Ваш ребенок делает игрушки своими руками
Игрушки содействуют воспитанию и развлечению ребенка:
это научно установленный факт. Когда ребенок делает игрушки своими руками,
|
распространится на всю дальнейшую жизнь ребенка. Он будет человеком трудолюбивым, творческим, способным
работать в коллективе. Вот почему необходимо приучать детей развивать в себе дух, побуждающий к творческой активности. Этого можно достичь, поощряя их создавать для
себя и своих братьев, сестер и друзей игрушки, которые доставят им радость и смогут многому их научить.
Это факт еще более подтверждается исследованием под на-
званием «Игры и детское творчество», проведенным с детьми, находящимися первый год в детском саду в Медине (Саудовская Аравия). Некоторые нижеследующие рекомендации — результат всестороннего исследования в области воспитания, направленного на развитие детского творчества:
«Необходимо поощрять самобытность ребенка, помогая ему мастерить своими руками игрушки из доступных материалов, которые можно найти среди окружающих его вещей. Это поможет развить способности ребенка как изобретателя».
Наибольшую пользу дети могут получить от использования окружающих их доступных материалов, таких как «ветви
деревьев, сухие растения, тростник, пальмовые ветви и листья, арум, жесть, картон, камни, ракушки, бусинки, пробка и лоскутки ткани». Эти материалы обычно считаются бесполезными, но из них можно сделать интересные поделки и применять их различными способами. Итак, нам, как воспитателям, следует собирать ненужные предметы и материалы и умело использовать их для развития воображения и творческих способностей у детей.
Рассматривая биографии Сподвижников Пророка (да будет
Аллах доволен ими всеми!), мы обнаруживаем, что основным принципом их воспитания было использование доступных материалов для изготовления детских игрушек. Об этом аль-Бухари и Муслим рассказывают со слов ар-Руби бинт My'ваз (да будет доволен ею Аллах!), которая сказала:
«Утром в день Ашуры Посланник Аллаха (мир ему и благословение!) отправил глашатая, чтобы возвестить в
селениях ансаров следующее: "Пусть поевший утром (этого
дня) уже не ест до конца его, а соблюдающий пост с самого утра пусть доведет его до конца"». Рассказчица добавляет:
«С тех пор мы соблюдали пост (в этот день) сами и просили
поститься наших детей. И мы ходили в мечеть и делали для них игрушки из шерсти, а когда кто-нибудь из них начинал
плакать, требуя еды, мы давали ему такую игрушку, пока не наступало время разговения». Шерсть была одним из самых доступных материалов в той среде, поэтому она
использовалась для изготовления игрушек.
Внедрение творческой и положительно направленной игры в процесс воспитания наших детей — это убедительный и
подлинный принцип, которого необходимо придерживаться. Далее мы приводим инструкции по изготовлению игрушек, которые ребенок сможет смастерить при помощи взрослых.
Ребенок может использовать какие-либо доступные материалы из окружающей его среды. Да пошлет Аллах удачу нам всем!
Модель первая
Красивая кукла
|
• крепкая гибкая проволока
• длинные шерстяные нити
• полоски ткани
• квадратная или прямоугольная деревянная дощечка
• клей
• краски разных цветов
Указания:
1. Сделайте в мячике отверстие, чтобы можно было вставить туда конец проволоки.
2. Скрутите проволоку и вставьте ее в отверстие.
3. Закрепите другой конец проволоки в деревянной доске
(либо проделав там отверстие и вставив в него проволоку,
либо другим подходящим способом).
4. Красками нарисуйте на мячике лицо, закрепите над лицом полоску ткани (в качестве волос) и приклейте шерстяные нити по двум сторонам головы, чтобы заплести из них две красивые косички.
Следуя этой инструкции, вы сможете смастерить красивую куколку.
Примечание. Когда дети научатся хорошо делать таких кукол, вы можете устроить между ними состязание и награ- дить того, кто изготовит лучшую куклу. Вы также можете
дать им возможность пофантазировать: скажите им, что тот,
кто сделает самую красивую куклу, получит приз.
Модель вторая
Овца для Ида
• клочок натуральной овечьей шерсти
• внутреннее основание рулона туалетной бумаги
• два куска коры: один для ног, а другой для головы
|
• резак
• краски разных цветов
• два картонных кружка
Указания:
1. Приклейте овечью шерсть на цилиндр, закрепите на концах рулона два круглых куска картона, и также оклейте их шерстью.
