Тест «Хороший ли вы отец и хорошая ли вы мать?»
Дорогие досточтимые отец и мать! Мы чувствуем, что вас переполняет любовь к вашим детям. Вы заботитесь о них и желаете сделать их счастливыми. Ваше сердце болит за них, если с ними приключается какая-нибудь беда. Вы хотите для них всех благ.
Однако одного сочувствия недостаточно, потому что скоро придет время, когда мы все предстанем на суд Аллаха (да
будет Он превознесен и препрославлен!). Нас будут судить за все, что мы сделали для или против наших детей.
Ибн Умар (да будет доволен им Аллах!) передает, как
Пророк (мир ему!) сказал: «Все вы являетесь хранителями, и вы ответственны за вверенное вам. Имам (правитель) — хранитель, и он ответственен за своих подданных; мужчина
— хранитель, и он ответственен за вверенных ему (его семью); женщина является хранительницей дома своего мужа и несет ответственность за вверенных ей (семью);
рaб — хранитель имущества своего хозяина, и он ответственен за вверенное ему (имущество). Все вы являетесь хранителями, и вы ответственны за вверенное
вам». Это достоверный хадис.
Ибн Хиббан и ан-Насаи передают в своих достоверных сборниках, что Посланник Аллаха (мир ему!) сказал: «Аллах
спросит с каждого хранителя о вверенном ему, сохранил ли он их или расточил? Он спросит каждого мужа о его семье...»
Итак, готовимся ли мы к этому дню? Можем ли мы честно
ответить на этот вопрос?
Многоуважаемый отец и любящая мать, благодарите
Аллаха за то, что у вас еще есть возможность исправиться.
Аллах всегда готов принять тауба (покаяние) от Своих рабов. Итак, давайте же станем анализировать свои поступки для того, чтобы выявить свои хорошие качества как родителей и постараться развить их, а также для того, чтобы увидеть все ошибки и слабости и суметь от них избавиться. Вы сможете этого добиться, если честно ответите на вопросы данного теста. Да послужит этот тест нашим свидетелем в День Возмездия!
Т е с т
Вопросы для обоих родителей
1. Молитесь ли вы Аллаху о том, чтобы он сделал детей праведными и сохранил их от всякого зла?
2. Наставляете ли вы детей тому, чтобы они соблюдали учение Славного Корана посредством его заучивания, осознания и применения?
3. Стараетесь ли вы учить малышей тому, чтобы они следовали благородной Сунне Пророка посредством ее запоминания, понимания и применения на практике?
4. Побуждаете ли вы детей к запоминанию Прекрасных
Имен Аллаха, их пониманию и следованию их пути?
5. Стараетесь ли вы насаждать в сердце детей любовь к
Пророку (мир ему!)?
6. Приучаете ли вы детей к регулярному посещению ме-
чети?
7. Стараетесь ли вы насаждать любовь к Сподвижникам Пророка (да будет доволен ими всеми Аллах!) в сердцах детей и показывать, насколько важно следовать их наставлениям?
8. Преподаете ли вы детям фикх (мусульманское право) в упрощенном виде?
9. Рассказываете ли вы детям истории о Сподвижниках Пророка, их последователях и обо всех праведных и великих людях?
10. Направляете ли вы детей на то, чтобы они извлекали нравственные уроки из историй, которые вы им рассказываете, и применяли на практике эти наставления?
11. Стараетесь ли вы передать детям такие нравственные ценности Ислама, как правдивость, надежность и честность?
12. Приучаете ли вы сыновей и дочерей одеваться по-мусульмански и не носить не подобающей мусульманам одежды? Учите ли вы дочерей манерам, подобающим
праведной мусульманской женщине?
13. Направляете ли вы сыновей к мусульманским манерам поведения и занятиям и отвращаете ли их от не подобающих мусульманам стилей одежды и причесок?
14.Стараетесь ли вы подбирать хорошие мусульманские имена для детей?
15.Читаете ли вы какие-нибудь книги о правильных методах воспитания?
16.Учите ли вы детей соблюдать пристойную манеру речи и воздерживаться от употребления дурных слов?
17.Стараетесь ли вы поселить в сердцах детей любовь к людям, стремление к помощи угнетенным, нуждающимся и слабым?
18.Следите ли вы за уровнем обучения детей в школе и помогаете ли им продвинуться по пути поиска знания во имя Аллаха для того, чтобы усилить призыв к Исламу и поддержать общину?
