Как осуществляется целеполагание?

Процесс выработки, рождения целей и определения задач сложен и по времени достаточно длителен. Многое зависит от того, какие цели и задачи мы хотим определить.

В целеполагание классного руководителя условно входят следующие этапы:

а) диагностика педагогического процесса, анализ результа­тов предыдущей совместной деятельности участников работы;

б) моделирование целей и задач, возможных результатов;

в) организация коллективного целеполагания, совместной целеполагающей деятельности учителей, учащихся, родителей;

г) уточнение целей и задач, внесение коррективов в перво­начальные замыслы, составление программы педагогических действий по их реализации с учетом предложений детей, роди­телей и прогнозируемых результатов.

Чтобы цели и задачи, планы их реализации были актуаль­ными, реальными и доступными, необходимо осуществить ди­агностику исходной ситуации, в которой находятся участники совместной деятельности. Целесообразно изучить состояние педагогического процесса, индивидуальные и возрастные осо-

бенности детей, результаты их деятельности на предыдущем этапе, опыт организации их совместной работы, опираясь при этом прежде всего на оценку, информацию самих школьников.

Участие детей в осмыслении своего предыдущего опыта по­зволяет им сознательно подойти к определению общих и инди­видуальных целей, достичь их гармонии.

Этап диагностики в целеполагании особенно важен, так как позволяет классному руководителю выявить наиболее значимые педагогические средства, действенные моменты в предыдущем опыте, соотнести оценки эффективности работы взрослых и детей, а следовательно, лучше понять запросы, по­требности школьников, оценить совместную деятельность пе­дагогов и учащихся с позиции самих детей.

На основе информации, полученной в ходе диагностики, со­вместного анализа работы, классный руководитель определяет первый вариант педагогических и организационно-педагогичес­ких задач.

На этом этапе целеполагание осуществляется как индиви- , дуальная мыслительная деятельность классного руководителя по выработке целей и задач, определению главных путей их до­стижения, Для проектирования актуальных целей и задач не­обходимо собрать информацию по следующей схеме:

а) каковы общие цели воспитания;

б) об особенностях цели воспитания в регионе,данном уч­реждении, классном коллективе;

в) какие задачи школа решала в текущем году, успешность

их выполнения;

г) о задачах, поставленных в работе с классом в текущем году, и успешности их решения;

д) к решению каких задач подошел коллектив на следующем

этапе;

е) о возможностях реализации целей, которые может предо­ставить школа, микрорайон, район, город и т. д.

ж) о готовности ученического коллектива крешению бли­жайших задач.

На третьем этапе сущность взаимодействия классного руко­водителя и школьников заключается в том, чтобы задачи, сто­ящие перед классным руководителем, его замыслы трансфор­мировались в задачи и замыслы школьников, а проблемы, выражающие интересы детей и актуализированные на первом этапе целеполагания (на этапе диагностики), конкретно и осоз­нанно оформились в общие цели совместной деятельности пе­дагогов и детей. В этом случае используют различные приемы:

вместе с детьми вспоминают проблемы, трудности, возникшие в предыдущий период жизнедеятельности коллектива, помога­ют школьникам сформулировать вопросы, подсказанные эти­ми проблемами.

Учащиеся быстрее и осознаннее воспринимают цель, присва­ивают ее, если то, что предлагает педагог, связано с их кон­кретной жизнью, с возможным результатом, с потребностями подростков скорее стать взрослыми, и выражено серьезно, зна­чимо, доверительно, ярко и эмоционально (B. C. Безрукова).

Четвертый этап целеполагания в определенной мере повто­ряет второй, но по содержанию и объему работы может суще­ственно отличаться. Здесь классному руководителю целесооб­разно проанализировать следующие вопросы: а) организацию взаимодействия педагогов и учащихся в процессе целеполага­ния; б) согласованность общих и личных целей детей, педаго­гических и жизненно-практических задач; в) прогнозирование, предучет интересов и потребностей детей; г) удалось ли провес­ти свои педагогические замыслы через школьников.

