Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза

Развитие просодической стороны речи

1. Продолжение формирования правильного речевого ды­
хания и длительного ротового выдоха.

2. Совершенствование навыка мягкого голосоведения при
произнесении гласных, их слияний, слов, начинающихся с
гласных звуков (ударная позиция).

3. Воспитание правильного умеренного темпа речи (по
подражанию педагогу).

4. Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интона­
ционной выразительности речи в работе над звукоподража­
ниями, при рассказывании маленьких потешек, стишков, при
выполнении подвижных упражнений с текстом.

5. Стимулирование употребления выразительных речевых
средств в игре и ролевом поведении.

Коррекция произносительной стороны речи

1.Закрепление правильного произношения гласных звуков
и согласных раннего онтогенеза в игровой и свободной рече­
вой деятельности.

2. Совершенствование движений артикуляционного аппа­
рата и подготовка к формированию правильной артикуляции
звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляци­
онной гимнастики и артикуляционного массажа.

3. Формирование правильных укладов свистящих звуков и их автоматизация в слогах, словах, словосочетаниях, предло­жениях, чистоговорках, потешках, небольших текстах, в игро­вой и свободной речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова

1. Закрепление понятия слог и формирование умения опе­
рировать им.

2. Совершенствование навыка передачи ритмического ри­
сунка двух- и трехсложных слов, состоящих из открытых
слогов.

3. Обучение правильному сочетанию односложных слов с
одним хлопком, одним ударом, одной фишкой.

Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза

1. Закрепление умения различать на слух слова с началь­
ными ударными звуками [а], [у].

2. Формирование умения выделять из ряда звуков гласные
[о], [и], начальные ударные звуки [о], [и] в словах и разли­
чать слова с начальными ударными звуками [а], [у], [и], [о]
в ряду слов.

3. Совершенствование умения производить на слух анализ
и синтез слияний гласных звуков ([ои], [ио], [ао], [оа], [уо],
[оу], [иу], [уи]).

4. Закрепление понятий звук, гласный звук и умения опе­
рировать ими.

Обучение элементам грамоты

1. Формирование представления о букве, о том, чем буква
отличается от звука.

2. Ознакомление с гласными буквами А, У, О, И.

3. Формирование навыков составления букв из палочек,
выкладывания из шнура, лепки из пластилина, «рисования»
по тонкому слою манки и в воздухе.

4. Формирование навыка составления и чтения слияний
гласных букв (АУ, УА, ОИ, ИО, ИА, АИ, УО, ОУ, ИУ, УИ).



Средняя логопедическая группа

План-программа коррекционно-развивающей работы




Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза - student2.ru Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза - student2.ru Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза - student2.ru Развитие связной речи и речевого общения

1. Совершенствование диалогической речи. Формирование
умения задавать вопросы и отвечать на них предложениями
из нескольких слов. Формирование и развитие активной по­
зиции ребенка в диалоге.

2. Дальнейшая работа над использованием выразительных
речевых средств в игре и ролевом поведении.

3. Совершенствование умения повторять за взрослым опи­
сательный рассказ, состоящий из 2—3 простых предложений,
по изучаемым лексическим темам.

4. Формирование навыка пересказа. Обучение пересказу
хорошо знакомой сказки («Заюшкина избушка») с помощью
взрослого и со зрительной опорой.

II. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Сенсорное развитие

1. Совершенствование чувственного опыта за счет освое­
ния разных способов обследования предметов. Совершенство­
вание всех видов восприятия (осязания, зрения, слуха, вкуса,
обоняния).

2. Дальнейшее освоение сенсорных эталонов (цвета, фор­
мы, размера) на основе развития образной категоризации.

3. Дальнейшее развитие слухового восприятия в упражне­
ниях на узнавание и различение голосов природы, бытовых
шумов, «контрастного» звучания нескольких игрушек или
предметов-заместителей.

4. Развитие зрительного восприятия в упражнениях на уз­
навание и различение больших и маленьких предметов; пред­
метов разных форм; предметов, окрашенных в разные цвета.
Формирование умения различать цвета по насыщенности, яр­
кости и правильно называть их {светло-зеленый, ярко-красный
и т.п.). Формирование умения подбирать группы предметов,
совпадающих по заданному признаку.

Развитие психических функций

1. Дальнейшее развитие слухового внимания при воспри­
ятии тихих и громких, высоких и низких звуков.

2. Дальнейшее развитие зрительного внимания и памяти
в работе с парными и разрезными картинками, кубиками и
пазлами.

3. Развитие мышления в упражнениях на группировку и
классификацию предметов {зимующие птицы, домашние
птицы, домашние животные, дикие животные, профессии,
транспорт).

Ознакомление с окружающей действительностью

1. Обобщение и расширение представлений о явлениях
неживой природы зимой, о существенных признаках сезона.

2. Формирование представлений о разнообразии птиц, уме­
ния называть характерные особенности их внешнего вида.

3. Формирование представлений о комнатных растениях и
уходе за ними.

4. Уточнение представлений о внешнем виде и образе жизни
диких и домашних животных, об их образе жизни зимой.

