Состояние дыхательной и голосовой функций.
• Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафраг-
мальное, брюшное, смешанное)________________________
• Объем дыхания (достаточный, недостаточный)___________
• Продолжительность речевого выдоха___________________
• Сила голоса_________________________________________
Схема обследования 323
• Модуляция голоса___________________________________
5 лет
• Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафраг-
мальное, брюшное, смешанное)________________________
• Объем дыхания (достаточный, недостаточный)___________
• Продолжительность речевого выдоха___________________
• Сила голоса_________________________________________
• Модуляция голоса___________________________________
6 лет
• Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафраг-
мальное, брюшное, смешанное)________________________
• Объем дыхания (достаточный, недостаточный)___________
• Продолжительность речевого выдоха___________________
• Сила голоса_________________________________________
• Модуляция голоса___________________________________
6. Особенности динамической стороны речи.4 года
• Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)__________
• Ритм (нормальный, дисритмия)________________________
• Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)
• Употребление основных видов интонации ______________
324 Приложение 2
5 лет
• Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)__________
• Ритм (нормальный, дисритмия)________________________
• Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)
• Употребление основных видов интонации______________
Лет
• Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)__________
вРитм (нормальный, диеритмия)________________________
• Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)
• Употребление основных видов интонации ______________
7. Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.
• Повторение слогов с оппозиционными звуками.
Года
ба-па __________________ па-ба_________________________
га-ка __________________ ка-га_________________________
да-та __________________ та-да_________________________
ма-ба__________________ ба-ма_________________________
ва-ка __________________ ка-ва_________________________
ня-на _________________ на-ня_________________________
Лет
ба-па-ба _______________ па-ба-па______________________
да-та-да _______________ та-да-та_______________________
га-ка-га________________ ка-га-ка______________________
за-са-за ________________ са-за-са_______________________
та-тя-та_________________ тя-та-тя_______________________
Лет
са-ша-са _______________ ша-са-ша_____________________
жа-ша-жа ______________ ша-жа-ша_____________________
са-ца-са _______________ ца-са-ца ______________________
ча-тя-ча _______________ тя-ча-тя_______________________
ла-ля-ла________________ ля-ла-ля_______________________
Схема обследования 325
• Выделение начального ударного из слов.
Лет
Астра ________________ арка_________________________
Осень _________________ озеро_________________________
Улей___________________ уши__________________________
Иглы__________________ искры________________________
• Выделение конечного согласного из слов.
Лет
Кот ___________________ суп__________________________
Сом ___________________ лимон________________________
Мох___________________ сок__________________________
• Выделение начального согласного из слов.
6 лет
Мост __________________ банка________________________
Пол ___________________ тапки________________________
Дом ___________________ нос__________________________
Вода __________________ фартук_______________________
Кот ___________________ год_______ хлеб_______________
• Определение последовательности звуков в слове.
6 лет
Кот ___________________ вата__________________________
Дом ___________________ дубы ________________________
• Определение количества звуков в словах.
6 лет
Бык___________________ вата_________________________
Дом ___________________ банан________________________
326 Приложение 2
Логопедическое заключение (4 года)
Схема обследования_____________________________________ 327
Дата________________________ Логопед_______________
Зав. ГДОУ_______________
М.П.
328_______________________________________________ Приложение 2
Логопедическое заключение (5 лет)
Схема обследования 329
Дата________________________ Логопед________________
Зав. ГДОУ________________
М.П.
330 Приложение 2
Логопедическое заключение (6 лет)
Схема обследования 331
Дата________________ Логопед________________
Зав. ГДОУ________________
332_______________________________________________ Приложение 2
Консультации врачей-специалистов (4 года)
Невролог_________________________________
Оториноларинголог___________________________
Психоневролог______________________________
Схема обследования 333
Консультации врачей-специалистов (5 лет)
Невролог___________________ _____________
Оториноларинголог___________________________
Психоневролог________________________
334 Приложение 2
Консультации врачей-специалистов (6 лет)
Невролог_____________________________________________
Оториноларинголог_____________________________________
Психоневролог_________________________________________
Методические пособия и дидактические материалы... 335
Приложение 3
Методические пособия и дидактические материалы к образовательной программе
1. Все работы хороши. Детям о профессиях. Серия демон
страционных картин с методическими рекомендациями. —
СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
2. Кем быть? Детям о профессиях. Серия демонстрацион
ных картин с методическими рекомендациями. — СПб., ДЕТ
СТВО-ПРЕСС, 2005.
3. Круглый год. Серия демонстрационных картин с методи
ческими рекомендациями.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
4. Мамы всякие нужны. Детям о профессиях. Серия де
монстрационных картин с методическими рекомендациями. —
СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
5. Наш детский сад. Серия демонстрационных картин с
методическими рекомендациями. — СПб., ДЕТСТВО-
ПРЕСС, 2006.
