Исследование состояния моторной сферы
1. Состояние общей моторики(объем выполнения движений, темп, активность, координация движений — заполняется после проведения тестовых упражнений).
4 года________________________________________________
5 лет________________________________________________
6 лет________________________________________________
• Выполнение упражнений:
4 года (попрыгать на двух ногах, прыгнуть в длину с места,
потопать ногами и похлопать руками одновременно, бросить
мяч от груди, поймать мяч) _____________________________
5 лет (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку)
300 Приложение 2
6 лет (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге;
прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать рука
ми одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; под
бросить и поймать мяч; влезть на гимнастическую стенку и
слезть с нее)__________________________________________
2. Состояние ручной моторики(объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или ам-бидекстрии — заполняется после тестовых упражнений).
4 года:________________________________________________
5 лет:________________________________________________
6 лет:________________________________________________
• Кинестетическая основа движений:
4 года (сложить в кольцо большой и указательный пальцы
сначала на правой руке, потом — на левой руке)___________
5 лет (одновременно вытянуть указательный и средний
пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук)_________
6 лет (одновременно вытянуть указательный палец и мизинец
правой руки, потом левой руки, обеих рук; поместить указа
тельный палец на средний и наоборот сначала на правой руке,
потом — на левой)_____________________________________
Схема обследования 301
• Кинетическая основа движений:
4 года (поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на
правой руке, потом на левой; изменять положение кистей
рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и на
оборот)_______________________________________________
5 лет (упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба
«кулак — ребро — ладонь» ведущей рукой) _______________
6 лет (упражнение «Игра на рояле», проба «кулак — ребро —
ладонь» правой рукой, левой рукой)______________________
• Навыки работы с карандашом:
4 года (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные
линии, вертикальные линии, круги) _____________________
5 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые
линии, человека) ______________________________________
6 лет(умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнис
тые линии, человека)___________________________________
• Манипуляции с предметами:
4 года (умение застегивать и расстегивать пуговицы, перекла
дывать мелкие предметы из одной руки в другую, из одной
емкости в другую) _____________________________________
5 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязы
вать и развязывать шнурки)_____________________________
302 Приложение 2
6 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязы
вать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой
разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата)____________
3. Состояние мимической мускулатуры(наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок — заполняется после проведения тестовых упражнений).
4 года________________________________________________
5 лет________________________________________________
6 лет________________________________________________
• Выполнение упражнений:
4 года (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, на
хмурить брови, наморщить нос, надуть щеки)______________
5 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, на
хмурить брови, надуть щеки, втянуть щеки, наморщить нос)
6 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; прищурить глаза,
нахмурить брови, поднять брови, надуть правую щеку, левую
щеку, втянуть правую щеку, левую щеку)_________________
• Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок:
4 года________________________________________________
Схема обследования 303
5 лет________________________________________________
6 лет________________________________________________
4. Состояние артикуляционной моторики(наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка — заполняется после проведения тестовых упражнений).
4 года________________________________________________
5 лет________________________________________________
6 лет
• Движения нижней челюсти:
4 года (открыть и закрыть рот)___________________________
5 лет (открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, пре
одолевая сопротивление кулаков)________________________
6 лет (открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодо
левая сопротивление кулаков; подвигать нижней челюстью
вправо-влево)_________________________________________
• Движения губ:
4 года (растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед
«трубочкой»)_________________________________________
304 Приложение 2
5 лет (растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «тру
бочкой», чередовать выполнение указанных упражнений)___
6 лет (растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «тру
бочкой», чередовать выполнение указанных упражнений; под
нять верхнюю губу, обнажив верхние зубы; опустить нижнюю
губу, обнажив нижние зубы)____________________________
• Движения языка:
4 года (показать широкий язычок — «лопату», показать узкий
язычок — «жало», положить язычок сначала на верхнюю губу,
потом — на нижнюю — «качели»; коснуться кончиком языка
сначала левого уголка губ, потом — правого — «маятник»)
5 лет (показать широкий язычок — «лопату», показать узкий
язычок — «жало», чередовать выполнение указанных упраж
нений, положить язычок сначала на верхнюю губу, потом —
на нижнюю — «качели»; коснуться кончиком языка сначала
левого уголка губ, потом — правого — «маятник»)
6 лет (показать широкий язычок — «лопату», показать узкий
язычок — «жало», чередовать выполнение указанных упраж
нений, положить язычок сначала на верхнюю губу, потом —
на нижнюю — «качели»; коснуться кончиком языка сначала
левого уголка губ, потом — правого — «маятник»; облизать
кончиком языка губы по кругу — «вкусное варенье»)
Схема обследования 305
• Движения мягкого нёба (широко открыть рот и зевнуть):
4 года________________________________________________
5 лет________________________________________________
6 лет_____________