19.Уделяете ли вы какое-то время играм и общению с де-
тьми?
20.Стараетесь ли вы привить детям любовь к чтению: как в теории, так и на практике?
21.Обеспечиваете ли вы детей полезными книгами и журналами, чтобы уберечь их от искушения?
22.Приучаете ли вы детей читать о том, что происходит вокруг, особенно в исламском мире?
23.Советуете ли вы детям поддерживать отношения с хоро-
шими людьми и держаться подальше от дурных?
24.Заботитесь ли вы о здоровье детей и побуждаете ли их заниматься спортом?
25.Задумываетесь ли вы о том, что станет с детьми в жизни будущей, так же, как думаете об их будущем в этом мире?
26.Анализируете ли вы свое поведение время от времени для того, чтобы проверить, какой метод воспитания вы применяете по отношению к детям?
27.Учите ли вы детей извлекать уроки из ситуаций, с кото-
рыми они сталкиваются в своей жизни?
28.Помогаете ли вы детям, используя доступные практиче-
ские и теоретические способы, изобретать и открывать?
29.Советуете ли вы детям смотреть подходящие телеви- зионные передачи и отвращаете ли их от программ амо- ральных?
30.Приучаете ли вы детей любить своих родственников и поддерживать с ними добрые отношения?
31.Стараетесь ли вы учить детей арабскому, языку Славного Корана, чтобы они могли любить и понимать его, гордиться им?
32.Являетесь ли вы сами настолько хорошим примером для своих детей, что они могут смело следовать вашим словам и поступкам?
33.Придерживаетесь ли вы определенного плана в воспита-
нии детей?
Вопросы, относящиеся только к отцу
1. Стараешься ли ты поддерживать свою семью халялънъши (дозволенными) доходами и не дозволяешь ли харамную (запретную) прибыль в своей жизни?
2. Приказываешь ли ты своей жене и детям совершать вовремя намазы, в особенности намаз фаджр (утренний)?
3. Берешь ли ты свою семью с собой в приятные путешествия, когда у тебя есть для этого время?
4. Обеспечиваешь ли ты своих детей полезными играми и игрушками, не противоречащими учению Ислама?
Вопросы, относящиеся только к матери
1. Уверена ли ты, что твой дом находится в чистоте и порядке и там существует уютная атмосфера?
2. Учишь ли ты своих детей содержать дом в чистоте и аккуратности, приучаешь ли их делить с тобой ежедневные домашние обязанности?
3. Учишь ли ты своих детей молиться и помогаешь ли им привыкать к этому?
4. Заботишься ли ты о здоровье своих детей, обеспечиваешь ли их здоровой пищей, стараясь избегать избыточной опеки, но и не оставляя их совсем без внимания?
А теперь, дорогие уважаемый отец и любящая мать, вы можете судить, насколько вы успешны в воспитании своих детей.
1.Подсчитайте общее количество очков: поставьте себе 3
очка за ответ «всегда», 2 очка за «иногда», 1 очко за «редко» и
0 очков за «никогда».
2.Сложите все очки для того, чтобы узнать общий резуль- тат, который покажет, имеете ли вы успех или терпите неудачи в воспитании своих детей:
• больше 100 очков — вы чрезвычайно успешный родитель;
• 75-100 очков — вам также сопутствует удача, и у вас есть все необходимые качества для достижения успеха;
• 50-75 очков — вы на правильном пути, но вам следует прилагать больше усилий в воспитании своих детей;
• менее 45 очков — вы находитесь в кризисной ситуации, вам следует исправиться и постараться применить новый подход к своим детям.
Отправная точка
Аллах Всемогущий говорит: «И вспомни рабов Наших, Ибрахима, и Исхака, и Иакуба, обладателей благодеяний и проницательности» (38:45).
В своем толковании Славного Корана имам Ибн Касир (да благословит его Аллах!) говорит, что слова «обладателей
благодеяний и проницательности» относятся к добрым делам,
полезному знанию, истинной вере и сильному внутреннему видению. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах!) сказал:
«Словосочетание "обладатели благодеяний" означает
сильных людей, а слово "проницательность" означает хорошее понимание мусульманского права». Муджахид
сказал, что фраза «обладатели благодеяний» относится к
постоянству в поклонении Аллаху (да будет Он препрославлен!), в то время как слово «проницательность»
относится к поискам истины. Катада и ас-Судди сказали:
«Они были исполнены истинной веры и обладали способностью проникать в суть вопросов религии».