6. Нищева Н. Будем говорить правильно. — СПб., ДЕТСТ
ВО-ПРЕСС, 2002.
7. Нищева Н. Занимаемся вместе. Средняя группа. Домаш
няя тетрадь.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
8. Нищева Н. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домаш
няя тетрадь. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
9. Нищева Н. Играйка 1. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2003.
10. Нищева Н Играйка 2. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2003.
11. Нищева Н. Играйка 3. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2003.
12. Нищева Н. Играйка 5. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2003.
13. Нищева Н. Играйка-грамотейка. — СПб., ДЕТСТВО-
ПРЕСС, 2003.
Приложение 3
Методические пособия и дидактические материалы...
14. Нищева Н. Комплект книжек-раскрасок.— СПб., ДЕТ
СТВО-ПРЕСС, 2005.
15. Нищева Н. Конспекты подгрупповых логопедических
занятий в средней группе для детей с ОНР. — СПб., ДЕТСТ
ВО-ПРЕСС, 2006.
16. Нищева Н.В. Любимые сказки. Гуси-лебеди. — СПб.,
ДЕТСТВО-ПРЕСС
17. Нищева Н. В. Любимые сказки. Заюшкина избушка. —
СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС
18. Нищева Н.В. Любимые сказки. Три медведя. — СПб.,
ДЕТСТВО-ПРЕСС
19. Нищева Н. Мой букварь. — СПб., 2004
20. Нищева Н. Развивающие сказки. — СПб., 2005.
21. Нищева Н. Разноцветные сказки.— СПб., 2005.
22. Нищева Н. Речевая карта ребенка с общим недоразви
тием речи от 4 до 7 лет. — СПб., 2006.
23. Нищева Н Система коррекционной работы в логопе
дической группе для детей с общим недоразвитием речи.—
СПб., 2005.
24. Нищева Н. Тетради для средней логопедической груп
пы детского сада №1, №2, №3. — СПб., 2006.
25. Нищева Н. Тетради для старшей логопедической груп
пы детского сада №1, №2. — СПб., 2006.
26. Нищева Н. Тетради для подготовительной к школе
логопедической группы №1, №2.— СПб., 2006.
Специальная и методическая литература
1. Бекина С, Ломова Т., Соковнина Е. Музыка и движе
ние. — М., Просвещение, 1983.
2. Боромыкова О. Коррекция речи и движения с музыкаль
ным сопровождением. — СПб., Акцидент, 1999.
3. Буренина А. Ритмическая пластика. — СПб., 1994.
4. Вихарева Г. Песни и развлечения для самых малень
ких. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
5. Вихарева Г. Песенка, звени! — СПб., Акцидент, 1999.
6. Вихарева Г. Пестрые страницы. — СПб., ДЕТСТВО-
ПРЕСС, 2003.
7. Волкова Г. Логопедическая ритмика. — М., 1985.
8. Волкова Г. Методика обследования нарушений речи у
детей (1-я часть).— СПб., 1993.
9. Волкова Г. Методика психолого-логопедического обсле
дования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциаль
ной диагностики. — СПб., 2003.
10. Гавришева Л., Нищева Н. Логопедические распевки.
Музыкальная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры. —
СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
11. Гербова В. Занятия по развитию речи во второй млад
шей группе детского сада. — М., 1989.
12. Гоголева В. Игры и упражнения для развития конструк
тивного и логического мышления у детей 4—7 лет. — СПб.,
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
13. Гусарова Н. Беседы по картинке. Времена года.—СПб.,
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1998.
14. Детство: Программа развития и воспитания детей в
детском саду.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1996.
15. Детство: План-программа образовательно-воспитатель
ной работы в детском саду.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1997.
16. Дошкольное образование в России / Под ред. Р. Стер-
киной. — М., 1996.
17. Жукова Н, Мастюкова Е., Филичева Т. Общее недораз
витие речи. — М., 1996.
18. Жукова Н, Мастюкова Е., Филичева Т. Преодоление
общего недоразвития речи у дошкольников.— М., 1990.
17. Зарицкая Е. Земля полна чудес. — СПб., ДЕТСТВО-
ПРЕСС, 2003.
18. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред.
В. Селиверстова.— М., 1981.
19. Каменская В. Детская психология с элементами психо
физиологии. — М., ФОРУМ — ИНФРА-М, 2005.
20. Кириллова Ю. Интегрированные физкультурно-речевые
занятия для дошкольников с ОНР 4—7 лет. — СПб., ДЕТСТ
ВО-ПРЕСС, 2006.
Приложение 3
Методические пособия и дидактические материалы...
21. Кириллова Ю. Физкультурные упражнения и подвиж
ные игры на свежем воздухе (Для средней логопедической
группы. ОНР) - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
22. Книга для чтения в детском саду (от 5 до 7 лет).— М., 1999.
