Анализ семейных взаимоотношений
Для того чтобы понять личность ребенка, очень важно знать ту ближайшую ему социальную среду, в которой он воспитывается. Так, дома, в семье, ребенок находится в иных по сравнению со школой условиях воспитания, поэтому задача школьного учителя состоит в том, чтобы помочь родителям ученика продолжить линию воспитания, начатую в школе. И сам педагог справляется со своими задачами успешнее, если в лице родителей находит помощников.
Знакомство с семьей школьника учитель может начать с небольшой анкеты для родителей. С помощью ее можно получить данные о социально-бытовых условиях, в которых живет семья ученика, и о понимании родителями задач, целей семейного воспитания и их усилиях в данном направлении. Анкета заставит и самих родителей задуматься об отношении к ребенку и выявить просчеты в семейном воспитании. На основании результатов анкеты определятся основные вопросы для беседы с родителями ученика.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
2. Говорят ли с вами дети «по душам », советуются ли по личным вопросам?
3. Интересуются ли они вашей работой?
4. Знаете ли вы друзей ваших детей?
5. Бывают ли они у вас дома?
6. Участвуют ли дети с вами в хозяйственныхзаботах?
7. Проверяете ли вы, как они учат уроки?
8. Есть ли у вас общие с ними занятия и увлечения?
9. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
10. «Детские праздники» — дети предпочитают, чтобывыбыли с ними, или хотят проводить их без взрослых?
11. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
12. А телепередачи и фильмы?
13.Бываете ли вместе с детьми на выставках, в театре ит. д. ?
14. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристических походах, походах за грибами и т. д. ?
15. Предпочитаете ли вы проводить отпусквместе с ними или нет?
ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КЛАССА
У каждого человека есть круг ближайшего общения, индивидуальная социальная микросреда. Она во многом определяет его развитие, успехи в делах, общее эмоциональное благополучие. Каждый член группы занимает в ней определенное место. В ней складывается для него своя неповторимая система взаи-
моотношений. В эту систему входят деловые и личные взаимоотношения.
Деловые отношения связывают людей как исполнителей определенных социальных ролей. Но, исполняя общественную роль, человек не перестает быть личностью, которая избирательно и пристрастно относится к другим людям. К одним школьникам учащийся испытывает симпатию, другие ему неприятны, третьи — безразличны. Неодинаково относятся в классе к нему самому. Все эти отношения составляют систему личных взаимоотношений. Они оказывают сильное влияние на жизнь каждого школьника и деятельность класса в целом. Личные взаимоотношения никем специально не устанавливаются. Они складываются стихийно и определяют положение в классе каждого учащегося.
Если это положение благоприятно, школьник чувствует симпатию со стороны своих одноклассников, сам им симпатизирует и осознает себя принятым группой. Такая психологическая ситуация переживается им как чувство единства с группой и уверенности в себе. Неблагополучность положения во взимоотноше-ниях с одноклассниками, переживание своей обособленности в группе может служить причиной состояния тревожности и быть источником тяжелых осложнений в развитии личности. Такие школьники нередко оказываются втянутыми в хулиганствующие или воровские компании, плохо учатся, агрессивны, грубы в общении со сверстниками и взрослыми. Они чаще других приобщаются к курению, алкоголю, наркотикам. Личные взаимоотношения, сложившиеся в группе, обусловливают образование небольших тесных группировок, играющих заметную роль в жизни класса. Нередко они более значимы для школьника, нежели органы коллектива и его формальные единицы. В группировках складываются своя этика, системы ценностей, требования к личности, способы разрешения конфликтов. Часто все это противоречит общественной морали, закону, требованиям педагогов и одноклассников, что создает серьезные трудности в осуществлении учебно-воспитательного процесса. В неофициальных группировках выделяются свои неформальные лидеры, часто превосходящие официальных лидеров и даже учителей по силе своего влияния на членов группировки.
Управление формированием коллектива и развитием личности немыслимо без знания его действительной внутренней структуры и положения в ней каждого школьника.
Для изучения личностных взаимоотношений в группе школьников широко используются различные разновидности
социометрического метода, предложенного в1934 г. американским социологом Морено.
Межличностные отношения в классном коллективе можно изучить с помощью методики «Выбор в действии», положение школьника в системе межличностных отношений позволяет оценить методика «К кому ты обратишься?», мотивы выбора в системе межличностных отношений можно исследовать с использованием методики * Выбор одноклассников». Все вышеперечисленные методики представлены в книге Л. М. Фридман, Т. А. Пушкиной, И. Я. Каллунович «Изучение личности учащегося и ученических коллективов» (М. : Просвещение, 1988 г. ).