Глава 3 Бихевиористские характеристики детей с отклонениями развития
В главе рассматриваются некоторые проблемы, возникающие у детей с отклонениями развития при адаптировании к обучению, независимо от того, происходит оно дома или в школе. Тщательно рассматриваются особые поведения детей с отклонениями развития, такие как вспышки раздражения, чрезмерный ритуалистичный и стереотипный маннеризм, плохая мотивация на достижение и отсутствие внимания.
При изучении идиосинкразии детей с отклонениями развития нам напомнили о том, такие дети скорее отличны друг от друга, чем похожи. Таким образом, описываемые здесь характеристики, в частности в отношении агрессии и раздражительного поведения, могут не быть характерными для вашего ребенка. Многие или большинство таких детей очень уязвимы и неагрессивны; следовательно, раздел об управлении агрессивным и раздражительным поведением, возможно, не применим к вашему ребенку. Однако, могут быть применимы разделы относительно мотивационных дефицитов или проблем со вниманием.
К началу
Чрезмерные вспышки раздражения
Зачастую, если начинаешь что-то требовать от детей с отклонениями развития, они испытывают приступ раздражения. Эти вспышки раздражения могут быть серьезным препятствием при обучении более надлежащему поведению. Вспышки раздражения вашего ребенка могут быть незначительными, например, в форме крика или серьезными, такими как удары, царапание, кусание взрослых или других детей, кидание на пол, переворачивание мебели, разбивание стекла или нанесение себе повреждений посредством кусания, и ударов головой об стену и т.д. Иногда приступы раздражения очень короткие и длятся несколько секунд или минут. В других случаях это может продолжаться часами, ежедневно и буквально годами, что вызывает необходимость физических ограничений или седативного лечения. Особенно трудно контролировать вспышки раздражения, когда ребенок становится старше или физически сильнее и может представлять угрозу для тех, кто за ним ухаживает.
Иногда ребенок становится довольно неприступным во время вспышки раздражения, но после того как она прошла он абсолютно спокоен и в абсолютной власти. Это привело к тому, что некоторые люди стали считать вспышку раздражения связанной с манипуляцией, а не выражением глубокосидящей эмоциональной проблемы.
Давайте вкратце подитожим, что мы знаем о вспышке раздражения:
1. Вспышка раздражения обычно представляет собой реакцию ребенка на фрустрацию, такую как утрата привычного поощрения или изменение режима.
2. Вспышки раздражения становятся сильнее, если вы уступаете (убираете требования) или устраиваете по их поводу много шума. Есть непреодолимое подтверждение того, что, обращая внимание на ребенка в связи со вспышками раздражения и саморазрушительным поведением, вы можете подчиниться и увеличить такое поведение.
Если вы будете игнорировать вспышки раздражения, они вероятно исчезнут. Если вы в состоянии терпеть крики и шум и если ребенок не причиняет себе или вам большого вреда, постарайтесь «пробраться» через вспышку раздражения, и вести себя так, словно ее не существует. Это понятие носит название пресечение. Иногда его сложно применять к взрослому или ребенку, поскольку ребенок продолжит нападать, зачастую достигнув «пика» (прилив пресечения), прежде чем постепенно уменьшится поведение. Таймаут (отворачивание или помещение ребенка в изоляцию) иногда представляет собой легкий способ справиться со вспышками раздражения (учителю не приходится мириться с шумом). Однако, помните о том, что для некоторых детей таймаут является вознаграждением (если ребенок не любит находиться в классе, он может предпочитать таймаут), в этом случае он не сработает.
Иногда шлепки - эффективный способ прекратить вспышку раздражения (даже не смотря на то, что ребенок может ударять себя гораздо больнее во время приступа, чем вы, шлепая его). Очень хорошо «поймать» вспышку в начале; чем дальше она зашла, тем сложнее ее контролировать.
5. Если первоначально вспышки раздражения вызваны фрустрацией, можно уменьшить вспышки, если избегать ситуации фрустрации. С другой стороны, совсем удалив ситуации фрустрации, вы не можете быть уверены в том, что ребенок будет усердно изучать. Также постепенно ребенку придется научиться справляться с ситуациями фрустрации не испытывая сильных вспышек раздражения. В любом случае, попытайтесь уменьшить «чрезмерно» высокий уровень фрустрации.
