Имени П.Ф. ЛЕСГАФТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»
С.Л. ШПАК, Д.Ю. КАЗАКОВ
МЕТОДИКА ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИИ
Санкт-Петербург
УДК 796.015.43
ББК 75.714.5
М81
Рецензенты:
Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры физического воспитания Политехнического Университета
О.В. Новосельцев;
Заслуженный мастер спорта СССР, чемпион Олимпийских игр, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики плавания ФГБОУ ВПО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»
А.И. Крылов;
Кандидат педагогических наук, профессоркафедры теории и методики плавания ФГБОУ ВПО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»
Е.В. Ивченко
Шпак Л.С., Казаков Д.Ю. Методика гидрореабилитации : Учебное пособие для бакалавров / Под общей ред. проф. Д.Ф. Мосунова – СПб. : НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2014. 230 с.
ISBN…
Издание подготовлено согласно требованиям государственного образовательного стандарта и соответствует дисциплине «Методика гидрореабилитации» образовательной программы «Гидрореабилитация», обучающихся по направлению 49.03.02 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) – бакалавр.
Учебное пособие раскрывает дидактические решения некоторых сложных задач гидрореабилитации ребенка с последствиями церебрального паралича и раннего детского аутизма. Определяет общие и индивидуальные подходы, с учетом новых знаний о взаимоотношении бакалавра и ученика при совместном погружении в водную среду. Показывает авторские новаторские средства и методы, доступные как для специалистов, так и родителей.
Содержание учебного пособия ориентирует читателя на возможности собственного построения индивидуальных моделей, как предполагаемых двигательных действий конкретного ребенка, так и проверки их действия.
Может быть использовано для аспирантов, преподавателей, научных работников, специалистов и заинтересованных лиц в оказании педагогической помощи в области адаптивной и оздоровительной физической культуры.
УДК 796.015.43
ББК 75.714.5
© Коллектив авторов
ISBN
МЕТОДИКА ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИИ
Пояснительная записка
Издание подготовлено согласно требованиям государственного образовательного стандарта и соответствует дисциплине «Методика гидрореабилитации» образовательной программы «Гидрореабилитация», обучающихся по направлению 49.03.02 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) – бакалавр.
Методика гидрореабилитации – изучает системы цели и задач (образовательные, развивающие, воспитывающие, практические), взаимоотношение деятельности специалиста и деятельности ученика в условиях водной среды, принцип обучения, содержание обучения, средства обучения, формы обучения, методы обучения, общие методы обучения, специфические методы обучения.
Цель методики гидрореабилитации – обучение и воспитание человека с отклонением в состоянии здоровья в условиях водной среды и средствами водной среды, в процессе формирования качественно нового более высокого от исходного уровня физического и социального развития человека, и обусловлено повышением активности взаимоотношений деятельности специалиста и деятельности ученика в решении образовательных, развивающих, воспитывающих и практических задач.
Пособие написано по результатам двадцатилетних теоретических и экспериментальных исследований авторов, обобщает опыт практической работы по гидрореабилитации и обучению плаванию детей-инвалидов с тяжелыми последствиями церебрального паралича и раннего детского аутизма.
Использованы также опубликованные результаты, полученные учеными и представляющие интерес для выбора новых направлений, обобщений и интерпретаций, для выработки новых подходов к решению проблем гидрореабилитации детей-инвалидов, поиску оригинальных подходов к обучению и воспитанию ребенка-инвалида в условиях водной среды и средствами водной среды.
Настоящее учебное пособие стимулирует бакалавра заставляет задуматься и перейти к самостоятельному решению задач по работе с учениками, в нем предлагается педагогическое видение некоторых социальных проблем больного ребенка, которые ранее являлись прерогативой разрешения только медицинскими работниками. Однако, многолетние положительные результаты по обучению плаванию детей-инвалидов с любой степенью тяжести заболевания и различной патологией, их гидрореабилитации, отраженной в повышении двигательной и социальной деятельности своих учеников, подтвержденной лечащими врачами и родителями, результатами тестовых испытаний, систематическими видео наблюдениями, обязывают поделиться накопленным опытом.
Убеждены, что ни какой армии специалистов не хватит для практического оказания помощи родителям в воспитании своего ребенка-инвалида, тем более научить его жизненно необходимому навыку – умению плавать, т.е. подарить новый уровень жизни, подарить радость и удовольствие безбоязненно общаться с водой и уже на этой основе и параллельно решать проблемы гидрореабилитации. Необходима разработка методик, средств и приемов начальной школы гидрореабилитации, доступных для родителей, доступных для выполнения любому желающему оказать помощь нуждающемуся ребенку.
Вам поможет научить ребенка плавать вера в свои силы, в свои возможности. Помните, что одного ребенка можно научить 25 метров за одно занятие, другому потребуется 2-2,5 года, чтобы самостоятельно преодолеть эту дистанцию. Продолжительность усвоения умения плавать индивидуальна.
Опыт обучения плаванию 25 метровой дистанции детей с тяжелыми последствиями заболеваний и поражений свидетельствует, что после 2-3 месячного перерыва занятий, умение плавать у некоторых детей может исчезать совсем. Приходится все обучение плаванию начинать сначала.
Учебное пособие позволит овладеть педагогическим подходом к решению сложных задач гидрореабилитации тяжелобольного ребенка с последствиями церебрального паралича и детского раннего аутизма, обозначив общие неизвестные ранее подходы на основе новых знаний о взаимоотношении человека погруженного в водную среду, разработанных дидактических средств и методов, доступных как для специалистов, так и родителей. Содержание издания ориентирует читателя на возможности собственного построения индивидуальных моделей как предполагаемых двигательных действий конкретного ребенка и проверки ее действия в условиях ванной комнаты, естественного водоема, плавательного бассейна.
Особо рассматривается двигательная активность ребенка в условиях водной среды на первом занятии, дальнейшее повышение двигательной и интеллектуальной активности «на воде» и «на суше» учеников с тяжелыми последствиями церебрального паралича и раннего детского аутизма в процессе овладения дыханием - азбукой плавания.
ЧАСТЬ 1