Индивидуальные различия в поощрениях
Когда вы начинаете больше узнавать о ребенке, вы сталкиваетесь с разнообразными неожиданными и идиосинкразическими ситуациями, которые доставляют ему огромное удовольствие и которые можно использовать в качестве поощрений. Обычно родителям они известны и они могут сэкономить учителю месяцы усердной работы, поделившись с ним опытом. Например, если дети очень увлекаются музыкой, то в качестве вознаграждения за правильное поведение можно позволить им послушать любимый музыкальный отрывок в течение нескольких секунд. Также в качестве вознаграждения можно позволить ребенку подержать любимый предмет в течение нескольких секунд. Если дети любят оставаться одни, можно в качестве вознаграждения оставлять их одних. Список продолжается в зависимости от варьирования поощрений для каждого ребенка.
Для одного ребенка объятие и поцелуй в щеку может являться поощрением, а для другого «наказанием» (он даже может хныкать и гримасничать, когда вы его целуете). Поэтому, целуя и обнимая ребенка, который этого не хочет, вы, вероятно, не помогаете ему учиться. С другой стороны, почти каждый ребенок любит кушать, поэтому при использовании поощрений в форме еды вы чувствуете большую уверенность в своих действиях. Некоторые дети не любят есть, когда вы их кормите, особенно когда вы кормите их в качестве вознаграждения за правильное поведение. Возможно, они не хотят давать вам возможность такого контроля над ними, или не хотят доставлять вам удовольствие от их поощрения. Вам придется «пройти» через это сопротивление и все-таки кормить и поощрять их, поскольку постепенно они примут это поощрение (и то, что вы босс) если вы будете настойчивы. Также удивительно, что есть дети, которые вознаграждаются посредством вашего гнева и слова «Нет». Позже мы остановимся на этом подробней.
К началу
Внешнее и внутреннее поощрение
Внешние поощрения контролируются другими. Такие поощрения разумно использовать на ранних стадиях обучения, так как вы получаете больший контроль над процессом обучения, и такие внешние поощрения побуждают многих детей учиться. Есть другой набор поощрений, внутренние поощрения, имеющие большое, возможно решающее значение для действительно успешного результата. Это те поощрения, которые для ребенка являются присущими выполнению задачи.
Некоторые с самого начала показывают, что задание для них является вознаграждающим, другие учатся находить внутренние поощрения после воздействия задачи, однако некоторые так и не находят задач, которые являются вознаграждающими сами по себе, им нужно полагаться на внешние поощрения. В следующих главах мы подробней поговорим о внутренних поощрениях. Но один пример поможет проиллюстрировать значение внутренних поощрений. Некоторые дети совсем не говорят, они немые в начале, и для того, чтобы научить их говорить вам понадобятся внешние поощрения, такие как одобрение и еда. Когда ребенок произносит звуки, он получает еду. И что же происходит: некоторые дети, которые ранее были немыми, спустя несколько месяцев или год такой внешне мотивируемой программы «говорения» (как обучение вербальной имитации, обсуждаемое в главе 10) начинают говорить без явного внешней системы поощрений. Они становятся эхолалическими, то есть, они начинают «повторять» все, что вы говорите, так же как это делают нормальные дети, независимо от того, поощряете ли вы их. В этой программе «соответствие» (когда ребенок звучит как взрослый) несомненно, становится наградой за говорение. Ребенок соответствует и это соответствие явно вознаграждение для него. Учитель может отказаться от внешнего поощрения (еда или похвала).
Внутренние поощрения имеют место, если преподавание идет хорошо, но в начале можно использовать внешние поощрения, чтобы ребенок занимался. Некоторым детям не нравится говорить, даже после существенного обучения с вашей стороны. Для таких детей, возможно, необходимо программировать специальные внешние поощрения, такие как еда и активность, зависящие от их «вечного» говорения, что, несомненно, делает программу вербального языка обременительной и довольно неосуществимой. Далее в нескольких местах мы обсуждаем переход от внешнего к внутреннему поощрению.
К началу