Призыв Пророка, претворенный в жизнь
В своем «Мустадраке» аль-Хаким передает, что Пророк (мир ему и благословение!) дал совет одному человеку, сказав: «Используй пять вещей, прежде чем столкнешься с пятью другими: твою молодость до того, как придет к тебе старость, твое здоровье до того, как придёт к тебе болезнь, твое богатство до того, как придёт к тебе бедность, твое свободное время до того, как ты окажешься занят делами, и твою жизнь до того, как придет твоя смерть».
Ат-Тирмизи передает со слов Абу Хурайры (да будет дово-
лен им Аллах!), что Пророк (мир ему и благословение!)
сказал: «Совершайте благие дела как можно скорее, ибо вам могут помешать семь вещей: бедность, которая отнимает у вас память; богатство, которое делает вас высокомерными; скаредность, которая развращает вам душу; старость, которая делает вас немощными; смерть, которая овладевает душой; Даджжал (антихрист),
являющийся наихудшим из всего, что можно ожидать и предположить, или Судный день, который будет еще несчастнее и горше».
Эти два обращения Пророка ко всем членам мусульманского народа, молодым и старым, богатым и бедным, содержат послание о том, что нужно торопиться
делать добрые дела и использовать нынешнюю жизнь, посвящая ее послушанию Аллаху прежде, чем будет уже слишком поздно о чем-либо сожалеть.
Это отражает огромное стремление наших благочестивых предшественников наилучшим образом использовать свое время, каждую его секунду. Аль-Хасан аль-Басри говорит: «О
сын Адама! Время твоей жизни состоит из определенных дней, когда же день кончается, вместе с ним кончается и часть твоей жизни. Разумеется, что исчезновение некоторых частей
ведет к исчезновению всего целого. Поистине, ты это знаешь, а потому совершай благие дела!» Бишр б. аль-Харис часто говорил: «Вчерашний день прошел, сегодняшний уже
проходит, а завтрашний еще не настал. Совершайте благие дела». В своем назидательном письме к сыну имам Ибн аль-Джаузи пишет: «О сын мой! Дни состоят из часов, часы включают в себя вдохи, и каждый вдох есть сокровище. А
потому будь внимателен, и используй каждый вдох во благо, иначе в Судный день твое сокровище опустеет. В одном хадисе Пророк (мир ему и благословение!) говорит: "Для
того, кто скажет: "Слава Аллаху и хвала Ему", — в Раю будет посажена пальма". Подумай, о сын мой, что чем больше времени человек проведет впустую, тем большего
количества пальм он будет лишен в Раю».
В своем замечательном письме под названием
«Аййуха-л-ва- лад!» («Послушай, сынок!») 8 выдающийся мусульманский ученый имам Абу Хамид аль-Газали пишет
своим ученикам: «Имейте возвышенный, честолюбивый дух,
преодолевайте свои прихоти и обладайте телом, ожидающим
8 Эту книгу можно и нужно прочитать на русском языке. Она выйдет в издательстве «ДИЛЯ» в 2007 году. — Прим. науч. ред.
смерти, ибо вашим последним местом упокоения будет, несомненно, ваша могила. Мертвецы в могилах ожидают вас каждый миг. Берегитесь, как бы вам не попасть туда без припасов (т. е. добрых дел)».
На основании этого великого призыва Пророка и практики наших благочестивых предшественников, мы хотим
упомянуть о некоторых периодически повторяющихся и не повторяющихся событиях и показать, каким образом эти события могут быть использованы родителями в воспитании
своих детей, внушении им правил хорошего поведения и благородных черт характера.
Да поможет нам всем в этом Аллах! Аминь!
Ежедневные мероприятия
Прием пищи
Правила поведения
1. Обучение ребенка правилам поведения и этикету приема пищи в определенное время. Это должно происходить в
атмосфере совершенной доброты. Этикет приема пищи
состоит из следующих правил:
• поминать Имя Аллаха и молиться перед едой*;
• пользоваться правой рукой;
• вкушать ту пищу, которая находится ближе всего к тебе;
• не набрасываться на еду;
• есть спокойно, без жадности;
• мыть руки перед едой и после еды;
• хорошо прожевывать пищу;
• не пачкать одежду;
• восхвалять Аллаха за то, что Он нам дает;
• не отзываться плохо о еде;
• беседовать во время еды9;
2.Приучайте ребенка временами есть простую пищу.
3.Приучайте ребенка предлагать немного еды своему
соседу.
4.Раздача какого-то количества еды бедным.