Крайне важно, чтобы при контролировании вспышек раздражения, независимо от применяемого метода, вы были крайне осторожны и не вознаградили ребенка по невнимательности за нежелательное поведение. Например, саморазушительное поведение социально формируется в первую очередь людьми, которые не хотят усугубить поведение, и если вы не можете воздержаться от непреднамеренных и возможно незаметных поощрений, любая попытка прекратить саморазрушение обречена на провал. Очень печально, что люди, стремящиеся помочь ребенку с саморазрушительным поведением, причиняют ему больше зла, чем добра. Он становится рабом своей привязанности.
Часто случается, что когда вы начинаете первый урок (говоря ему, что ему нужно сидеть спокойно, чтобы начался урок), у него возникает вспышка раздражения, которая направлена на то, чтобы вы отступили и отказались от требований. Дети зачастую хорошо умеют управлять родителями и другими взрослыми посредством такого мощного примитивного поведения. В действительности они решают, как должен быть организован их режим и каковы должны быть правила. Очевидно, что вы должны полностью изменить эти правила.
В защиту детей необходимо сказать о том, что их вспышки раздражения вызваны сложностью понимания того, что происходит. Приступы раздражения и агрессия могут быть их реакцией на фрустрацию и непонимание; это их способ сообщения того, что они хотят. Но это не служит оправданием для вас, если вы позволяете продолжаться вспышкам раздражения. Мы все испытываем состояние фрустрации, если не понимаем. Невозможно обучать ребенка, который пугает своего учителя и которого нужно «накачать» лекарствами и ограничить, чтобы успокоить раздражительное поведение. Отсюда необходимость того, чтобы вы контролировали ситуацию. Вам придется научить его более подходящим способам справляться с вашими требованиями.
Помните, что если он вел себя тихо в течение 2-3 секунд, вы должны вознаградить его за хорошее поведение («Ты хорошо сидел») и тут же возобновите обучение (если вы замешкаетесь с требованиями, эта задержка может быть его вознаграждением за вспышку раздражения и он будет их продолжать). Постепенно увеличивайте временной интервал, требуемый для того, чтобы он вел себя тихо, то есть не испытывал приступов раздражения.
Насколько мы можем сказать во вспышках раздражения нет ничего «безумного», «сумасшедшего» или «психотичного», даже если иногда они выглядят очень гротескно. Некоторые дети заходят настолько далеко, что калечат себя, кусая свои руки и ударяя голову. Однако к нашему большому удивлению согласно данным (Lovaas&Simmons, 1969) приступы раздражения и нанесение себе повреждений являются очень эффективными и реальными средствами коммуникации ребенка с вами, которые говорят о том, что он либо хочет любви и внимания, либо хочет, чтобы вы перестали его беспокоить, перестали от него требовать. В действительности наши исследования приступов раздражения показывают, насколько рациональным может быть это поведение.
Главное в приступах гнева заключается в том, чтобы не допустить, чтобы такое поведение вас испугало. Оставайтесь спокойным и рациональным. Ребенок может выглядеть безумным, но он не является таковым. Вероятно, он пытается вами управлять и не имеет никакого значения, осознает ли он это намерение. Чем безумней он выглядит, тем сильнее он вас испугает и тем хуже ему будет. В действительности, люди с таким поведением сбивали с толку психиатров и психологов годами. Как и другие люди, ваш ребенок предпочитает контролировать ситуацию и руководить ею. Не позволяйте ему: вы ею руководите.
Многие учителя и родители осознают, как агрессивное и раздражительное поведение ребенка препятствует нахождению ребенка дома или в хороших школах, где он мог бы учиться. Все что ребенку нужно сделать, это ударить себя по голове или укусить себя и это напугает многих взрослых и других детей. Затем его отправят в более примитивное место и возможно посадят на лекарства. Иногда есть очень огромный противовес между его нахождением дома или в сообществе, где он может учиться и помещением куда-нибудь наподобие государственной больницы, где он может жить растительной жизнью до конца дней. Немногие люди осознают, что твердость в нужное время успокоит ребенка, сделает его «цивилизованным», поспособствует его обучению и поможет избежать неприятностей.