Выделение этапов целеполагания весьма условно, так как все они взаимосвязаны, в реальной практике пронизывают друг друга. Описание их носит обобщенный характер и мо­жет быть применено к различным типам целеполагания. Ме­тодика целеполагания при этом будет отличаться временны­ми рамками, набором педагогических приемов и действий детей.

Предложенные выше этапы и методические рекомендации могут быть использованы при проведении целеполагания на уровне классного коллектива, конкретной личности, на перс­пективу, год, период, для конкретного дела. В любом случае эффективность целеполагания определяется степенью присво­ения общей цели, нахождением и осознанием в ней личностно­го смысла каждым учеником, а также соответствием целей и до­стигнутого результата.

Целеполагание, как правило, логично, естественно перехо­дит в планирование работы до реализации намеченных целей •и задач.

§ 4. Каким должен быть план работы классного руководител я ?

Планирование в значительной мере предопределяет резуль­таты и эффективность работы классного руководителя. Целе­направленное и четкое, оно помогает избежать многих ошибок

и отрицательных явлений. Обоснованный план позволяет наме­тить общие перспективы и конкретные пути решения педаго­гических задач.

Как показывает практика, к плану нередко относятся лишь как к административному требованию, а процесс планирова­ния, к сожалению, ограничивается рамками составления и на­писания. При таком подходе план носит формальный характер и не может быть ориентиром в деятельности. Эффективность до­стигаемых результатов и успех любой работы во многом зави­сят от того, насколько грамотно она планируется.

Предназначение плана — упорядочить педагогическую де­ятельность, обеспечить выполнение таких требований к педа­гогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.

В самом общем представлении план — документ, указыва­ющий содержательные ориентиры деятельности, определяю­щий ее порядок, объем, временные границы.

План будет помощником в работе, если при его составлении выдерживается ряд требований.

1. Целенаправленность, то есть планируемое содержание и формы работы, должны предусматривать реализацию кон­кретных целей и задач. Каждое дело, действие должны спо­собствовать решению поставленных задач. В зависимости от цели каждая форма работы имеет свою специфику использо­вания.

2. Ориентация на реализацию потребностей и интересов де­тей, на их развитие, что предполагает учет предложений школь­ников и родителей при планировании, изучение их ценностных ориентации.

3. План должен быть результатом совместного творчества педагогов, учащихся, родителей.

4. Связь педагогического процесса с жизнью общества, практической деятельностью детей, что означает: создание условий для применения школьниками знаний на практике;

отражение основных событий страны в жизни коллектива;

включение детей в активную деятельность, преобразование окружающей среды.

5. Ориентация на комплексный характер планов, что пред­полагает:

— разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие многообразных интересов и способностей детей;

— положительное влияние на разные стороны, свойства лич­ности;

— включение школьников в разные виды деятельности;

— целостность воздействия на сознание, чувства, поведение детей.

6. Предусмотрение условий для выбора учащимися различ­ных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе.

7. Обеспечение преемственности содержания и форм дея­тельности: исключение неоправданного дублирования, учет предыдущего опыта, видение перспективы.

8. Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, что предполагает учет особенностей каж­дого ученического и педагогического коллективов, уровня их развития, сложившихся традиций; педагогическая обоснован­ность планируемой работы в соответствии с задачами коллек­тива, каждая из которых может быть реализована конкретны­ми делами.

9. Реальность и разумная насыщенность плана. Общий ход планирования можно представить тремя этапа­ми:

— составление классным руководителем проекта плана (его контуров);

— коллективное планирование (апробация, корректиров­ка, проверка замыслов классным руководителем, сбор пред­ложений, идей учащихся, родителей, учителей класса);

— внесение классным руководителем корректив в первона­чальные замыслы, проект плана с учетом результатов коллек­тивного планирования; окончательное оформление плана.

