Детские проделки и ошибки воспитания
Существует множество родителей, известных своим стрем- лением извлекать пользу из различных ситуаций, с которыми встречаются их дети, для того, чтобы научить их правильным взглядам и религиозному поведению. Но в то же время они бывают заняты и тем, что болезненно реагируют на некоторые нормальные детские проявления, которые, по их мнению,
следует исправлять. Постоянно обращать внимание на плохое поведение — серьезная воспитательная ошибка. Она также способствует расширению пропасти между родителями и детьми, производит очень дурное впечатление на ребенка и наносит вред его чувствам.
Ниже мы вкратце обсудим такие часто случающиеся ситуа-
ции. Мы попытаемся предложить несколько более позитивные действия, которым должны следовать родители в подобных ситуациях, и то, как их можно использовать в воспитательных целях.
Рисунки и каракули на стенах
Такие поступки служат для ребенка источником радости и большого счастья. Когда ребенок рисует на стене или на мебели, он претворяет в жизнь свое естественное чувство невинности, чистоты и простоты. Когда он становится старше, эти вещи остаются для него приятными воспоминаниями. Эти, казалось бы, бессмысленные каракули очень важны и дороги ему. Кроме того, такие каракули служили первым шагом в творчестве многих художников: стены их родных домов были свидетелями первых мазков их кисти. И все же эти детские рисунки и каракули портят стену, и их необходимо смывать. Что же тогда нам делать? Следует ли нам наказать ребенка, чтобы он уже больше не повторял своего проступка? Следует ли нам предоставить ему свободу, чтобы он мог делать это по всему дому?
Давайте рассмотрим следующий пример для того, чтобы найти подходящее решение этой проблемы.
Одна женщина увидела, как ее ребенок рисует на стене
своей комнаты. Ее первой реакцией было огорчение, затем она так рассердилась, что ребенок испугался ее и у него душа
ушла в пятки. Ей было этого недостаточно, она дошла до того,
что стала шлепать мальчика. Тогда в сердце ребенка начала проникать неприязнь, и он разозлился на свою мать.
Эта женщина могла отреагировать на данную ситуацию по-
другому. Она могла сказать что-нибудь вроде: «Малыш! Тебе
не следовало этого делать! Из-за этого стена стала грязной, и всем очень грустно. Давай возьмем этот альбом и будем рисовать твои милые картинки в нем, а я выберу некоторые из них и повешу на стену, чтобы ее украсить. Так лучше, не правда ли?» И мать должна немедленно начать отчищать стену. Ребенок будет тронут мягкостью своей матери и, чтобы выразить свою признательность за ее положительный отклик, скажет: «Я люблю тебя, мама!»
Не лучше ли дать вашему ребенку альбом для рисования,
чтобы он мог рисовать в нем и таким образом сохранять свои работы, которые потом можно будет повесить на ту самую стену, на которой он прежде рисовал? Кроме того, его работы можно будет показать родственникам и знакомым, и радость ребенка будет огромной, когда он получит похвалу и благодарность и, конечно же, какие-нибудь приятные подарки за свою прекрасное творчество.
Подобный вид внимательного обращения с чувствами ребенка будет поощрять его и даст ему возможность проявить
свои творческие силы и природные дарования. Развивая дальше эту тему, шейх Али ат-Тантави (да помилует его Аллах!) сказал: «Однажды я прочел в известном английском журнале: каких-то английских писателей спросили о том, что
является почвой, от которой зависит рост и процветание наук и искусств. Был назначен немалый приз за лучший ответ. Победительницей стала одна знаменитая английская
писательница, которая ответила так: "Это одобрение". Потом она добавила, что "даже достигнув такого высокого положения и приобретя широкую известность в обществе, она
все еще нуждается в одобрительном слове для своего движения вперед, в то время как критика вызывает от- ступление"».
Шум и гам
Естественно, что, когда мы чувствуем усталость, нам хочется поспать для того, чтобы восстановить свои силы и
потом иметь возможность возобновить работу. Но что делать, если ребенок производит такой шум, что вам не удается вздремнуть?
Одна мать может прийти в ярость и прикрикнуть на своего ребенка: «Тихо! Прекрати весь этот шум и гам! Дай нам отдохнуть!» После такого грубого обращения у ребенка не
будет другого выбора, кроме как подчиниться воле своей матери. Однако он не увидит веских причин, по которым ему запрещают играть так, как он хочет.
Другая мать может повернуться к своему ребенку и сказать:
«Дорогой! Не мог бы ты говорить потише, потому что мы очень устали и нам необходимо отдохнуть, чтобы мы могли
потом продолжить свои дела!» Это уже совсем другое дело, и в этом случае ребенок отреагирует позитивно. Ребенок будет спокоен, поскольку ему не запретили играть, а просто
попросили поменьше шуметь. Кроме того, мать объяснила причину, по которой она хочет, чтобы он приглушил свой голос и сделал перерыв на некоторое время.
Важно заметить, что, когда мать при общении со своими детьми тщательно подбирает слова, она, косвенным путем, учит их вежливости в обращении с другими людьми. Мать, которая орет и говорит такие вещи, как: «Заткнись ты,
скотина!», не научит своего ребенка ничему иному, как бранным словам и грубой манере речи. Даже если мать чувствует, что сердится, ей следует скрывать свой гнев и
проявлять доброту. Она может сказать, к примеру: «Подожди, мой дорогой. Имей терпение!» Известно, что наши благочестивые Предки для того, чтобы завоевать рас-
положение своих детей, давали им ласковые прозвища. В одном хадисе рассказывается, что Пророк (мир ему и благословение!) назвал мальчика так: «Абу Умайр! А как там
Нугайр (маленькая птичка)?» Такой подход поможет ограничить использование ругательных имен среди детей, вместо этого, их речь будет характеризоваться чистыми и
пристойными словами.
Одной из характерных черт Пророка (мир ему и благословение!) было доброе и ласковое обращение с детьми. Абу Давуд передает, что Анас б. Малик (да будет доволен им Аллах!) сказал: «Пророк (мир ему и благословение!) был наилучшим примером благонравия. Однажды он послал меня с каким-то поручением. Я ответил: "Я не пойду". Однако про себя я сказал: "Я пойду".
Выйдя наружу, я увидел играющих мальчиков, поэтому я остановился на некоторое время, чтобы на них посмотреть.
Неожиданно я почувствовал, как кто-то положил руку мне на голову. Это был Пророк. Обернувшись, я увидел, что он улыбается, и он сказал мне: "Унайс! А теперь пойди и сделай
то, что я велел тебе сделать!" Я ответил: "Сказано — сделано,
о Посланник Аллаха!"»