Принцип воспитывающего обучения.

Заключается в том, что преподаватель должен не только передавать знания ученику на уроке, вырабатывать у него умения и навыки, он должен воспитывать ученика как всесторонне развитую личность. Макаренко говорил, что "всякая работа на уроке - есть работа воспитательная", т.е. всё то, что происходит на уроке должно воздействовать, на ученика, а, следовательно, воспитывать.

Воспитательное воздействие на ученика производит точность учителя,

тот учебный материал, который используется на уроке, отношения между учителем и учеником:

Этот принцип предполагает единство образовательных и воспитательных задач обучениям. Например: изучение крупной формы воспитывает в ученике интеллект и чувство формы, этюды и упражнения - четкость, пунктуальность и т.д.

Принцип доступности

Требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей школьников, чтобы они не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье. Принцип доступности связан с возрастными особенностями учеников, с уровнем их общего развития. Музыкальное развитие отличается от общего тем, что оно не так жестко связано с возрастными нормами (нередко младшие школьники исполняют сложную программу и наоборот). В музыкальном обучении доступность связана не столько с возрастным, сколько с индивидуальными возможностями учащихся (уровнем музыкальных способностей, работоспособностью в соответствии с этим педагог планирует работу). Каждый преподаватель должен знать, что при усложненном содержании обучения, у ученика резко понижается мотивационный настрой, ослабевают волевые усилия, падает работоспособность.

Однако принцип доступности ни в коей мере не означает, что содержание обучения должно быть упрощенным, элементарным. Упрощенное содержание не дает дальнейшего развития учащегося. Теория Выгодского (развил Занков):

Преподаватель должен ориентироваться на зону ближайшего развития, тогда обучение будет развивающим.

Вывод:

Принцип доступности учитывается при выборе программы, при объяснении содержания произведения, трудных мест, ориентируемся на уровень учащегося, но не упрощаем.

Принцип наглядности.

Заключается в том, что объяснение нового материала должно опираться на наглядные, доступные пониманию ученика образы, т.е. те, которые имеются в его памяти. Принцип наглядности предполагает использование наглядных пособий: показ репродукций, портретов, диафильмов, видеофильмов, слушание музыки в звукозаписи и т.д. В музыкальной педагогике самым главным видом наглядности является показ учителя на инструменте.

Различают исполнительский показ и педагогический. Исполнительский показ – это художественное исполнение с целью ознакомить ученика с произведением, раскрыть его образный строй. Педагогический показ – может сопровождаться анализом игры ученика, указаниями на способы овладения учеником игровых приёмов. Педагогический показ может быть утрированным для того, чтобы выделить недочёты исполнения ученика.

Ян Амос Коменский называл принципы наглядности «золотым правилом дидактики». Психологическим обоснованием этого принципа является особенность восприятия человека. Наглядность предполагает усиленное внимание потому, что к объяснению (логическому восприятию) добавляется зрительное, слуховое, осязательное восприятие, что улучшает понимание этого объяснения.

Принципы научности.

Однако доступность и наглядность обучения не означают, что оно должно быть облегчённым. Наоборот, обучение должно вестись, опираясь на особенности ученика с одной стороны, с другой стороны – должны соответствовать достижениям современной музыкальной науки. В этом заключается принцип научности. Учитель должен объяснить ученику с научной точки зрения, используя научную терминологию. Научную терминологию учитель должен давать постоянно, контролируя понимание их учеником. Многие педагоги уделяют мало внимания этому принципу. Тогда на определённом этапе преподавания происходит разрыв между его практическими достижениями и их научным обоснованием. Тогда обучение происходит эмпирическим путём «из рук в руки», ученик не получает базовых знаний, «школы игры». Такое обучение резко критиковал К.Д.Ушинский, говоря, что «педагогическая практика без теории – то же, что и знахарство в медицине».

Принцип систематичности.

Исходит из того, что нельзя обладать предметом обучения, если изучать его от случая к случаю, отрывочно и нерегулярно. Занятия должны посещаться регулярно, изложение предмета проводится последовательно, систематически выполняется домашнее задание. Этот дидактический принцип включает в себя такие требования как связывание незнакомого материала с о знакомым, изложение от простого к сложному, от лёгкого к трудному. Суть этого принципа в том, чтобы освоение каждой области знаний последовательно углублялось и расширялось. Тогда будет систематически накапливаться и исполнительский фонд умений и навыков.

Наши рекомендации