При планировании работы классному руководителю необ­ходимо учитывать:

— результаты предыдущей работы и выводы, полученные входе анализа;

— педагогические и организационно-педагогические зада­чи;

— материалы, рекомендации педагогических и методичес­ких исследований по работе с учащимися и классным коллек­тивом, родителями;

— передовой опыт страны, города, школы;

— возможности родителей, общественности;

— воспитательный потенциал социального окружения шко­лы, предприятий, культурных учреждений;

— традиционные праздники учебного года;

— события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;

— события, даты, связанные с жизнью и деятельностью вы­дающихся людей;

— традиции школы, классного коллектива;

— дела, проводимые ближайшими культурными учрежде­ниями;

— планы школьного коллектива;

— предыдущие планы классного коллектива и классного ру­ководителя;

Необходимо различать планы работы классного руководи­теля, совместные планы педагогов и учащихся, родителей, а также планы самих детей. Естественно, что все планы взаи­мосвязаны. Так, план работы классного руководителя состав­ляется с учетом тех дел, которые определены детьми, в нем от­ражается позиция классного руководителя по отношению к этим делам или роль в их подготовке: помощь, консульта­ции для организаторов дела, методическая работа с активом детей, педагогами школы, родителями и т. п.

Классный руководитель может составлять различные

планы:

— план работы на год, полугодие, четверть, месяц, неделю,

день;

— план работы по важнейшему направлению на опреде­ленный период (месяц, год, несколько лет), например по нрав­ственному воспитанию учащихся, профориентационной ра­боте;

— план подготовки и проведения дела (родительское собра­ние);

— план работы с творческим объединением, с родительским

комитетом и т. п.

— план самообразования по совершенствованию педагоги­ческого мастерства.

Основным документом в работе классного руководителя яв­ляется план на учебный год (полугодие). Рекомендуются сле­дующие разделы этого плана.

1 . Анализ педагогической работы за прошедший учебный год (структура анализа предлагается в следующем параграфе дан­ной главы).

2. Задачи работы классного руководителя на новый учебный год, к определению, формулировке которых предъявляются следующие требования:

— вытекают из анализа работы;

— отличаются от задач предыдущего года;

— конкретны и реальны для выполнения;

— пронизывают всю планируемую работу с учащимися и ро­дителями, классным коллективом.

3. Работа с коллективом учащихся.

4. Взаимодействие с педагогическим коллективом.

5. Работа с семьей, общественностью.

Общепринятой формы и структуры плана работы классного руководителя быть не может. Педагогу необходимо творчески подойти к составлению плана, учитывая особенности классно­го коллектива, условия школы, а также опыт своей работы. Структура и форма плана классного руководителя могут быть разнообразными, главное, чтобы они были удобны для работы и оперативной корректировки.

В практике существует несколько вариантов форм планов, каждый из которых обладает определенными достоинствами и недостатками.

Важно, чтобы форма и структура плана позволяли видеть цели и задачи работы, текущие и перспективные дела, вносить коррективы, а также отражали взаимодействие участников пе­дагогического процесса.

Так, например, содержание и формы работы с ученическим коллективом могут быть представлены следующим образом (см. таблицу 3),

Целесообразно использовать и такую структуру плана, ко­торая предусматривает планирование работы не только с уча­щимися, но и с педагогами класса, щколы и родителями (таб­лица 4).

Одна из форм, используемых в практике классными руко­водителями, предлагается в таблице 5.

Данная форма предполагает соединение в себе перспектив­ного, календарного и текущего планирования. При оформлении плана в тетради на каждую неделю отводится один разворот листа. Это позволяет предусмотреть основные дела на весь год и в то же время вносить дополнения и изменения.

Целесообразно составление плана индивидуальной работы с каждым учащимся, что возможно, если классный воспитатель является освобожденным от учебной работы, занимая полную ставку педагога, и имеет время для целенаправленной работы с каждым ребенком.

Приступая к планированию, необходимо помнить о том, что этот процесс длительный, не заканчивающийся написанием плана, а продолжающийся в течение года, поскольку составля­ются более частные, конкретные планы дел, мероприятий, да и сами планы постоянно корректируются.