5.Помощь матери в приготовлении, подаче пищи на стол и
мытье посуды.
6.Отказ от употребления пищи на улице.
7.Все члены семьи собираются за столом и ожидают отсут-
ствующего члена семьи до тех пор, пока тот не придет.
8. Обсуждение некоторых вопросов, касающихся приема пищи: «Зачем мы едим?», «Кто дает нам пищу?», «Что про-
изойдет, если не будет еды?»
Эстетические ценности
1. Через подобное нравственное обучение ребенок познаёт некоторые великие ценности:
• чувство близости к Аллаху Всемогущему, поминание
Его Имени в начале каждого действия и восхваление Его за Его дары;
• следование в точности действиям Пророка (мир ему и благословение!) и проявление любви к нему таким об- разом;
• стремление быть чистым, добрым и спокойным;
• поддержание чистоты тела и одежды;
• выказывание уважения и почтения к другим людям.
2. Ребенок почувствует величие даров Аллаха, посылаемых ему, и ощутит желание удовлетворять нужды бедных.
3. Ребенок научится проявлять сочувствие и доброту по от- ношению к бедным и даже оказывать предпочтение им, а не самому себе.
4. Он научится проявлять любовь по отношению к своим соседям и поддерживать с ними добрые отношения.
9 В отличие от западной культуры, где во время еды принято молчать, следуя принципу «Когда я ем, я глух и нем», в исламской этике, наоборот, есть следует не торопясь, беседуя между собой (но разговаривать следует, только проглотив то, что во рту). — Прим. науч. ред.
5. Он осознает те усилия, которые прилагает его мать, и тя- готы, которые она переносит ради него, и будет добросовестно исполнять свой долг по отношению к ней. Кроме того, он научится разным способам приготовления пищи.
6.Ребенок будет заботиться о чувствах других людей.
7.Он поймет, насколько важно единство внутри семьи.
8.Ребенок станет приписывать дары их истинному Созда-
телю, будет всегда размышлять об этих дарах и понимать, что
если бы все зависело только от его собственных действий, он бы вообще мог остаться без пищи.
Сон
1. Обучение ребенка молитвам и этикету отхода ко сну.
Этикет включает в себя следующие правила:
• совершать омовение перед тем, как отходить ко сну;
• встряхивать перед сном от пыли простыню и одеяло;
• спать на правом боку;
• избегать положения «лежа на животе» во время сна;
• произносить молитву перед сном;
• при необходимости вспоминать молитву против страха и беспокойства;
• произносить особую молитву для хороших сновидений;
• вставая на тахаджжуд («ночное бдение»), необходимо читать специально предусмотренную для этого молитву.
2. Следует спрашивать перед сном о своих бедных соседях и давать им пищу.
3. Перед тем как отправиться спать, ребенок должен поцеловать своих родителей.
4.Чистка зубов перед сном сиваком или зубной щеткой.
5.Высказывание своего намерения в отношении того, что
следует сделать на следующий день. Можно, к примеру,
сказать: «Завтра я сделаю то-то и то-то, ин ша Аллах».
6. Исполнение перед сном своего вирд аль-мухасаба (предшествующее сну воспоминание о своих делах, совершенных в этот день) (см. Приложение).
7.Слушание истории на ночь.
8.Размышление над вопросами о том, почему мы спим и
почему нужно спать на правом боку и так далее.
Эстетические ценности
1. Подобные нравственные правила и следование этикету научат ребенка многим вещам, таким как:
• чувство близости к Всемогущему Аллаху во всякое время;
• чувство любви к Пророку (мир ему и благословение!) и
его Сунне;
• ненависть к Сатане и поиск в Аллахе прибежища от его ловушек;
• радость от ощущения покорности Аллаху во время та-
хаджжуда10.
2. Ребенок будет принимать во внимание хадис, в котором говорится: «Тот не является одним из нас, кто спит с набитым животом, тогда как живот его соседа сводит от голода».
3. Ребенок узнает, как следует исполнять свой долг по отношению к родителям и выказывать им уважение.
4. Ребенок научится постоянно поддерживать чистоту своего рта и зубов.
5.В ребенке поселится надежда и добрые намерения.
6.У ребенка будет возможность вспомнить свои дела,
увидеть, что было хорошим, а что плохим, возблагодарив
Аллаха за первое и попросив прощения за последнее.
7. Из истории, рассказанной на ночь, можно будет извлечь мораль и практические уроки.
8. Ребенок глубоко задумается над своими собственными привычками и, размышляя над ниспосланными ему дарами Аллаха, будет следовать примеру нашего возлюбленного
Пророка (мир ему и благословение!).