23. Кобзарева Л., Кузьмина Т. Ранняя диагностика наруше
ния чтения и его коррекция. — Воронеж, 2000.
24. Козак О. Большая книга игр для детей от 3 до 7.—
СПб., «Союз», 2000.
25. Комплексная психолого-логопедическая работа по
предупреждению и коррекции школьной дезадаптации / Под
ред. Е. Мастюковой. — М., 2002.
26. Кононова Г. Обучение дошкольников игре на детских
музыкальных инструментах. — М., Просвещение, 1990.
27. Корнев А. Нарушения чтения и письма у детей.— СПб.,
1997.
28. Короткова Э. Обучение детей дошкольного возраста
рассказыванию. — М., 1982.
29. Лалаева Р. Нарушения чтения и пути их коррекции у
младших школьников. — СПб., 1998.
30. Лалаева Р., Серебрякова Н. Формирование лексики у
дошкольников с общим недоразвитием речи. — СПб., 2001.
31. Левина Р. Основы теории и практики логопедии.— М.,
1968.
32. Логопедия / Под ред. Л.Волковой. — М., 1989.
33. Лопухина И. С. Логопедия. Речь. Движение.— М., Дельта,
1997.
34. Методика музыкального воспитания / Под ред. Н. Вет-
лугиной. — М., Просвещение, 1982.
35. Милостивенко Л. Методические рекомендации по
предупреждению ошибок чтения и письма у детей. — СПб.,
1995.
36. Минаева В. Развитие эмоций дошкольников. Занятия.
Игры. — М., Аркти, 1999.
37. Миронова С. Развитие речи дошкольников на логопе
дических занятиях. — М., 1991.
38. Михайлова 3. Игровые задачи для дошкольников. —
СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
39. Михайлова 3., Иоффе Э. Математика от трех до семи. —
СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
40. Михайлова 3., Чеплашкина И. Математика — это инте
ресно.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
41. Непомнящая Р. Развитие представлений о времени у детей
дошкольного возраста.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
42. Новоторцева Н. Развитие речи детей. — Ярославль,
1996.
43. Орлова Т., Бенина С. Учите детей петь.— М., Просве
щение, 1986.
44. Парамонова Л., Головнева Н. Подготовка к школе.—
СПб., 1998.
45. Паршукова И. Маленькие исследователи в детском са
ду. — СПб., Европейский дом, 2004.
46. Пичугина Н, Айдашева Г., Ассаулова С. Дошкольная
педагогика. Конспект лекций. — Ростов-на-Дону, Феникс,
2004.
47. Праслова Г. Теория и методика музыкального образо
вания детей дошкольного возраста. — СПб., ДЕТСТВО-
ПРЕСС, 2006.
48. Программа обучения и воспитания в детском саду /
Под ред. М. Васильевой, В. Гербовой, Т.Комаровой — СПб.,
Мозаика-Синтез, 2005.
49. Ритмическая пластика для дошкольников: учебно-ме
тодическое пособие по программе А. И. Бурениной «Ритми
ческая мозаика».— СПб., Камертон, 1994.
50. Садовникова Н. Нарушения письменной речи и их пре
одоление у младших школьников. — М., 1995.
51. Сайкина Е.Т., Фирилева Ж. Е. Физкульт-привет минут
кам и паузам. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
52. Сборник игр к Программе воспитания в детском саду /
Сост. Батурина Е..— М., Просвещение, 1974.
53. Смирнова И. Логопедический альбом для обследования
лиц с выраженными нарушениями произношения. — СПб.,
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
54. Смирнова И. Логопедический альбом для обследования
звукопроизношения. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
Приложение 3
Методические пособия и дидактические материалы...
55. Смирнова И. Логопедический альбом для обследования
фонетико-фонематической системы речи. — СПб., ДЕТСТВО-
ПРЕСС, 2004.
56. Ткаченко Т. Логопедическая тетрадь. Формирование и
развитие связной речи. — СПб., 1998.
57. Уликова Н. Словом душа растет. — СПб., 1994.
58. Ушакова О., Гаврина Н. Знакомим дошкольников с ли
тературой. — М., 1998.
59. Федорова Г. Весенний бал. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2000.
60. Федорова Г. Играем, танцуем, поем. — СПб., ДЕТСТ
ВО-ПРЕСС, 1999.
61. Федорова Г. Поиграем, потанцуем.— СПб., Акцидент, 1999.
62. Федорова Г. Танцы для детей. - СПб., ДЕТСТВО-
ПРЕСС, 2000.
63. Федорова Г. Поиграем, потанцуем.— СПб., Акцидент, 1997.
64. Федорова Г. Танцы для детей — СПб., ДЕТСТВО-
ПРЕСС, 2000.