Кроме того, Ибн аль-Кайим (да помилует его Аллах!) подде-
рживает мнение о том, что слова «обладатели благодеяний» в данном случае означают твердость в том, что касается
истины, а «проницательность» означает понимание религии. Можно сказать, что Аллах сказал о подобных людях, как о тех, кто имеет полное понимание истины и идеальное
применение ее на практике.
Для того чтобы оказаться в День Воскресения вместе с такими людьми, мы должны следовать по их стопам. Как отцы
и матери, мы должны приобретать знание в области воспитания для того, чтобы понять методы и цели воспитания и использовать их для развития своих детей. Мы должны не
только понимать их, но и применять на практике в своей жизни.
Теперь главная идея заключается в том, чтобы обратить те
методы воспитания, стиль, идеи и предложения, которые мы
узнали из этой книги, в практический план, отвечающий на- шим детям и их способностям. Затем нам следует приложить огромные усилия, чтобы успешно осуществить этот план. Вот несколько руководящих указаний для осуществления такого плана:
1. Осознание нами правды нашей жизни (с помощью ответов на приведенный ниже тест), расписание времени нашей работы и досуга одновременно с точным определением умственных и физических способностей своих детей.
2. Установление определенного периода для осуществления этого плана (полгода, год, два года). В целом, желательно реализовать его за год.
3. Определение целей нашего плана в рамках установленного периода времени. Ваш план должен быть определенным, целенаправленным и простым в изложении, чтобы можно было легко измерить степень успешности его претворения в жизнь.
4. Выбор методов, которые мы будем использовать для достижения наших целей.
5. Применение этих методов в соответствии с определенным распорядком.
6.Практика методов, по возможности, немедленная.
7.Проверка, по возможности, в конце каждого месяца, ус-
пешности созданного плана. Также необходимо производить
что-то вроде ежедневной, еженедельной или ежемесячной са-
мооценки.
Успешный план воспитания
ДЛЯ ТОГО чтобы помочь родителям использовать методы воспитания, предложения и идеи, о которых рассказывается в этой книге, мы представляем план воспитания с ясно обозначенными целями и тщательно подобранными средствами. Он составлен в соответствии с определенным
расписанием и может оказаться полезным для большинства семей. Однако каждая семья должна согласовать пункты этого плана так, чтобы приспособить его к своим обстоятельствам и возможностям.
Расписание | Методы | Цели |
Одна игра и одна история в месяц 3 раза в неделю Ежедневно Одна игра или одна история из Корана 2 раза в неделю | Объяснение того, насколько важны Прекрасные Имена Аллаха, посредством домашнего театра или каких-либо рассказов Сопровождение детей в мечеть Обращение к Аллаху с молитвой о наставлении детей и даровании им успеха Побуждение детей к заучиванию Корана наизусть посредством домашнего театра или коранических историй | Распространение любви и близости среди членов семьи и всего общества Соединить детей с их Господом посредством любви, надежды и бла- гоговейного страха Привязать детей к Корану с помощью заучивания, осознания и применения на практике Соединить детей с Сунной Пророка посредством запоминания, понимания и применения на практике |
Расписание | Методы | Цели |
Один хадис каждые 2 недели Одно из правовых постановлений каждые 2 недели Ежедневно Одна нравственная ценность в неделю Один раз в месяц | Побуждение детей к запоминанию хадисов путем рассказа его обстоятельств в домашнем театре Использование до- машнего театра для преподавания детям права Побуждение детей к исполнению ежедневных намазов, особенно фаджра Обучение ребенка манерам поведения Пророка в мечети, во время еды и так далее, посредством рассказа некоторых случаев из его жизни в домашнем театре Сопровождение ре- бенка при посещении каких-либо родствен- ников, больных и библиотеки | Внушение детскому сердцу любви к Пророку, его Сподвижникам, последователям и пра- ведникам и следование их наставлениям Научить детей уп- рощенному праву, которое они смогут применять в своем поклонении Аллаху, делах и привычках Приучить детей регу- лярно посещать мечеть Научить детей му- сульманским нравственным ценностям Приучить детей регу- лярно читать полезные произведения |