10 Тахаджжуд — дополнительная ночная молитва. — Прим. науч. ред.
Подъем
1. Молитва при подъеме с постели11.
2. Совершение омовения и после этого — выполнение
намаза.
3.Следует поцеловать своих родителей.
4.Следует заправить кровать.
5.Чистка зубов.
6.Рассказ своим родителям о хорошем сне, если ребенок
видел таковой.
7.Выполнение какого-либо физического упражнения.
8.Составление расписания на целый день. Можно спросить
ребенка: «Что ты сегодня собираешься делать?»
Эстетические ценности
1. Вырабатывание привычки начинать день с превознесения
Аллаха.
2. Начало дня с омовения и намаза.
3.Проявление послушания по отношению к своим родите-
лям.
4. Помощь своей матери и стремление быть аккуратным.
5.Содержание своего рта и зубов в чистоте.
6.Следование примеру Пророка (мир ему и благословение!)
и ощущение огромной любви к нему.
7. Поддержание физической формы и силы, ибо физически сильный верующий лучше для Аллаха и более любим Им, нежели слабый, хотя оба хороши.
8.Приучение ребенка к планированию своей жизни и рас-
пределению своего времени.
11 Здесь и в других подобных случаях см. «Моя первая книга: ДУ'А» («ДИЛЯ», 2006). — Прим. науч. ред.
Карманные деньги
1. Восхваление ребенком Аллаха после получения своих карманных денег.
2.Выражение благодарности своему отцу.
3.Расходование части карманных денег в каких-либо
благотворительных целях.
4. Сбережение какого-то количества денег на будущее.
5.Размышление над такими вопросами, как, например: «Кто
дает нам деньги?» и «Что ты будешь делать с этими деньга-
ми?»
6. Лишение ребенка карманных денег на некоторое время в виде наказания за непослушание.
Эстетические ценности
1. Проявление благодарности по отношению к Аллаху Все- могущему за Его дары и ощущение того, что Он является единственным подателем всех благ.
2. Ребенок научится выражать признательность своему отцу за его старания и заботу.
3. Ребенок никогда не будет забывать, что существует много людей, страдающих от нищеты.
4.Ребенок научится планировать свое будущее.
5.Это научит ребенка размышлять над дарами Аллаха и
надеяться на Его поддержку.
6. Ребенок поймет, как велика благодать Аллаха, особенно когда он на какое-то время утрачивает эту благодать.
Поход в мечеть
1. Обучение ребенка правилам посещения мечети (это следует делать ласково). Этикет включает в себя следующие правила, согласно которым следует:
• входить в мечеть с правой ноги, а выходить с левой;
• произносить молитву при входе;
• произносить молитву при выходе;
• находясь в мечети, соблюдать тишину и спокойствие;
• ставить свою обувь на специально отведенное для нее место;
• избегать проходить перед людьми, совершающими на-
маз;
• стоять в задних рядах, отведенных для детей;
• экономно использовать воду.
2. Вынос из мечети мусора и участие в ее уборке.
3.Совершение омовения дома и сопровождение своего отца
в мечеть.
4. уборка мусора с дороги и произнесение исламского при- ветствия, в котором говорится: «Мир и благословение да пребудут с вами!».
5. Произнесение молитвы при уходе из дома в дополнение к молитве, читаемой по дороге в мечеть.
6. Обмен рукопожатиями с другими мусульманами и проявление симпатии к ним.
7.Задавание вопросов типа: «Для чего строятся мечети?» и
«Почему мы молимся в мечети?»
Эстетические ценности
1. Следуя этому этикету, ребенок приобретет определенные духовные и нравственные преимущества, в том числе и следующие:
• привязанность к посещению мечети;
• способность прибегать к молитве в любом случае жизни;
• установление дружеских связей в мечети;
• забота о чувствах других людей, боязнь оскорбить их чувства;
• соблюдение чистоты и порядка во всем;
• привычка к умеренному пользованию вещами;
• проявление уважения к старшим.
2. Сотрудничество с другими мусульманами и поддержание чистоты в мечети.
3.Установление тесной связи со своим отцом по примеру
Пророка (мир ему!).
4. Осуществление права находиться на дороге и распространение исламского приветствия.
5.Постоянное молитвенное обращение к Аллаху.
6.Ребенок узнает, что мечеть — это единственное место, где
он может встретить людей, любящих, уважающих и ценящих
его.
7. Возбуждение в ребенке его естественной склонности к совершению благотворительных дел и расходованию денег во имя Аллаха.