Таблица 3

РАЗДЕЛ ПЛАНА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С УЧЕНИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

Задача   Основные мероприятия   Дата   Ответственные   Отметка выполнении  

Таблица4РАЗДЕЛ ПЛАНА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Задача   Основные мероприятия   Работа с учащимися   Работа с педагогами   Работа с родителями, обществен­ностью  

Таблица 5

РАЗДЕЛ ПЛАНА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Направление работы классного руководителя   Работа с ученическим коллективом   Работа с родителями, семьей   Работа с педагогами, общественностью  
Неделя  
Общение              
Здоровье              
Учение              
Досуг              

§ 5. Как организовать коллективное целеполагание и планирование в классе?

Классный руководитель является организатором коллектив­ного планирования. Он должен предвидеть дальние перспекти­вы и магистральные пути развития системы педагогической работы с классом, учесть возможности родителей и обществен­ности, изменения, которые ожидаются в окружении школы. Он продумывает координацию усилий учителей, учащихся, роди­телей в достижении поставленных задач. Помогает школьни­кам ознакомиться с передовым опытом работы школы, района, города, страны, предусматривает сохранение и развитие тради­ций в коллективе, придает плану и планированию идейную на­правленность.

Руководящая роль классного руководителя в процессе пла­нирования не означает, что детям отведена пассивная роль ис­полнителей, По мере развития коллектива и учащихся часть организаторских функций передается активу школьников, органам самоуправления детей: информация, полученная от них, очень часто является определяющей при выдвижении пер­спектив, выборе содержания и форм работы, вносит существен­ные коррективы в замыслы классного руководителя.

Необходимость и важность взаимодействия педагогов и уча­щихся в процессе планирования обусловлена также тем, что знания и опыт взрослых дополняются нестандартностью, ори­гинальностью детских решений.

В зависимости от условий взаимодействия классного руково­дителя и детей процесс планирования работы может проходить на нескольких уровнях: 1-й уровень — классный руководитель привлекает учащихся к планированию; 2-й уровень — совмест­ное планирование педагога и детей; 3-й уровень — педагог помо­гает школьникам в планировании. Везде предполагается участие детей (с различной степенью активности) в анализе проделанной работы, выдвижении задач, отборе содержания и форм дальней­шей работы, обсуждении планов.

Характер и уровень взаимодействия классного руководите­ля и учащихся зависят от многих обстоятельств: возраста де­тей, предыдущего опыта планирования, подготовленности пе­дагога, типа планирования и т. д.

Итог, показатель эффективностиуспеха этого взаимодей­ствия можно кратко выразить следующим образом: школьни­ки включили в план то, что им хотелось, но захотели они того, что хотел и считал целесообразным педагог.

Часто дети, участвуя в планировании, предлагают то, что уже им известно, что носит развлекательный характер. Воз­никает проблема: как обогатить опыт учащихся новыми идея­ми, формами. Ее решение зависит от умения педагога провес­ти свои замыслы, идеи через детей и родителей в процессе планирования. С этой целью могут быть использованы следу­ющие способы:

— предварительная разъяснительная и подготовительная работа классного руководителя с лидерами, авторитетными в коллективе учащимися, с которыми обсуждаются возможные

варианты идей и замыслов;

— выступление перед участниками планирования человека, учащегося или взрослого, который был участником или очевид­цем важной для коллектива идеи, формы работы;

— встречи с коллективом, где апробирована, реализуется не­обходимая и педагогически целесообразная идея;

— создание проблемной ситуации, которая выводит детей, родителей на нужное решение, необходимую для коллектива

идею;

— выбор варианта, формы, средства из нескольких предло­женных и обоснованных педагогом;

— включение (внедрение) классного руководителя «на рав­ных» в работу творческих поисковых групп;

— конкурс на лучшее предложение в план, создание «банка идей», когда педагог может внести и свою идею как рядовой

участник поиска;

— обобщение и интеграция классным руководителем идей,

высказанных детьми, родителями, когда педагог ненавязчиво включает и свою идею в обобщенный вариант;

— подсказывающие, проблемные вопросы в ходе обсужде­ния плана;

— проведение «акта добровольцев» по организации какого-либо дела, после чего добровольцы становятся проводниками

идей в коллективе;

— чтение и обсуждение литературы, которая может подска­зать нужную идею, замысел;

— анализ проделанной работы, в ходе которого при соответ­ствующих акцентах и специально поставленных вопросах уча­щиеся и родители выходят на нужную идею.