Расписание | Методы | Цели |
Один раз в неделю | Чтение каких-либо историй, извлечение из них нравственных уро- ков и применение их на практике | Побуждать детей к развитию и творчеству |
Одна книга или журнал в месяц | Помощь ребенку в со- бирании его собствен- ной библиотеки | Устремленность к развитию физической силы и трудолюбия у детей |
Один раз в 15 дней | Использование книг и игрушек для чтения ребенку рассказов | Уберечь детей от нравственного падения |
2 раза в год | Поездки детей с семьей в путешествия |
Игрушка каждые 2 месяца | Выбор игрушек для детей на правильных основаниях | ||
2 раза в неделю | Наблюдение за ус- певаемостью ребенка в школе | ||
2 раза в год | Посещение школы и встреча с учителями для того, чтобы знать уро- вень знаний ребенка | ||
Изготовление одной игрушки в месяц | Помощь ребенку в изготовлении своих собственных игрушек из подручных материалов | ||
Расписание | Методы | Цели | |
Осуществление како- го-либо замысла каждый месяц 2 раза в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю Каждый день Каждый день | Помощь ребенку в приведении в исполнение каких-либо практических идей (домашняя мастерская) Участие вместе с ре- бенком в его научных занятиях, развлечениях, решении загадок... Совместные занятия спортом с ребенком в доме или каком-либо другом подходящем месте Разрешение ребенку участвовать в выполнении домашних обязанностей Приучение ребенка ухаживать за своей кро- ватью, одеждой и вещами Наблюдение за тем, что смотрят дети по те- левидению, и объяснение им, что хорошо, а что плохо | ||
П р и м е ч а н и е
Если следовать этому плану в течение года, тогда, ин ша
Аллах, можно будет получить замечательные результаты:
1. Ребенок сможет полностью усвоить значения 12
Прекрасных Имен Аллаха.
2.Ребенок насладится двумя семейными поездками.
3.Ребенок 144 раза посетит мечеть.
4.Родители 360 раз помолятся о своих детях.
5.Ребенок запомнит 24 хадиса Пророка.
6.Ребенок сможет усвоить и применить 24 правовых поста-
новления.
7.Ребенку будет куплено 6 игрушек.
8.Занятия спортом с ребенком будут проведены 96 раз.
9.Ребенок сможет выучить и применить 24 аята.
10.Ребенку окажут помощь в его учебе примерно 50 раз.
11.Совместное выполнение с детьми их домашних обязан-
ностей произойдет 360 раз.
12.Родители 2 раза посетят школу, где учатся их дети.
13.Наблюдение за телевизионными программами, которые
смотрят дети, пройдет 360 раз.
14.Ребенок получит помощь при совершении намаза регу-
лярно в течение 360 дней (всего 1800 намазов).
15.Ребенок получит помощь, изготовляя 12 игрушек из подручных материалов.
16.На чтение воспитательных книг будет потрачено 72 часа.
17.Ваш ребенок получит 12 книг и журналов.
18.Рассказ историй из сборников и проведение спектаклей
по ним вместе с ребенком (24 раза).
19.В жизнь будут претворены 12 научных идей ребенка
(при вашем участии).
20.Рассказ историй о Пророке, его Сподвижниках и их по- следователях (48 раз), извлечение из них множества нравственных уроков и применение их на практике.
21.Участие в играх с детьми (96 раз).
22.Поиск информации о товарищах ребенка и наставление
его относительно этого (теоретическое и практическое) (24
раза).
23. Просмотр телевизионных новостей и чтение газет и журналов с детьми (48 раз).
24. Сопровождение ребенка при посещении им родственника, больного человека, библиотеки и тому подобных мест (12 раз).
25.Забота о детях и помощь им в уходе за собой (360 дней).
26.Встречи всей семьи (48 раз).
27.Передача (в теории и на практике) детям около 48 прин-
ципов Пророка.
28. Ежедневное подведение итогов (360 раз).
29.Пересмотр плана (6 раз).
Итак, мы молим Аллаха добавить эти действия на чашу ве- сов с нашими добрыми делами в День Воскресения. Да прольет Аллах с их помощью свет на наши могилы и да сделает их защитой от адского Огня, когда ни деньги, ни дети не смогут принести пользу, за исключением того, кто встретит своего Господа с чистым сердцем. Аминь!