитателя. Хотя воспитатель и не настаивает, чтобы на его вопросы все дети отвечали развернуто, но распространенные ответы поощряет. Сочетая краткие и развернутые ответы в одном занятии, воспитатель обучает детей умению рассказывать. Обучение детей развернутым ответам на вопросы и обучение рассказыванию проходит на протяжении всего года параллельно и с постепенным усложнением, т. е. задачи обучения отдельным распространенным ответам и рассказыванию решаются в первом, втором, третьем и четвертом кварталах.
Занятия с заикающимися организуются так, что дети как бы заново овладевают умением пользоваться связной речью. Дошкольники старшей группы в первом квартале учатся наблюдать предметы и явления, называть их, их качества и действия одним словом или фразой, а затем уже переходят к рассказу.
Рассмотрим основное содержание образовательной и коррекционной работы с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Первый квартал