К началу
Самовозбуждение
У некоторых детей с нарушением развития наблюдается ряд повторяющихся стереотипных особенностей, таких как раскачивание, вращение, извивание, размахивание руками, пристальный взгляд, стук, вращение глазами и косоглазие. Мы называем такого рода поведение самовозбуждением (краткая форма от самостимулирующего поведения), так как складывается впечатление, что дети используют его, чтобы себя «стимулировать». Стимуляция может быть визуальной, слуховой или осязательной. Обычно это поведение повторяющееся и однообразное и может происходить ежедневно и длиться годами. Далее мы подытожим все, что в настоящее время известно о самовозбуждении:
Самостимуляторное поведение обратно пропорционально связано с числом и частотностью другого более социально приемлемого поведения. Если другие поведения имеют высокую частотность, частотность самостимуляторного поведения низкая. Очевидно ребенок «нуждается» в возбуждении, и если он не может достигнуть этого через приемлемое поведение, он начинает заниматься самовозбуждением. Из этого явствует, что есть потребность в стимуляции (возбуждении) и оно нужно для поддержания нервной системы. Раскачивание, пристальный взгляд и извивание, возможно, являются «пищей» для нервной системы; без них детская нервная система разрушается и атрофируется. В этом смысле самовозбуждающие поведения необходимы ребенку. Если вы не можете предложить ему более подходящего поведения, рассмотрите возможность позволить ему продолжать самовозбуждение.
Самостимулирующее поведение может использоваться как награда. Мы применяли его в качестве поощрения ребенка, как еду и воду. То есть можно позволить ребенку заниматься самостимуляцией (самовозбуждением) в течение 3-5 секунд в качестве поощрения за правильное выполнение какой-то задачи.
3. Самовозбуждение уменьшает или блокирует реактивность на внешнее возбуждение. То есть если ребенок на уроке занимается самовозбуждением, мала вероятность того, что он обратит внимание на учителя. Зачастую, вознаграждение, получаемое от самовозбуждения сильнее вознаграждения, предлагаемого учителем. Самостимуляция похожа на наркотик: с ними обеими трудно конкурировать. Таким образом, мы рекомендуем следующее: во время обучения учитель активно подавляет самовозбуждающее поведение ребенка. Например, если ребенок самовозбуждает себя, когда учитель с ним говорит (когда он [учитель] хочет, чтобы на него обратили внимание), он может физически его ограничить, громко сказать «Нет», а также использовать иные аверсивы для прекращения самовозбуждения (но при физическом сдерживании ребенка, таком как удержание его рук в спокойном положении, возникает проблема, так как контакт со стороны учителя может восприниматься как поощрение за самовозбуждение). То есть, ребенок может научиться самовозбуждать себя, чтобы учитель до него дотрагивался. Как только он прекращает самостимуляцию, учитель его за это вознаграждает («хорошо смотришь» и «хорошо слушаешь») и дает ему указание. Учитель может позволить ребенку самовозбуждение после того, как он повел себя правильно, в качестве вознаграждения за правильные действия.
4. Подавление одной формы самостимулирующего поведения может привести к увеличению другой, менее преобладающей формы самовозбуждения. Например, если ребенок много раскачивается, и такое раскачивание подавляется, на смену ему может прийти визуальное пристальное вглядывание. Если подавляется пристальное вглядывание, вместо него наступают напевание и хмыканье. В этом случае задача заключается в том, чтобы помочь ребенку развить форму самовозбуждения, которая создает минимальное препятствие для обучения и является более социально приемлемой, чем другие формы самовозбуждения. Например, напевание и хмыканье, как и пристальное разглядывание менее осуждаемы социально, чем прыжки вверх вниз и хлопанье руками и ногами. Необходимость в самостимулирующем поведении также может предоставить идеальную основу для формирования игры и занятий спортом. Эта возможность обсуждается далее.
К началу
Мотивационные проблемы
Зачастую дети с отклонениями развития не мотивированы изучать школьные предметы. Возможно, такое отсутствие мотивации вызвано неудачами и фрустрацией, которые они уже испытали, учась, или возможно плохая мотивация является главной причиной, по которой они отстают в отношении академических и социальных навыков. В любом случае часто тот факт, что «ты ведешь себя правильно» не является достаточно вознаграждающим. Наоборот, то, что «ты ведешь себя неправильно» часто не является в достаточной мере аверсивным (хотя есть ряд значительных исключений). Многие из других нюансов и трудных вопросов, связанных с достижением и недостижением цели часто пропускаются ретардированными детьми. Вместо того, чтобы полагаться на «естественную» или внутреннюю мотивацию учителю необходимо создать систему внешнего поощрения/наказания, обычно в форме еды или преувеличенной социальной похвалы, с одной стороны и громкого «Нет» или физических аверсивов с другой стороны. Признаком хорошего учителя считается тот факт, что он может найти способы мотивации малоспособного ученика учиться как можно нормальней. В главе 1 обсуждалось применение поощрений и наказаний, но давайте вкратце подведем итог:
Общее правило: позвольте ребенку делать то, что ему нравится (есть, заниматься самостимулированием, получать одобрение), после того как он сделал то, что вы от него хотели. На поощрение должно уходить минимальное количество времени: 1-5 секунд.
