Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза
Развитие просодической стороны речи
1. Продолжение формирования правильного речевого ды
хания и длительного ротового выдоха.
2. Совершенствование навыка мягкого голосоведения при
произнесении гласных, их слияний, слов, начинающихся с
гласных звуков (ударная позиция).
3. Воспитание правильного умеренного темпа речи (по
подражанию педагогу).
4. Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интона
ционной выразительности речи в работе над звукоподража
ниями, при рассказывании маленьких потешек, стишков, при
выполнении подвижных упражнений с текстом.
5. Стимулирование употребления выразительных речевых
средств в игре и ролевом поведении.
Коррекция произносительной стороны речи
1.Закрепление правильного произношения гласных звуков
и согласных раннего онтогенеза в игровой и свободной рече
вой деятельности.
2. Совершенствование движений артикуляционного аппа
рата и подготовка к формированию правильной артикуляции
звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляци
онной гимнастики и артикуляционного массажа.
3. Формирование правильных укладов свистящих звуков и их автоматизация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, потешках, небольших текстах, в игровой и свободной речевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова
1. Закрепление понятия слог и формирование умения опе
рировать им.
2. Совершенствование навыка передачи ритмического ри
сунка двух- и трехсложных слов, состоящих из открытых
слогов.
3. Обучение правильному сочетанию односложных слов с
одним хлопком, одним ударом, одной фишкой.
Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза
1. Закрепление умения различать на слух слова с началь
ными ударными звуками [а], [у].
2. Формирование умения выделять из ряда звуков гласные
[о], [и], начальные ударные звуки [о], [и] в словах и разли
чать слова с начальными ударными звуками [а], [у], [и], [о]
в ряду слов.
3. Совершенствование умения производить на слух анализ
и синтез слияний гласных звуков ([ои], [ио], [ао], [оа], [уо],
[оу], [иу], [уи]).
4. Закрепление понятий звук, гласный звук и умения опе
рировать ими.
Обучение элементам грамоты
1. Формирование представления о букве, о том, чем буква
отличается от звука.
2. Ознакомление с гласными буквами А, У, О, И.
3. Формирование навыков составления букв из палочек,
выкладывания из шнура, лепки из пластилина, «рисования»
по тонкому слою манки и в воздухе.
4. Формирование навыка составления и чтения слияний
гласных букв (АУ, УА, ОИ, ИО, ИА, АИ, УО, ОУ, ИУ, УИ).
Средняя логопедическая группа
План-программа коррекционно-развивающей работы
Развитие связной речи и речевого общения
1. Совершенствование диалогической речи. Формирование
умения задавать вопросы и отвечать на них предложениями
из нескольких слов. Формирование и развитие активной по
зиции ребенка в диалоге.
2. Дальнейшая работа над использованием выразительных
речевых средств в игре и ролевом поведении.
3. Совершенствование умения повторять за взрослым опи
сательный рассказ, состоящий из 2—3 простых предложений,
по изучаемым лексическим темам.
4. Формирование навыка пересказа. Обучение пересказу
хорошо знакомой сказки («Заюшкина избушка») с помощью
взрослого и со зрительной опорой.
II. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Сенсорное развитие
1. Совершенствование чувственного опыта за счет освое
ния разных способов обследования предметов. Совершенство
вание всех видов восприятия (осязания, зрения, слуха, вкуса,
обоняния).
2. Дальнейшее освоение сенсорных эталонов (цвета, фор
мы, размера) на основе развития образной категоризации.
3. Дальнейшее развитие слухового восприятия в упражне
ниях на узнавание и различение голосов природы, бытовых
шумов, «контрастного» звучания нескольких игрушек или
предметов-заместителей.
4. Развитие зрительного восприятия в упражнениях на уз
навание и различение больших и маленьких предметов; пред
метов разных форм; предметов, окрашенных в разные цвета.
Формирование умения различать цвета по насыщенности, яр
кости и правильно называть их {светло-зеленый, ярко-красный
и т.п.). Формирование умения подбирать группы предметов,
совпадающих по заданному признаку.
Развитие психических функций
1. Дальнейшее развитие слухового внимания при воспри
ятии тихих и громких, высоких и низких звуков.
2. Дальнейшее развитие зрительного внимания и памяти
в работе с парными и разрезными картинками, кубиками и
пазлами.
3. Развитие мышления в упражнениях на группировку и
классификацию предметов {зимующие птицы, домашние
птицы, домашние животные, дикие животные, профессии,
транспорт).
