Некоторые приемы целеполагания.

Цель урока

Содержательная: Рассмотрение вопросов строения вещества, строения молекул, формирование объективной необходимости изучения нового материала;

Деятельностная: Формирование у учащихся новых способов деятельности (умение задавать и отвечать на действенные вопросы; обсуждение проблемных ситуаций в группах; умение оценивать свою деятельность и свои знания).

Задачи

Обучающие: Формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при построении ответа, выполнении заданий и поисковой деятельности.

Развивающие:Развивать умения строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления.

Воспитательные:Создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.

Создает проблемную ситуацию, которая подтолкнет учащихся к формулированию цели урока.

(Учитель демонстрирует изображения различных веществ: воды и углерода в разных формах)

Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу (различные свойства воды, водяного пара, льда; графита и алмаза)

2. Обучение, как уже отмечалось, связано с осуществлением двух видов деятельности: преподавания (деятельности учителя) и учения (деятельности учащегося). Назначение деятельности учителя состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Учитель ставит перед учащимися задачи, постепенно усложняя их и тем самым обеспечивая поступательное движение мысли ребенка по пути познания. Учитель же и создает необходимые условия для успешного протекания учения: отбирает содержание в соответствии с поставленными целями; продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения; использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием учащихся.

Управление процессом преподавания предполагает прохождение определенных этапов в соответствии со структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности: планирования, организации, регулирования (стимулирования), контроля, оценки и анализа результатов.

А) Этап планирования в деятельности учителя завершается составлением календарно-тематических или поурочных планов.

Б) Этап организации деятельности учащихся в процессе обучения включает в себя постановку учебных задач перед учащимися и создание благоприятных условий для их выполнения

В) Преподавание предполагает регулирование и корригирование процесса обучения на основе непрерывного текущего контроля.

Г) Завершающим этапом обучения, как и педагогического процесса в целом, является анализ результатов решения педагогической задачи

Деятельность учащихся в процессе обучения, или учение, имеет свою структуру, закономерности развития и функционирования. Возможность ее осуществления обусловлена способностью человека регулировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире, в конечном итоге выражающиеся в знаниях, умениях и навыках, системе отношений и общем развитии.

Важнейшим компонентом учения являются мотивы. Следующий компонент учения — учебные действия (операции), совершаемые в соответствии с осознанной целью.

Таким образом, понимая сильные и слабые стороны каждого ученика, педагог побуждает его опереться на свои внутренние силы, помогает там, где ученик объективно не может сам найти адекватного решения.

3. «Целеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах

Учебная проблема существует в двух основных формах: как вопрос для исследования, который иногда воспроизводит формулировку темы урока; как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который будет новое знание, являющее темой урока.

Первый путь Постановка учебной проблемы через проблемную ситуацию или побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Проблемная ситуация – это противоречие между: двумя фактами, новым фактом и старой теорией, необходимостью и невозможностью. Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у учеников эмоциональную реакцию удивления, ощущение творческого затруднения.

Проблемная ситуация « С удивлением» Столкнуть противоречивые факты, теории или мнения учеников. Что удивляет? Какие видите факты? Сколько есть мнений? Сравните их. Вы как думали? А как на самом деле? Какой возникает вопрос? Сформулируйте проблему. Какой будет тема урока?

Второй путь постановки учебной проблемы на уроке - подводящий диалог Подводящий диалог – система (логическая цепочка) посильных вопросов и заданий, которые приводят класс к формулированию темы урока.

Результаты обучения 1) Компетентность (способность человека результативно действовать в нестандартных ситуациях) 2) Целостная картина мира 3) Субъективность (стремление брать на себя ответственность за исход дела, способность к отчету) 4) Владение полной структурой деятельности

Цель урока

Содержательная: Рассмотрение вопросов строения вещества, строения молекул, формирование объективной необходимости изучения нового материала;

Деятельностная: Формирование у учащихся новых способов деятельности (умение задавать и отвечать на действенные вопросы; обсуждение проблемных ситуаций в группах; умение оценивать свою деятельность и свои знания).

Задачи

Обучающие: Формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при построении ответа, выполнении заданий и поисковой деятельности.

Развивающие:Развивать умения строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления.

Воспитательные:Создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.

Создает проблемную ситуацию, которая подтолкнет учащихся к формулированию цели урока.

(Учитель демонстрирует изображения различных веществ: воды и углерода в разных формах)

Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу (различные свойства воды, водяного пара, льда; графита и алмаза)

2. Обучение, как уже отмечалось, связано с осуществлением двух видов деятельности: преподавания (деятельности учителя) и учения (деятельности учащегося). Назначение деятельности учителя состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Учитель ставит перед учащимися задачи, постепенно усложняя их и тем самым обеспечивая поступательное движение мысли ребенка по пути познания. Учитель же и создает необходимые условия для успешного протекания учения: отбирает содержание в соответствии с поставленными целями; продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения; использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием учащихся.