2. Для того чтобы получилась овечья голова, нарисуйте красками на одном из кусков коры морду овцы, затем прикрепите голову к телу и оклейте ее всю шерстью, за исключением глаз и рта.
3. Из белесого куска коры сделайте ноги и закрепите их в туловище овцы с помощью булавок или клея, затем оклейте их шерстью, чтобы придать им натуральный вид.
4. Чтобы сделать хвостик, прикрепите несколько шерстяных нитей к картонному кружку сзади.
Модель третья
Сохранение равновесия
• две крепкие закрытые жестянки или два толстых деревянных бруска
• длинная крепкая веревка
• молоток
• гвозди разной длины
Указания:
Если вы используете две консервные банки,
|
1. С помощью гвоздя сделайте в консервных банках два отверстия.
2. Вставьте конец веревки в отверстие, затем сделайте на конце узел. То же самое сделайте с другим концом веревки.
3. Повторите это действие с другой веревкой на второй консервной банке.
4. Теперь ребенок может встать ногами на жестянки и,
держась за веревки, ходить.
Если вы используете деревянные бруски, поступайте следующим образом:
1. Прибейте два крепких гвоздя с двух сторон каждого бруска.
2. Привяжите концы веревки к гвоздям.
3. Сделайте то же самое со вторым деревянным бруском.
4. Теперь ребенок может встать ногами на деревянные
бруски и, держась за веревки, ходить.
Примечание. Вы можете устроить между детьми гонки и поручить каждому из детей сделать свои собственные ходули для соревнования. Гонки можно проводить в таком подходящем месте, как сад или детская площадка. Необходимо иметь наготове первую помощь, а победителям следует раздать призы.
Модель четвертая
Копилка
Материалы:
• пустая чашка или любая чистая консервная банка
|
• ножницы
• клей
• краски разных цветов
Указания:
1. Вымойте чашку (или банку, хорошо закрепив на ней крышку). Банку обклейте цветным картоном.
2. На белом картоне нарисуйте что-нибудь, например,
розочку.
3. Вырежите рисунок и закрепите его на чашке или банке.
4. Сделайте горизонтальное отверстие в крышке так, чтобы
ребенок мог просовывать туда деньги.
Модель пятая
Игрушечные весы
Материалы:
• вешалка
• два пластиковых стаканчика
• прочные толстые струны
• несколько кусков мыла
Указания:
|
2. Сделайте три отверстия у края каждого стаканчика, следя за тем, чтобы расстояние между ними было одина- ковым.
3. Вставьте струну в каждое отверстие и закрепите эти три струны в отверстии на конце вешалки. Сделайте то же самое с другим стаканчиком.
4. Нарежьте мыло на кусочки разной величины, символизирующие разные гири (например, килограмм, полкило и так далее).
5. Привяжите получившиеся весы длинной веревкой к потолку или держите веревку сами и используйте их для взвешивания разных предметов.
Примечание. Эти весы могут участвовать в различных играх и занятиях. Например, ребенок может играть в продавца, а другие члены его семьи — в покупателей.
Модель шестая
Всадник на коне
• лист твердого картона
• картонная коробка прямоугольной формы
• несколько цветных веревок и шерсть
• клей
• ножницы и краски разных цветов
Указания:
1. В крышке картонной коробки сделайте два отверстия:
большое — для ребенка, а маленькое — для головы лошади.
2. Нарисуйте на листе картона голову лошади, не забудьте раскрасить ее глаза, нос и рот. Затем наклейте на картон шерсть так, чтобы фигура была похожа на настоящую лошадь.
3. Прикрепите голову лошади в проделанном для нее отверстии.
4. Раскрасьте всю коробку целиком.
5. Ребенок может залезть в сделанное для него отверстие и,
держась за узду из цветных веревочек, «ехать» на лошади.
Примечание. Можно устроить между детьми «скачки»
следующим образом:
1. Выберите день для состязания и сообщите об этом детям.
2. Поручите каждому из детей с помощью родственников сделать себе лошадь.
3. Дайте каждой из лошадей свой номер и произнесите перед началом гонок речь о лошадях и о том, насколько они важны.
4. После «скачек» наградите победителя.
Модель седьмая
Корона из перьев
Материалы:
|
• несколько белых или цветных перьев
• краски разных цветов
• клей
Указания:
1. Разрежьте картон на полоски, соответствующие размеру головы ребенка, и склейте их концы между собой, а затем раскрасьте их.
2. Покрасьте белые перья и дайте им высохнуть или используйте перья натурального цвета.