Классному руководителю важно позаботиться о том, чтобы был составлен, наглядно оформлен и доступен всем план уче­нического коллектива. Он часто представляет из себя план-сет­ку, где отражены основные дела и события класса, а также

школьные мероприятия, в которых дети решили участвовать. Лучше, если учащиеся сами выберут или создадут свою форму плана.

Таким образом, целеполагание и планирование работы классного руководителя предусматривает организацию ак­тивной и творческой работы учащихся, родителей, учителей класса. Покажем это на примере планирования работы на учебный год, которое может быть представлено следующими этапами.

1. Коллективный анализ деятельности класса с привлечени­ем родителей, всех учащихся, учителей и определение задач на следующий учебный год — апрель-май (подробнее об этом см.

в следующем параграфе).

2. Составление анализа работы классным руководителем и формулировка задач на следующий год — начало июня.

3. Составление предварительного варианта плана работы классного руководителя с учетом педагогических и организаци­онно-педагогических задач — июнь.

4. Коллективное планирование работы в ученическом и ро­дительском коллективах с привлечением учителей, организо­ванное классным руководителем, — 1-3-я недели сентября.

4. 1. Знакомство учащихся с предполагаемыми событиями в стране в очередном году, с возможными формами участия в них детей, обзор событий школьной жизни.

4. 2. Сбор предложений в план работы:

— поиск творческими группами полезных дел (дела для нас самих, для сплочения коллектива; дела для младших, в сотруд­ничестве с младшими; дела на пользу окружающим людям, для школы; совместные с родителями дела);

— конкурс на лучшее предложение дела на пользу и радость окружающим по результатам «разведки»;

— анкетирование (какие дела прошлого года особенно по­нравились и почему, какие дела сплотят, сдружат наш кол­лектив, кому и как может принести пользу, радость наш коллектив);

— предложения ответственных за конкретные участки ра­боты коллектива.

4. 3. Определение или уточнение тематики классных воспи­тательных часов, предложенных классным руководителем (ан­кета, коллективное обсуждение).

4. 4. Игра «Интерес». Этапы игры:

— предлагается написать на листочкахперечень своих ув­лечений, любимых занятий;

— дети поочередно выходят к доске и фиксируют свои ув­лечения; составляется список любимых занятий учащихся

класса;

— учащиеся добровольно объединяются в группы с учетом

этих увлечений и готовят представление группы (реклама свое­го любимого занятия);

— каждая группа составляет план дела, действий с целью

пропаганды своего занятия и привлечения к нему одноклассни­ков, учащихся других классов и младших школьников;

— группы защищают свои проекты, планы, идет обсужде­ние предложений и отбор идей в план работы классного коллек­тива.

4. 5. Обсуждение содержания, формы работы с родителями

и детьми на родительском собрании.

4. 6. Обработка предложений детей и родителей классным

руководителем, активом школьников и родителей.

4. 7. Обсуждение воспитательных задач, составление проек­та плана на сборе актива родителей и учащихся.

4. 8. Знакомство с проектом плана всего коллектива, учите­лей класса.

4. 9. Сбор-старт по планированию работы коллектива:

— сообщение о проделанной работе по сбору предложений в план, об участии школьников в поиске дел, отборе этих дел

активом класса;

— коллективное обсуждение задач на новый год (актив обо­сновывает свой вариант задач коллектива, идет обсуждение это­го варианта по группам и вырабатывается решение);

— обсуждение проекта плана на четверть (полугодие): зас­лушиваются мнения групп о целесообразности плана в целом, о главных делах коллектива, уточняется соответствие их зада­чам коллектива, обсуждается участие в общешкольных делах,

вырабатывается решение;

— выбор ответственных за проведение дел;

— выборы «совета дела» для подготовки ближайшего кол­лективного дела,

Рекомендации по коллективному планированию представ­лены в обобщенном варианте. Соблюдение этапов, постановка вопросов, сферы поиска, методические приемы существенно зависят от возраста и опыта учащихся, а также педагогическо­го мастерства учителя.

