Состояние грамматического строя речи.
• Употребление существительных в именительном падеже
единственного и множественного числа (образовать по
аналогии).
4 года
Стол — столы_________________________________________
Кот__________________________________________________
Дом__________________________________________________
Кукла________________________________________________
Рука_______________________________________________
Окно_________________________________________________
Схема обследования 315
5 лет
Рот — рты____________________________________________
Лев__________________________________________________
Река______________
Ухо__________________________________________________
Кольцо_______________________________________________
6 лет
Глаз — глаза__________________________________________
Лист_________________________________________________
Стул_________________________________________________
Дерево_______________________________________________
Пень__________________
Воробей______________________________________________
• Употребление имен существительных в косвенных паде
жах.
4 года
Что есть у мальчика? (мяч)______________________________
Чего нет у мальчика? (мяча)_____________________________
Кому мальчик дает мяч? (девочке)________________________
Что ты видишь на картинке? (машину)____________________
Чем рисует девочка? (карандашом)_______________________
О ком думает кошка? (о мышке)_________________________
• Образование существительных множественного числа в
родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по
картинкам).
5 лет
Шаров_______________________________________________
Ключей______________________________________________
Берез _________________________________________
Ложек_______________________________________________
Окон ________________________________________________
6 лет
Карандашей__________________________________________
Листьев______________________________________________
Книг___________________________________
Вилок_______________________________________________
Ведер _______________________________________________
316 Приложение 2
• Согласование прилагательных с существительными един
ственного числа (назвать по картинкам).
Года
Красный мяч
Синяя шапка____________________________
Желтое ведро _________________________________________
5 лет
Оранжевый апельсин__________________________________
Голубая бабочка_______________________________________
Белое блюдце_________________________________________
Лет
Фиолетовый колокольчик_______________________________
Серая ворона__________________________________________
Розовое платье ________________________________________
• Употребление предложно-падежных конструкций (отве
тить на вопросы по картинкам).
Года
Где стоит ваза? (на столе)_______________________________
Где лежат фрукты? (в корзине)___________________________
У кого мячик? (у мальчика)____________________________
Лет
Где сидит снегирь? (на дереве)__________________________
Где стоит машина? (в гараже)________________________ ___
У кого кукла? (у девочки)_______________________________
Где стоит коза? (за забором)__________
Где едет машина? (по дороге)____________________________
Лет
Где лежит мяч? (под столом)____________________________
Где летает бабочка? (над цветком)________________________
Откуда вылетает птичка? (из клетки)_____________________
Откуда прыгает котенок? (с кресла)______________________
• Употребление числительных 2 и 5 с существительными.
4 года
Два кота______________________________________________
Пять котов ___________________________________________
Две машины__________________________________________
Пять машин___________________________________________
Схема обследования 317
5 лет
Два мяча_____________________________________________
Пять мячей___________________________________________
Две розы_____________________________________________
Пять роз______________________________________________
Два окна_____________________________________________
Пять окон________________
Лет
Два пня______________________________________________
Пять пней____________________________________________
Два воробья___________________________________________
Пять воробьев_________________________________________
Две шали_____________________________________________
Пять шалей___________________________________________
Два ведра_____________________________________________
Пять ведер____________________________________________
• Образование существительных с уменьшительно-ласка
тельными суффиксами (по картинкам).
Года
Стол — столик________________________________________
Чашка — чашечка _____________________________________
Сумка — сумочка_____________________________________
Ведро — ведерочко____________________________________
Лет
Забор — заборчик_____________________________________
Носок — носочек______________________________________
Лента — ленточка_____________________________________
Окно — окошечко_____________________________________
Лет
Палец — пальчик______________________________________
Изба — избушка_______________________________________
Крыльцо — крылечко__________________________________
Кресло — креслице____________________________________
• Образование названий детенышей животных.
4 года
У кошки — котенок____________________________________
У лисы_______________________________________________
318 Приложение 2
У утки_______________________________________________
У СЛОНИХИ __________________________________________________________
Лет
У зайчихи____________________________________________
У волчицы____________________________________________
У белки______________________________________________
У козы_______________________________________________
Лет
У медведицы__________________________________________
У бобрихи ___________________________________________
У барсучихи__________________________________________
У собаки _____________________________________________
У коровы_____________________________________________
• Образование относительных прилагательных.