Управление процессом преподавания предполагает прохождение определенных этапов в соответствии со структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности: планирования, организации, регулирования (стимулирования), контроля, оценки и анализа результатов.

А) Этап планирования в деятельности учителя завершается составлением календарно-тематических или поурочных планов.

Б) Этап организации деятельности учащихся в процессе обучения включает в себя постановку учебных задач перед учащимися и создание благоприятных условий для их выполнения

В) Преподавание предполагает регулирование и корригирование процесса обучения на основе непрерывного текущего контроля.

Г) Завершающим этапом обучения, как и педагогического процесса в целом, является анализ результатов решения педагогической задачи

Деятельность учащихся в процессе обучения, или учение, имеет свою структуру, закономерности развития и функционирования. Возможность ее осуществления обусловлена способностью человека регулировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире, в конечном итоге выражающиеся в знаниях, умениях и навыках, системе отношений и общем развитии.

Важнейшим компонентом учения являются мотивы. Следующий компонент учения — учебные действия (операции), совершаемые в соответствии с осознанной целью.

Таким образом, понимая сильные и слабые стороны каждого ученика, педагог побуждает его опереться на свои внутренние силы, помогает там, где ученик объективно не может сам найти адекватного решения.

3. «Целеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах

Некоторые приемы целеполагания.

1. Формирование цели при помощи опорных глаголов.

Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью опорных глаголов. Можно предложить учащимся готовый набор глаголов, при помощи которых осуществляется запись цели (изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать...).

2. Работа над понятием.

Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Например, тема урока в 7 классе " Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия". Необходимо объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Далее, от значения слова определяем цель урока.

3. Подводящий диалог.

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

4. Создание проблемных ситуаций

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная. Приемы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор того или иного приема определяется содержанием учебного материала, целью данного урока.

Например, в 10-м классе при закреплении навыков решения задач на тему «Движение тела под действием нескольких сил», наряду с задачами на движение тела по горизонтали и вертикали предложить задачу на движение тела по наклонной плоскости. Таким образом, проблемную ситуацию можно создать заранее, а на следующем уроке необходимо подвести учащихся к формулированию цели урока. Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои. В ходе обсуждения учащиеся выдвигают различные цели.

4. Современный урок готовится и проводится в рамках системно-деятельностного подхода. Системно-деятельностный подход - методологическая основа федеральных государственных образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности

При подготовке к уроку учитель, так или иначе (осознано или на интуитивном уровне) проходит несколько этапов:

Этап моделирования:когдапроисходитпроцесс определения основных его параметров урока, набрасывается эскиз урока, это начальный этап перевода теории урока в практику.

Этап проектирования:этап разработки компонентов педагогического процесса (задач, принципов, содержания, методов, форм учебной деятельности).

Этап конструирования:создание технологии обучения учащихся как процесса освоения ими учебного материала.

Эти этапы позволяют педагогу на самом уроке чувствовать себя свободно и дают возможность импровизировать.Сценирование образовательной ситуации на уроке это возможность при необходимости изменять план урока в соответствии с вариантами непонимания и типами ошибок обучающихся, обучать их конкретным способам деятельности, использованию сочетаний различных способов при решении учебной проблемы.

Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Сформулируем основные цели и пути их достижения для урока каждого типа.

1тип урока - открытия нового знания (ОНЗ).

Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2 тип урока – урок отработки умений и рефлексии.

Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.

Отличительной особенностью урока рефлексии является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях

3 тип урока – уроки построения системы знаний (уроки общеметодологической направленности)

Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

Целью уроков общеметодологической направленности является построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему.

4 тип урока - уроки развивающего контроля

Деятельностная цель:формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции

Содержательная цель:контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов

Какой урок можно считать современным? Современный – отвечающий на вызовы времени и закладывающий основания для будущего.

Урок должен быть: 1) обучающим – умению эффективно действовать в нестандартной ситуации на основе целостной картины мира.

) воспитывающим – высшие ценности, смыслы, высокие мотивы, «самопроцессы», субъективность.

3) развивающим – деятельность, мышление, рефлексию.

Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся.

Сформулированы правила активизации процесса обучения, которые отражают принципы организации проблемного обучения:

1) вести учащихся к обобщению, а не давать им готовые определения, понятия;

2) развивать самостоятельность мысли с помощью творческих заданий;

Наши рекомендации