3. Вставьте перья в отверстия между складками упаковки из-под лекарств или приклейте их к обычной полоске картона и заклейте ее вторым слоем картона.
Теперь корона для маленького принца или принцессы готова.
Примечание. Ребенок может использовать эту корону для игры в короля со своими друзьями или другими членами семьи. Другая хорошая мысль — собрать детей для особого торжества и отдать корону в качестве награды тому ребенку, который сделает самую лучшую корону.
Модель восьмая
Утка
• твердый картон
• резак
• клей
• плотная бумага
|
Указания:
1. Разрежьте картон на 4 части следующим образом:
а — два одинаковых овала для тела;
б—два одинаковых кружка для головы.
2. Вставьте плотную бумагу между каждой парой выре-
занных частей и склейте их вместе.
3. Нарисуйте голову утки на круглых картонках и сделайте ей клюв из плотной бумаги.
4. Вырежьте из картона полоску и прикрепите ее под головой утки, а затем вставьте ее внутрь передней части туловища утки. Она будет служить шеей и ногами и позволит голове
двигаться.
5. Обклейте утку цветной бумагой или раскрасьте ее. (Вы также можете наклеить на ее тело маленькие белые перышки.)
Примечание. Мы можем побудить ребенка изготовить такую утку самостоятельно, пообещав рассказать ему интересную историю, если он сделает ее хорошо. Мы также можем использовать эту утку в качестве рассказчика истории. Таким образом, утка привлечет внимание ребенка и внесет оживление в его занятия.
Модель девятая
Воздушный змей
Материалы:
• большой лист цветной бумаги
• несколько палочек болотного тростника
• крепкая леска
• клей
Указания:
|
2. Для того чтобы изготовить основу змея, разрежьте тростник на тонкие одинаковые палочки нужной длины (число палочек
зависит от формы, которую вы выбрали для своего змея).
Свяжите эти палочки в центре их пересечения с помощью крепкой лески.
3. Обклейте основу змея цветной бумагой. Если у вас маленькие листы бумаги, вы можете склеить их вместе для того, чтобы получился достаточно большой лист бумаги,
способный покрыть всего змея целиком.
4. Свяжите три крепких обрывка лески вместе. Первую леску привяжите между двумя расположенными рядом концами, а вторую — от этих концов к середине, чтобы уравновесить змея. Затем привяжите к месту пересечения длинную леску, чтобы змей мог взлететь высоко.
5. Хвост воздушного змея: приклейте прямоугольные полоски цветной бумаги к крепкой леске, которая должна быть длиннее трех сгибов змея. Затем привяжите хвост к основанию воздушного змея. Позаботьтесь о том, чтобы хвост весил достаточно для того, чтобы не давать змею переворачиваться во время полета.
Итак, воздушный змей готов взлететь.
Но каким образом змей поднимается в воздух?
Ответ на этот вопрос прост: когда змей летит, он попадает в воздушный поток, и воздух толкает его вверх.
Модель десятая
Бумажный вентилятор
Материалы:
• квадратный лист белой или цветной бумаги
• ножницы
• булавка
• маленькая деревянная палочка или карандаш
• пустая ручка
Существует два способа изготовления вентилятора.
Способ первый:
1. Возьмите квадратный лист бумаги и расчертите его по диагонали. Итак, бумага поделена на группу треугольников.
2. Разрежьте бумагу по линиям сгиба до середины (должно получиться 4 треугольника, встречающихся в центре листа бумаги).
3. Загните один конец из двух свободных концов каждого треугольника.
4. Соберите 4 согнутых треугольника в центре.
5. Скрепите их вместе булавкой в центре листа бумаги так,
чтобы острие булавки вышло с другой стороны.
6. Закрепите острие булавки, воткнув его в карандаш или деревянную палочку. Именно таким образом был сделан первый бумажный вентилятор.
Способ второй:
1. Сложите бумагу пополам, чтобы получилось два оди-
наковых прямоугольника.
2. Разрежьте обе половинки на полоски шириной 1 или 1,5
сантиметра.
3. Соедините вместе 3 полоски бумаги.
И все равно возникает важный вопрос: «Почему воздух
поворачивает бумажный вентилятор, когда кто-нибудь дер-
жит его и бежит, или когда он подставлен под воздушный поток?»
Ответ на этот вопрос — в том, что воздух толкает края
бумажного вентилятора. От этого вентилятор начинает вращаться, и чем сильнее оказывается воздушный поток, тем
быстрее вращается вентилятор.