65. Федорова Г. Снежная фантазия. — СПб., ДЕТСТВО-
ПРЕСС, 2004.
66. Филичева Т., Чиркина Г. Подготовка к школе детей с
общим недоразвитием речи в условиях специального детского
сада. — М., 1993.
67. Филичева Т., Чиркина Г. Устранение общего недоразви
тия речи у детей дошкольного возраста. — М., 2004.
68. Фирилева Ж., Сайкина Е. Оздоровительно-развивающая
программа по танцевально-ритмической гимнастике для до
школьных учреждений («Са-Фи-Дансе»). — СПб., Нестор,
1998.
69. Хватцев М. Предупреждение и устранение недостатков
речи. - СПб., ДЕЛЬТА + КАРО, 2004.
70. Хрестоматия по детской литературе / Сост. А. Табен-
кина, М. Боголюбская. — М., 1988.
71. Цейтлин С. Язык и ребенок. Лингвистика детской ре
чи. — М., Просвещение, 2000.
72. Швайко Г. Игры и игровые упражнения для развития
речи. — М, 1998.
73. Юдина С. Мои любимые праздники. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
Детская художественная литература
1. Андерсен Г.Х. Сказки.— М., 1982.
2. Бианки В. Наши птицы. — М., 1983.
3. Благинина Е. Гори-гори ясно! — М., 1962.
4. Васильев В. Десять книжек для детей. — Л., 1976.
5. Волина В. Занимательная математика для детей.— СПб.,
1994.
6. Вольский А. Запомни, юный пешеход. — Минск, 1986.
7. Воронин С. Необыкновенная ромашка. — М., 1988.
8. Времена года. — М., 1980.
9. Горбовский Г. Веснушки на траве. — Л., 1974.
10. Демьянов И. Руки добрые и злые. — Л., 1967.
11. Дети и дорога.— Ростов-на-Дону, 1994.
12. Детям о профессиях.— М., 1983.
13. Драгунский В. На Садовой большое движение.— М., 1984.
14. Ермолаева Д., Лебедева И. Чудесный город.— СПб., 1996.
15. Житков Б. Что бывало.— М., 1973.
16. Задушевное слово. — СПб., 1992.
17. Запортович Б., Криворучко Э., Соловьева Л. С любовью
к природе. — М., 1983.
18. Заходер Б. Избранное.— М., 1981.
19. Зотов В. Лесная мозаика.— М., 1993.
20. Иванов А. Азбука безопасности. — М., 1996.
21. Как лиса училась летать. — М., 1974.
22. Кардашова А. Простые волшебники.— М., 1981.
23. Кому письмо? - М., 1981.
24. Кубилинскас К. Дрозд-богатырь. — М., 1969.
25. Любимые стихи. Загадки. Скороговорки / Сост. Т. Ни-
лова. — М., 1997.
26. Маршак С. Разноцветная книга. — Минск, 1985.
27. Михалков С. От трех до десяти. — М., 1983.
Приложение 3
28. Моя Родина. - М, 1983.
29. На золотом крыльце сидели / Сост. И. Бурсов. —
Минск, 1986.
30. Нартова-Бочавер С, Мухортова Е. Скоро в школу.—
М., 1993.
31. Осетров Е. Моя Москва.— М., 1977.
32. Пешеходу-малышу. — М., 1974.
33. Прокофьев А. Красный платочек. — Л., 1976.
34. Пушкин А. Сказки. — М., 1984.
35. Расскажи стихи руками (по мотивам английского
фольклора) / Пер. В. Егорова. — М., 1992.
36. Русские народные пословицы и поговорки / Сост.
А.Жигулев.- М., 1965.
37. Серова Е. Хорошее воспитание. — Л., 1976.
38. Соболева А. Загадки-смекалки. — М., 1999.
39. Стюарт Е. Пестрые стекляшки.— Новосибирск, 1961.
40. Сутеев В. Сказки и картинки. — М., 1988.
41. Ушинский К. Детям.— М., 1978.
42. Чарушин Е. Моя первая зоология. — Л., 1984.
43. Чарушин Е. Тюпа, Томка и сорока. — Л., 1989.
44. Шиф Л. Путешествие по Петербургу с Аликом и Гуса
риком. - СПб., 1993.
45. Я расту / Сост. И. Мазнин. — М., 1974.
Методические пособия и дидактические материалы..._______________ 343
Содержание
Пояснительная записка....................................................... 3
Структура программы и основные направления
коррекционно-развивающей работы ............... 11
Система коррекционно-развивающей работы
в логопедической группе для детей с ОНР.... 13
Занятия с детьми......................................................... 13
Предметно-пространственная развивающая
среда............................................................... 15
Совместная деятельность логопеда
и воспитателя................................................ 17
Работа логопеда с родителями................................... 20