Ознакомление с окружающей действительностью
1. Обобщение и расширение представлений о явлениях
неживой природы зимой, о существенных признаках сезона.
2. Формирование представлений о разнообразии птиц, уме
ния называть характерные особенности их внешнего вида.
3. Формирование представлений о комнатных растениях и
уходе за ними.
4. Уточнение представлений о внешнем виде и образе жизни
диких и домашних животных, об их образе жизни зимой.
5. Расширение представлений о новогоднем празднике.
6. Привлечение внимания к труду взрослых, его общест
венному значению. Формирование представлений о профес
сиях продавца, почтальона, шофера, водителя, летчика, маши
ниста, их трудовых действиях.
7. Продолжение ознакомления со свойствами и качествами
окружающих предметов.
8. Совершенствование умения свободно ориентироваться в
групповом помещении, в помещении детского сада, на участке.
9. Воспитание любви к родному городу. {Названия улиц, на
которых живут дети и находится детский сад, название ближай
шей станции метро, главной улицы района, ближайшего парка
и т. п.)
10. Формирование доступных пониманию детей представле
ний о государственных праздниках {День Конституции, Новый
год, Рождество, День защитника Отечества).
Средняя логопедическая группа
План-программа коррекционно-развивающей работы
Ознакомление с художественной литературой
1. Продолжение формирования навыка слушания литера
турных произведений, формирование эмоционального откли
ка на них.
2. Совершенствование навыка аккуратного обращения с
книгой.
3. Совершенствование навыка рассматривания иллюстра
ций и соотнесения их с текстом книги.
4. Совершенствование умения понимать вопросы к лите
ратурному произведению, отвечать на них, задавать вопросы
с помощью взрослого.
5. Формирование навыка пересказа хорошо знакомой сказ
ки и небольшого рассказа со зрительной опорой и помощью
взрослого.
Развитие пространственных,временных и элементарных математических представлений
1. Совершенствование навыков счета в пределах пяти и уме
ния отсчитывать предметы от большего количества. Закрепле
ние в речи порядковых и количественных числительных.
2. Совершенствование навыка сравнения численности мно
жеств. Активизация наречий одинаково, больше на, меньше на.
3. Совершенствование умения ориентироваться во времени
суток и активизация в речи названий частей суток и наречий
вчера, сегодня, завтра.
4. Совершенствование навыков ориентировки в простран
стве и на плоскости и активизация наречий слева, справа,
вверху, внизу, около, рядом.
5. Формирование навыка сравнения предметов сразу по
двум признакам {длине и ширине, высоте и ширине).
6. Активизация сравнительных прилагательных {выше, ниже,
длиннее, короче, шире, уже).
7. Совершенствование навыка различения геометрических
форм и соотнесения форм предметов с геометрическими фи
гурами. Обучение группировке геометрических фигур по цве
ту, форме, размеру.
III. КРЕАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса. Художественно-творческая деятельность
1. Развитие эмоциональной отзывчивости при восприятии
картинок, иллюстраций, произведений народного декоратив
но-прикладного искусства.
2. Закрепление умений и навыков в рисовании. Совершен
ствование навыков работы карандашом и кистью. Формиро
вание умения правильно передавать расположение частей при
рисовании сложных предметов и соотносить их по величине,
располагать изображения на всем листе.
3. Формирование навыка овладения конструктивным и
комбинированным способами в лепке. Совершенствование
навыков работы с пластилином, глиной, соленым тестом.
4. Совершенствование навыков работы с ножницами. Ус
ложнение содержания аппликации, увеличение количества
изображаемых в аппликации предметов из готовых форм.
Обучение преобразованию готовых форм путем разрезания
на две или четыре части.
5. Совершенствование навыков работы с конструктором
и строительным набором. Обучение преобразованию по
строек в длину, ширину, вчысоту. Формирование умения
анализировать образец постройки, устанавливать простран
ственное расположение частей постройки относительно друг
друга.
6. Формирование навыка складывания листа бумаги
вдвое.
7. Совершенствование навыков конструирования из бума
ги и изготовления поделок из природного материала.
Музыкальное развитие
1. Формирование умения осознанно слушать музыку разного характера, запоминать ее, высказывать свои впечатления.
Средняя логопедическая группа
План-программа коррекционно-развивающей работы
Формирование желания слушать уже знакомую музыку и находить точные ее характеристики.
2. Развитие музыкальных способностей, умения различать
быструю и медленную, громкую и тихую музыку, высокое и
низкое звучание, определять тембр детских музыкальных ин
струментов, точно воспроизводить несложный ритм.