6 лет
Стол из дерева (какой?) — деревянный___________________
Аквариум из стекла (какой?)____________________________
Крыша из соломы (какая?)______________________________
Стена из кирпича (какая?)_______________________________
Шапка из меха (какая?)_________________________________
Носки из шерсти (какие?)_______________________________
Сапоги из резины (какие?)______________________________
Крепость из снега (какая?)______________________________
Лопатка из металла (какая?)_____________________________
Сок из яблок (какой?)__________________________________
• Образование притяжательных прилагательных.
6 лет
Очки бабушки (чьи?) — бабушкины______________________
Туфли мамы (чьи?) ____________________________________
Усы кошки (чьи?)______________________________________
Хвост лисы (чей?) _____________________________________
Берлога медведя (чья?)__________________________________
Гребень петуха (чей?)__________________________________
Схема обследования 319
• Образование приставочных глаголов (ответить на вопрос
«Что делает мальчик?» по картинкам).
Лет
Мальчик выходит из дома.______________________________
Мальчик отходит от дома.______________________________
Мальчик подходит к магазину.__________________________
Мальчик переходит улицу. _____________________________
Мальчик обходит лужу.________________________________
Мальчик входит в дом. ________________________________
• Образование глаголов совершенного вида (составить пред
ложения по картинкам).
Лет
Девочка строит домик._________________________________
Девочка построила домик.______________________________
Мальчик красит самолет._______________________________
Мальчик покрасил самолет______________________________
Состояние связной речи.
• Пересказ текста из нескольких предложений.
Года
Котенок
У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.
5 лет
Рыбалка
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
320 Приложение 2
• Составление рассказа по серии картинок.
6 лет
4. Исследование фонетической стороны речи.
• Исследование звукослоговой структуры слов (повторить за
логопедом с опорой на наглядность).
4 года
Кот__________________________________________________
Вода_________________________________________________
Стук_________________________________________________
Мост________________________________________________
Спина_______________________________________________
Банка________________________________________________
Фантик______________________________________________
Ступенька ___________________________________________
5 лет
Самолет______________________________________________
Скворец______________________________________________
Фотограф_____________________________________________
Микстура_____________________________________________
Парашютист__________________________________________
Погремушка__________________________________________
Сестренка развешивает простыни._______________________
В универсаме продают продукты.________________________
Парашютисты готовятся к прыжку._______________________
6 лет
Тротуар ______________________________________________
Градусник____________________________________________
Фотоаппарат__________________________________________
Экскаватор ___________________________________________
Виолончелист_________________________________________
Регулировщик________________________________________
Схема обследования 321
Виолончелист укладывает инструмент в футляр.___________
Регулировщик руководит движением на перекрестке._______
У фотографа фотоаппарат со вспышкой.__________________
• Состояние звукопроизношения (отсутствие, замены звуков, возможные искажения, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков).
4 года (изолированно, в словах, в предложениях)
Гласные [а], [у], [о], [и], [э]______________________________
Согласные [б], [п], [м], [б'], [п'], [м']
[в]. [ф]. [в']. [ф']
[д], [т], [н], [д'], [т'], [н']
[г], [к], [х], [г'], [к'], [х']______
[й]
[с], [з], [ц], [с'], [з']_______________________________
Гш]. [ж]
[ч], [щ]_______________________________________________
[л], [л']__________________________________________
[р], [р']___________________________________________
5 лет (изолированно, в словах, в предложениях)
Гласные [а], [у], [о], [и], [э]____________________________
Согласные [б], [п], [м], [б'], [п'], [м']
[в], [ф], [в'], [ф']
[д]., [т], [н], [д'], [т'], [н]
322 Приложение 2
[г], [к], [х], [г'], [к'], [х'] ___________________________________
[й]
[с], [з], [ц], [c'], [з']______________________________________
____________________________________________________________
[ш], [ж] ______________________________________________
[ч], [щ]_______________________________________________
[л], [л']_______________________________________________
[р], [р']_______________________________________________
6 лет (изолированно, в словах, в предложениях)
Гласные [а], [у], [о], [и], [э]______________________________
Согласные [б], [п], [м], [б'], [п'], [м']_______________________
[в], [ф], [в'], [ф'] :
[д], [т], [н], [д'], [т'], [н']_____
[г], [к], [х], [г'], [к'], [х']_____
[й] I
[с], [з], [ц], [с'], [з']______________________________________
[ш], [ж] ______________________________________________
[ч], [щ]_______________________________________________
[л], [л']_______________________________________________
[р], [р']_______________________________________________