Изучение нравственных ценностей и
Направленности личности детей и подростков
Методика "Фантастический выбор"
Игра "Фантастический выбор" помогает выявить личностные ценности ребят. Им предлагаются примерно такие задания:
"Ты отправляешься на необитаемый остров и будешь жить там очень долго, может быть, всю оставшуюся жизнь. С собой можешь взять все, что обозначается пятью словами. Так что же ты возьмешь с собой?"
"Если бы ты стал всего на 60 минут волшебником, что бы ты сделал?"
"Приплыла к тебе золотая рыбка, спросила: "Чего тебе надобно?" Ответь ей".
"У тебя в руках аленький цветочек, как бы ты с ним поступил?"
"Отрывая мысленно лепестки цветика-семицветика, реши, что ты попросишь для себя".
На темы ответов ребят можно выпустить газету с текстами и рисунками. Подросткам такой вид общения интересен: они могут сравнить свои ответы с ответами друзей. Математический обсчет, который проводит педагог, может позволить продиагностировать тенденции нравственных ориентиров детей и подростков.
Методика "Волшебное озеро"
Инструкция: закройте глаза. Совершим небольшое путешествие. Представьте себя на полянке в лесу. Вокруг качают ветвями вековые дубы и шумят стройные сосны. Под ногами ярко-зеленая трава. В кронах деревьев раздается птичий гомон. По небу плывут легкие облака.
По тропинке подходим к озеру. Это необычное озеро. Оно – волшебное. В его поверхности отражается не внешность человека, а то, какой он есть – со своими качествами, чертами характера. В этом озере отражаются поступки человека, которые показывают, какой вы человек.
Посмотрите в озеро. Что отражается на его поверхности? А теперь по той же тропинке, не спеша, вернемся к полянке, откуда началось наше путешествие. Постоим несколько секунд, прощаясь с лесом. Откроем глаза.
Кто хочет рассказать о своем отражении в волшебном озере?
Обсудим наши впечатления.
Методика "Семь желаний"
(составлена И.М. Витковской)
Методика помогает выявить направленность интересов младших школьников.
Ход проведения: каждый ребенок изготавливает цветок со съемными лепестками. Затем вожатый предлагает записать на лепестках желания, исполнения которых детям больше всего хочется. Прежде чем записать желания на лепестке, надо поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ребенок сформулирует семь желаний, которые будут им же проранжированы.
Обработка и интерпретация результатов. Анализ результатов удобно проводить, составив следующую таблицу:
№ п/п | Имя Ф. | Ж Е Л А Н И Я Р Е Б Е Н К А (номера лепестков) | |||
для себя | для родных и близких | для отряда и лагеря | для всех людей | ||
Витя А. | 1, 2, 6 | 4, 5 | |||
Аня Р. | 2, 7 | 3, 4 | 5, 6 | ||
… | ………….. | ……. | ……. | ……. | …… |
… | ………….. | ……. | ……. | ……. | …… |
… | ………….. | ……. | ……. | ……. | …… |
… | ………….. | ……. | ……. | ……. | …… |
… | ………….. | ……. | ……. | ……. | …… |
… | ………….. | ……. | ……. | ……. | …… |
Вова Г. | 5, 6 | 1, 3, 4 |
Познай себя
Методика "Самый-самый"
Инструкция: Перед тобой три (четыре, пять), вертикальные линии, каждая из них обозначает какое-либо свойство личности. На каждой линии найди себя, обозначь точкой, а затем соедини точки одной линией.
Самый Умный | Самый добрый | Самый красивый | Самый трудолюбивый | |||||||||||||||||
Самый Глупый | Самый жестокий | Самый некрасивый | Самый ленивый | |||||||||||||||||
Обработка результатов: линия посередине или выше середины говорит о нормальной самооценке, слишком высокая линия – завышенная самооценка, слитком низкая – заниженная.
Анкета "Самооценка"
1. За что тебя хвалят воспитатели?
2. За что тебя любят родители?
3. Что нравится в людях тебе и твоим товарищам?
4. Какие положительные качества присущи тебе?
5. Какие недостатки отмечают у тебя товарищи?
6. На какие недостатки указывают воспитатели?
7. На какие недостатки обращают внимание родители?
8. Какие недостатки, на твой взгляд, у тебя есть?
Анкета "Кто ты?"
Инструкция:
Отвечай, "да" или "нет" на следующие вопросы.
1. Уважаешь ли ты дружбу?
2. Привлекает ли тебя что-то новое?
3. Предпочитаешь ли ты старую одежду новой?
4. Менял ли ты в детстве более трех раз профессию, которую собираешься выбрать?
5. Теряешь ли уверенность в себе, когда тебе предстоит решить трудную задачу?
6. Коллекционируешь ли что-нибудь?
7. Часто ли бывает так, что ты притворяешься довольным безо всякой причины?
8. Часто ли меняешь свои планы в последний момент?
Запиши себе по 1 очку за ответ "да" на вопросы 1, 2, 6.
Столько же - за ответ "нет" на вопросы 2, 4, 5, 7, 8.
Теперь подсчитай набранные очки и смотри результаты теста.
Свыше 6 очков:
Ты уравновешенный человек. У тебя легкий, хороший характер.
От 3 до 6 очков:
Твой характер не назовешь легким. Твое хорошее настроение может легко превратиться в плохое. А это отражается на твоих отношениях с друзьями. Решительность в делах тебе бы не помешала.
Менее 3 очков:
Почему ты не веришь в свои силы? Надо больше доверять людям, искать друзей среди тех, кто тебя окружает.
Рисуночный тест "Какой я?"
Инструкция: Из этих фигур выберите ту, которая вам больше понравилась.
Интерпретация результатов:
· квадрат - трудолюбивый, упорный, педантичный;
· прямоугольник - любознательный, интересующийся всем новым;
· треугольник - целеустремленная сильная личность, лидер;
· круг - доброжелательный, сочувствующий другим людям;
· зигзаг - творческий.
РАЗДЕЛ 2. ТЕКУЩАЯ ДИАГНОСТИКА (основной период)