5. Составление плана классного руководителя, конкретиза­ция его предварительного варианта, внесение корректив с уче­том материалов коллективного планирования.

Формы коллективного планирования с участием детей мо­гут быть различными. В качестве примера можно привести сбор.

Задачи, сбора

Формирование у детей умений и навыков анализировать

деятельность коллектива.

Формирование ответственности за проводимые дела. Развитие взаимопомощи, взаимопонимания между учащи­мися.

Формирование настроя на совместную творческую работу в коллективе.

Подготовительная работа

Сбор информации о результатах работы классного коллек­тива за прошедший период.

С желающими учениками классный руководитель обсуж­дает ход предстоящего сбора (очень тактично проводит через детей свои идеи).

Выбирается «совет дела», члены которого будут помогать в организации работы групп.

Готовятся рисунки, жетоны и наглядные средства для каж­дой группы.

Ход сбора

1. Ребята, начался новый учебный год. Вы встретились друг с другом, обменялись впечатлениями о лете. Наш класс снова собрался вместе. Давайте обсудим и решим, как мы будем жить вместе в этом году. Но прежде всего ответим на вопрос: какой у нас коллектив? Существует несколько стадий развития кол­лектива. На какой же стадии находится наш класс — решать нам самим. Известный педагог А. Н. Лутошкин в книге «Как вести за собой» определяет стадии развития коллектива и ха­рактеризует их (на доске вывешивается плакат со схемой ста­дий в виде *горы», подробно характеризуется каждая из них).

Как осуществляется целеполагание? - student2.ru

2. Учащиеся разбиваются на группы, в которых обсужда­ют этот вопрос. Каждая группа отмечает на «горе? стадию раз­вития и обосновывает свое решение.

3. Ребята, наш коллектив — как этот кораблик, плывущий по морю (указывается на плакат). На его пути встречаются раз­личные преграды, черные тучи и ураганный ветер, но он смело стремится к своей цели. Давайте подумаем: а что нам мешало жить лучше в прошлом году, что нам мешает подняться выше по этой «горе»? (Вопросы обсуждаются в группах, решения за­писываются на «капельках», вырезанных из бумаги, которые прикрепляются к «тучам?. )

4. А что нам помогало? Что поддерживало нас в прошлом году? (Ответы записывают на «лучах солнышка». )

5. Что бы мы могли сделать, чтобы нам жилось лучше, дружнее, интереснее, чтобы добиться того, к чему стремимся? (После обсуждения листочки с записанными на них делами прикрепляют на соответствующие «волны». Листы с совпада­ющими предложениями наклеиваются друг на друга. )

6. Мы все — одна команда. Давайте «разместимся» по ка­ютам нашего корабля. На одной стороне круглых жетончиков отметьте ваше настроение на сегодняшний день, а на другой — напишите о своих проблемах, которыми вы хотите поделиться с одноклассниками. (Эти жетоны приклеиваются на «иллюми­наторы корабля». )

7. А теперь каждый из вас на «флажках» напишет свою микропрограмму; чему бы вы хотели научиться, чего достичь в этом году, чего вы лично хотели бы добиться («флажки» при­клеиваются на «паруса»),

8. Наш кораблик с поднятыми парусами плывет по «морю дел» к заветной цели, но мы еще не так сильны, чтобы спра­виться самим со всеми преградами и трудностями. Кто же нам поможет в этом плавании? (Обсуждают и приклеивают листоч­ки на «маяк». )

9. Наш корабль в море не одинок, на его пути встреча­ются и другие корабли. Мы живем среди других коллекти­вов. Что же мы можем сделать для них? (Предложения уча­щиеся записывают на «чайках» и приклеивают около «ко­рабля». )

10. Далее предложенные дела анализируются, наиболее

интересные отбираются для проведения. Дети определяют дела, которые будут организованы в ближайшее время, отмечая их «звездочкой». С учетом желания выбираются ответственные за подготовку и проведение каждого дела.

183^

Важно приобщать детей к целеполаганию и планированию каждого дела, проводимого в классе. Так, в 9-м классе учащие­ся провели собрание, где обсудили, спланировали организацию дежурства в классе.

Наши рекомендации