Управление инновационными процессами
Термин «инновация» означает новшество, изменение, введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу под этим понятием понимают введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Инновации являются носителями новшества, средствами доставки изменений в обновляемую систему. Инновации без новшества бессодержательны. Но и новшество без инновации — это только абстрактная, чисто теоретическая возможность улучшить состояние дел. Управленческие новшества и инновации включают различные жизненные циклы и логические структуры. Инновации в цикле своего развития имеют определенные стадии: зарождение идеи, целеполагание, разработка идеи нового, реализация нового, распространение и рутинизация (отмирание). Жизненные стадии инноваций тесно связаны со стадиями развития коллектива, осваивающего новое.
Совокупность отдельных управленческих инноваций образует общий инновационный процесс в управлении школой, который в свою очередь является составной частью еще более широкого инновационного процесса в системе общего образования территории, региона, страны и т.д.
Инновационный процесс — это совокупность отдельных инноваций (нововведений), каждая (каждое) из которых
понимается как отдельный, частный инновационный процесс. И именно этим процессом необходимо управлять руководителю школы.
В условиях инновационного режима идет активный процесс личностного самоопределения как учащихся, так и педагогов. Это отражается на характере взаимоотношений людей. Результатом инновационных процессов является использование как теоретических, так и практических новшеств. Учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста инновационных процессов. Управление ими обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и использование в профессиональной деятельности новых концепций, теорий, идей, технологий, методик, передового педагогического опыта.
Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств:
обновлением системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа;
усилением гуманитаризации содержания образования;
непрерывным изменением объема учебных дисциплин;
введением новых учебных предметов, которые требуют постоянного поиска новых организационных форм и технологий обучения;
изменением характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств;
вхождением общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения;
созданием новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных.
В реальной практике характер инновационных процессов определяется содержанием предполагаемых результатов, степенью сложности и новизны внедряемых предложений, а также степенью готовности учителей-практиков к инновационной деятельности.
При управлении инновационными процессами в школе с учетом прогноза конечных результатов основная часть
этих действий обсуждается коллегиально. Самые крупные мероприятия программной инновационной деятельности разрабатываются групповым методом.
В конкретной программе определяют исходную позицию деятельности каждого члена коллектива (или звена школы), прогнозируют окончательный результат деятельности, определяют время для достижения намеченной цели, обеспечивают улучшение существующих условий.
При управлении инновационными процессами важное место занимает контроль за результатами. Назначением и задачами контроля являются:
аналитическая оценка достигнутых результатов, соответствующие выводы для проведения работы по регулированию процесса образовательной деятельности;
оценка деятельности всех участников инновационного процесса, их конкретных результатов и соответствующие выводы для коррекции поведения и деятельности коллектива;
оценка результатов управления инновациями в соответствии с комплексно-целевой программой и соответствующие выводы по регулированию управляющих воздействий;
формирование каналов прямой и обратной связи для информирования и стимулирования участников инновационного процесса.
Управление школой влияет на результат ее функционирования.