Тема 16. Обучение детей дошкольного возраста рассказам-рассуждениям

Цель:раскрыть методику обучения старших дошкольников рассказам-рассуждениям.

Теоретическая часть.Особенности рассказов-рассуждений, значение обучения рассуждениям. Методика обучения рассказам-рассуждениям.

Практическая часть. Выявите умения детей придумывать рассказы-рассуждения. Рассказы детей записываются и анализируются по следующим показа­телям:

1. Целостность текста — умение не отходить от темы, мысли.

2. Структурирование текста — умение последовательно и точно построить текст-рассуждение.

3. Связность — использования разнообразных средств связи между предложениями, связность между частями высказывания.

4. Лексика и грамматика — точность лексики, наличие образных средств, правильное построение предложений, умение использо­вать сложные предложения.

5. Плавность речи — наличие или отсутствие длительных пауз.

6. Самостоятельность — наличие или отсутствие подсказок педа­гога по ходу рассказа.

Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка — 12 баллов; 2 балла — соблюдение всех требований; 1 — незначи­тельные отклонения от требований; 0 — не соблюдение требований (наруше­ние целостности, структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, нужда в под­сказках…).

Таким образом, оценка 12 баллов соответствует высокому уровню, свыше 6 баллов — среднему, меньше 6 баллов — низкому.

С учетом данных обследования продумайте систему работы. Опишите проведенную работу и ее результаты.

Приложение:протоколы обследования, конспекты работы.

Тема 17. Педагогическая технология организации самостоятельной речевой деятельности детей в развивающей среде

Цель:раскрыть особенности организации самостоятельной речевой деятельности детей в развивающей среде группы детского сада.

Теоретическая часть.Формы самостоятельной речевой деятельности детей и их значение в целостном процессе развития речи ребенка. Требования к организации центров творческой речевой актив­ности в детском саду. Организация ситуаций общения детей в центрах творческой речевой активности.

Практическая часть. Разработайте проект центра речевой активности для одной из возрастных групп детского сада. (Проект может быть выполнен в форме схемы или макета с приложением пояснительной записки.

Пояснительная записка включает обоснование предлагаемого содержания и оформления центра речевой активности, их соот­ветствия психолого-педагогическим требованиям. При этом не забудьте указать:

• возрастную группу и период учебного года; тематику вос­питательно-образовательной работы в этот период;

• познавательно-речевые задачи, которые решаются в усло­виях данного центра;

• возможности коллективных и индивидуальных форм рабо­ты с детьми;

• возможности самоорганизации детей для деятельности.)

Определите содержание работы по развитию речевого твор­чества детей в условиях центра активности.

Алгоритм выполнения задания.

• Выберите одну из следующих тем: «Обучение детей использо­ванию полисемии при сочинении загадок», «Организация режиссёрской игры по сказке "Винни-Пух и все-все-все"» (или собственную тему).

• Определите этапы работы над темой в центре активности в со­ответствии с таксономией целей.

• Предложите материалы для обогащения содержания центра речевой активности в соответствии с темой и этапом работы.

• Разработайте ситуации привлечения детей к материалам и дальнейшего стимулирования к их использованию.

• Выберите формы самостоятельной речевой деятельности, ко­торые могут быть активизированы в процессе реализации проекта.

• Сформулируйте ожидаемый результат работы на каждом этапе. Задание может быть выполнено в форме заполненной таблицы 8.

Таблица 8 - Развитие речевого творчества детей в условиях центра активности Тема: …

Этап работы (цель, срок реализации) Материалы, вносимые в центр Ситуации привлечения и стимулиро­вания детей Формы само­стоятельной речевой дея­тельности Ожидаемый результат
         
         

Разработайте варианты организации ситуаций общения детейв центрах речевой активности по выбранной вами теме.

Содержанием ситуаций общения может быть:

• Рассматривание иллюстраций.

• Составление альбомов с детскими загадками или сказками.

• Режиссёрская игра по мотивам литературных произведе­ний.

• Подготовка к инсценировке детьми литературного произ­ведения.

• Подготовка к проведению литературной викторины.

Литература

Акулова О. В. Влияние слушания произведений устного народного твор­чества на развитие выразительности речи старших дошкольников // Методиче­ские советы к программе «Детство». — СПб.: Детство-Пресс, 2001.

Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в дет­ском саду. — М.: Гном, 2000.

Полякова М. Н. Организация развивающей среды в средней группе дет­ского сада // Дошкольная педагогика. 2001. № 2.

Сомкова О. Н. Развитие творческой активности ребенка 5-6 лет в про­цессе освоения средств языковой выразительности // Воспитываем дошкольни­ков самостоятельными. — СПб.: Детство-Пресс, 2001.

Солнцева О. В. Развитие субъектной позиции ребенка в режиссерских играх // Методические советы к программе «Детство». — СПб.: Детство-Пресс, 2001.

Приложение 1

Описание методики

Цель: определение ведущей формы общения ребенка со взрослыми.

Проведение обследования. Диагностикаформ общения проводится следующим образом. Педагог приводит ребенка в комнату, где на столе разложены игрушки и книжки, и спрашивает, что бы он хотел: поиграть с игрушками (I ситуация); почитать книжку(II ситуация) или поговорить (III ситуация). Затем педагог организует ту деятельность, которую предпочел ребенок. После этого ребенку предлагается на выбор одиниздвух оставшихся типов деятельности. Если ребенок не может самостоятельно сделать выбор, педагог предлагает последовательно поиграть, потом почитать, а затем поговорить. Каждая ситуация длится не более15 мин.

Во время обследования при выборе каждой новой ситуации педагог заполняет на ребенка отдельный индивидуальный лист протокола (табл. 1). Таким образом, в конце обследования будет заполнено три протокола — на каждую ситуацию.

В случае если ребенок вновь и вновь выбирает, например, игровую ситуацию, не проявляя интереса к познавательному и личностному общению (это отмечается в протоколе, см. графы 2,3, 4), взрослый после самостоятельного выбора ребенка мягко, но настойчиво предлагает ему отдать предпочтение двум оставшимся ситуациям общения (отмечается в графах 5—10 протокола).

В протоколах фиксируются 6 показателей поведения детей:

- порядок выбора ситуаций;

- основной объект внимания в первые минуты опыта:

- характер активности по отношению к объекту внимания;

- уровень комфортности во время эксперимента;

- анализ речевых высказываний детей;

- желательная для ребенка продолжительность деятельности.

Типы общения выделяют по предпочтению одной из трех ситуаций:

1-я ситуация (совместная игра) — ситуативно-деловое общение;

2-я ситуация (чтение книг) — внеситуативно-познавательное общение;

3-я ситуация (беседа) — внеситуативно-личностное общение.

Обработка результатов

При определении ведущей формы общения у детей показатели их действий оцениваются в баллах. Особое внимание уделяется тематике и содержанию речевых высказываний. Наибольшее количество баллов выставляется за внеситуативные, социально-значимые, оценочные высказывания, свидетельствующие о способности ребенка к внеситуативно-личностному общению со взрослыми (табл. 2.).

Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считается та форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.

Таблица 1

Наши рекомендации