Вначале применяйте чрезмерные позитивные поощрения, когда ребенок учится выполнять задачи. Когда вы убедитесь, что ребенок овладел задачей, «истончите» поощрение и постепенно ожидайте, что он покажет как хорошо справляется без позитивного поощрения. Медленно «истончайте» награды для вновь наученных поведений, иначе эти поведения не сохранятся. Это важно, так как вы хотите использовать поощрения для нового обучения, а не для удержания ранее наученных поведений.
Помните, то что мы сказали о контролировании и минимизации внешней мотивации: не позволяйте ему заниматься самостимуляцией, пока вы его учите. Это вызвано тем фактом, что самостимуляция и «дрейфование» слишком хороши для него. Не стоит ожидать, что вы сможете с ними состязаться, по крайней мере, не в начале. Следовательно, пресекайте самостимуляцию. Если он и должен заняться самостимуляцией, то только в качестве поощрения за то, что он впервые выполнил то, что от него хотели.
4. Если ребенок уже беспокоится о неудаче, не наказывайте его за нее. Он сам себя наказывает. Вы скоро обнаружите, что ребенка, начинающего с беспокойства, легко учить. У него значительная мотивация. Все что вам нужно сделать – научить его поведениям, которые «дают повод» для беспокойства. Поведениям, помогающим уменьшить его [беспокойство].
5. В начале вам, возможно, придется использовать искусственные и преувеличенные мотиваторы, но хороший учитель постепенно «уменьшит» эти мотиваторы, чтобы учебная ситуация выглядела как можно более нормальной. «Нормализация» мотивационной структуры крайне важна для передачи обучения через окружающую среду и предотвращения повторения (рецидива).
6. Часто с недоразвитыми детьми применялись жетоны. Жетоны (такие как чипы для игры в покер) используются как «деньги» на которые ребенок «покупает» дополнительные услуги, такие как мороженое, специальные одолжения или просмотр шоу по телевизору. Ценность жетонов устанавливается на ранних стадиях, когда ребенку дают то, что он хочет, например, укусить какую-нибудь еду, при условии, что он сперва дал вам жетон. Вы можете начать с того, чтобы он давал вам жетон за укус еды. Как только ценность жетона установлена, вы даете ему жетоны в качестве вознаграждения за поведение, которому стараетесь его научить. Другими словами, он может «заработать» эти жетоны, по одному, если будет вести себя соответственно. Впоследствии жетоны можно «обналичить» на еду, свободное время, просмотр телевизора и т.д. Преимущество жетона в том, что он представляет собой внешнее и конкретное вознаграждение, которое иногда упрощает обучающую ситуацию.
Жетоны, конечно, могут использоваться в качестве наказания. Ребенок может потерять ранее заработанный жетон, если ведет себя неподобающим образом. Однако, следует помнить, что жетоны, как и еда являются «искусственными» поощрениями, и от них нужно в скорейшем времени избавляться. Таким образом, обучение ребенка становится как можно более естественным, что способствует переносу обучения во внешнюю среду «без жетонов».
7. Помните, что чем более необычны (менее «естественны») поощрения, тем в меньшей степени ребенок будет переносить то, чему научился на внешние ситуации. То есть, генерализация (перенос) наученного поведения из одной ситуации в другую связана с тем, до какой степени у этих двух ситуаций общие поощрения. Например, если вы используете поощрение в виде еды в одной ситуации, то поведение, сформированное при помощи этих поощрений, нельзя перенести на ситуацию, где не применяются поощрения в форме еды. Или ребенок может вести себя хорошо, если голоден (и хочет получить поощрение в виде еды), и, следовательно, ведет себя плохо, когда пресыщен. Снова, хорошее обучение переносит ребенка от искусственных поощрений к более естественным, что способствует генерализации наученного поведения.
К началу