3. Развитие умения петь выразительно, в едином темпе,
брать дыхание по фразам, точно интонировать мелодии песен,
чисто пропевать интервалы, постепенное движение мелодии
вверх и вниз.
4. Совершенствование имеющихся музыкально-двигатель
ных навыков. Закрепление умения выполнять знакомые танце
вальные движения, двигаться ритмично соответственно харак
теру музыки. Формирование умения выразительно передавать
игровой образ, использовать знакомые плясовые движения в
свободной пляске.
5. Совершенствование умения подыгрывать на детских му
зыкальных инструментах простейшие мелодии, построенные
на одном-двух звуках. Формирование умения точно воспроиз
водить ритм.
Игровая и театрализованная деятельность
1. Дальнейшая активизация игровой деятельности, разви
тие творческих способностей, наблюдательности, активно
сти, инициативности, коммуникативных навыков, взаимо
действия.
2. Дальнейшее развитие двигательной активности в по
движных играх, координации движений, ловкости.
3. Совершенствование навыков игры в настольно-печат-
ные игры с правилами, умения играть сообща, ладить в игре.
4. Обогащение сюжетов ролевых игр. Формирование уме
ния самостоятельно создавать игровые замыслы и распреде
лять роли.
5. Дальнейшее развитие интереса к театрализованным
играм. Разыгрывание представления по знакомой сказке
(«Заюшкина избушка»), подготовка к проведению театрализованных игр по ней во всех видах театра. Формирование эстетического вкуса, достаточного запаса эмоций и впечатлений.
IV. ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И РАЗВИТИЕ
1. Укрепление здоровья, закаливание организма, совер
шенствование его функций. Формирование правильной осан
ки, профилактика плоскостопия.
2. Развитие и совершенствование двигательных умений,
координации движений, ориентировки в пространстве.
3. Совершенствование навыка выполнения движений по
указанию.
Основные движения
Ходьба и бег. Совершенствование умений ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног; бегать легко, ритмично, отталкиваясь носком; ходить по прямой, по кругу, по границе зала, змейкой, между предметами, врассыпную; чередовать ходьбу с бегом, прыжками; менять направление и темп движения. Формирование умения ходить на пятках, бегать по наклонной доске вверх и вниз.
Ползание, лазание. Обучение ползанию на четвереньках, опираясь на стопы и ладони, опираясь на колени и предплечья, по гимнастической скамейке; перелезанию через бревно; переходу с одного пролета гимнастической стенки на другой вправо и влево.
Прыжки. Обучение прыжкам на одной ноге (правой и левой поочередно), прыжкам через 3—4 линии (расстояние между ними 30—40 см) поочередно; прыжкам с высоты (15—20 см), в длину с места (70 см).
Бросание, ловля, метание. Обучение бросанию мяча о землю и ловле его двумя руками (3—4 раза подряд), метанию предметов на дальность, в горизонтальную цель, в вертикальную цель. Обучение прокатыванию мячей и обручей между предметами, по узкой дорожке (ширина 20 см), выложенной шнурами, обозначенной линиями и др.
Средняя логопедическая группа
План-программа коррекционно-развивающей работы
Ритмическая гимнастика. Формирование умения выполнять цикличные движения под музыку. Общеразвивающие упражнения
Дальнейшее совершенствование умений выполнять движения для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног с предметами и без них.
Спортивные упражнения
Обучение скатыванию на санках с горки, подъему с санками на горку, торможению при спуске с горки; скольжению по ледяной дорожке с поддержкой.
Подвижные игры
Дальнейшее развитие двигательной активности, самостоятельности, творческих способностей в подвижных играх.
V. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
1. Формирование личного отношения к соблюдению и на
рушению моральных норм поведения.
2. Формирование доброжелательного отношения к окру
жающим.
3. Формирование у мальчиков желания быть смелыми,
сильными, справедливыми.
4. Формирование у девочек скромности, отзывчивости,
чувства сострадания.
5. Формирование навыков бережного отношения к вещам.
VI. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
1. Формирование умения выполнять индивидуальные и
коллективные поручения, договариваться о распределении
работ, своевременном их выполнении.
2. Совершенствование навыков самообслуживания, акку
ратности, опрятности. Формирование умения поддерживать
порядок в групповом помещении, в раздевалке.
3. Совершенствование умения выполнять обязанности де
журных по столовой и в центре природы.
4. Привлечение к подкормке зимующих птиц.