5. Расширение представлений о новогоднем празднике.

6. Привлечение внимания к труду взрослых, его общест­
венному значению. Формирование представлений о профес­
сиях продавца, почтальона, шофера, водителя, летчика, маши­
ниста, их трудовых действиях.

7. Продолжение ознакомления со свойствами и качествами
окружающих предметов.

8. Совершенствование умения свободно ориентироваться в
групповом помещении, в помещении детского сада, на участке.

9. Воспитание любви к родному городу. {Названия улиц, на
которых живут дети и находится детский сад, название ближай­
шей станции метро, главной улицы района, ближайшего парка
и т. п.)

10. Формирование доступных пониманию детей представле­
ний о государственных праздниках {День Конституции, Новый
год, Рождество, День защитника Отечества).



Средняя логопедическая группа

План-программа коррекционно-развивающей работы




Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза - student2.ru Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза - student2.ru Ознакомление с художественной литературой

1. Продолжение формирования навыка слушания литера­
турных произведений, формирование эмоционального откли­
ка на них.

2. Совершенствование навыка аккуратного обращения с
книгой.

3. Совершенствование навыка рассматривания иллюстра­
ций и соотнесения их с текстом книги.

4. Совершенствование умения понимать вопросы к лите­
ратурному произведению, отвечать на них, задавать вопросы
с помощью взрослого.

5. Формирование навыка пересказа хорошо знакомой сказ­
ки и небольшого рассказа со зрительной опорой и помощью
взрослого.

Развитие пространственных,временных и элементарных математических представлений

1. Совершенствование навыков счета в пределах пяти и уме­
ния отсчитывать предметы от большего количества. Закрепле­
ние в речи порядковых и количественных числительных.

2. Совершенствование навыка сравнения численности мно­
жеств. Активизация наречий одинаково, больше на, меньше на.

3. Совершенствование умения ориентироваться во времени
суток и активизация в речи названий частей суток и наречий
вчера, сегодня, завтра.

4. Совершенствование навыков ориентировки в простран­
стве и на плоскости и активизация наречий слева, справа,
вверху, внизу, около, рядом.

5. Формирование навыка сравнения предметов сразу по
двум признакам {длине и ширине, высоте и ширине).

6. Активизация сравнительных прилагательных {выше, ниже,
длиннее, короче, шире, уже).

7. Совершенствование навыка различения геометрических
форм и соотнесения форм предметов с геометрическими фи­
гурами. Обучение группировке геометрических фигур по цве­
ту, форме, размеру.

III. КРЕАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса. Художественно-творческая деятельность

1. Развитие эмоциональной отзывчивости при восприятии
картинок, иллюстраций, произведений народного декоратив­
но-прикладного искусства.

2. Закрепление умений и навыков в рисовании. Совершен­
ствование навыков работы карандашом и кистью. Формиро­
вание умения правильно передавать расположение частей при
рисовании сложных предметов и соотносить их по величине,
располагать изображения на всем листе.

3. Формирование навыка овладения конструктивным и
комбинированным способами в лепке. Совершенствование
навыков работы с пластилином, глиной, соленым тестом.

4. Совершенствование навыков работы с ножницами. Ус­
ложнение содержания аппликации, увеличение количества
изображаемых в аппликации предметов из готовых форм.
Обучение преобразованию готовых форм путем разрезания
на две или четыре части.

5. Совершенствование навыков работы с конструктором
и строительным набором. Обучение преобразованию по­
строек в длину, ширину, вчысоту. Формирование умения
анализировать образец постройки, устанавливать простран­
ственное расположение частей постройки относительно друг
друга.

6. Формирование навыка складывания листа бумаги
вдвое.

7. Совершенствование навыков конструирования из бума­
ги и изготовления поделок из природного материала.

Музыкальное развитие

1. Формирование умения осознанно слушать музыку раз­ного характера, запоминать ее, высказывать свои впечатления.



Средняя логопедическая группа

План-программа коррекционно-развивающей работы




Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза - student2.ru Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза - student2.ru Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза - student2.ru Формирование желания слушать уже знакомую музыку и на­ходить точные ее характеристики.

2. Развитие музыкальных способностей, умения различать
быструю и медленную, громкую и тихую музыку, высокое и
низкое звучание, определять тембр детских музыкальных ин­
струментов, точно воспроизводить несложный ритм.

3. Развитие умения петь выразительно, в едином темпе,
брать дыхание по фразам, точно интонировать мелодии песен,
чисто пропевать интервалы, постепенное движение мелодии
вверх и вниз.

4. Совершенствование имеющихся музыкально-двигатель­
ных навыков. Закрепление умения выполнять знакомые танце­
вальные движения, двигаться ритмично соответственно харак­
теру музыки. Формирование умения выразительно передавать
игровой образ, использовать знакомые плясовые движения в
свободной пляске.

5. Совершенствование умения подыгрывать на детских му­
зыкальных инструментах простейшие мелодии, построенные
на одном-двух звуках. Формирование умения точно воспроиз­
водить ритм.

Игровая и театрализованная деятельность

1. Дальнейшая активизация игровой деятельности, разви­
тие творческих способностей, наблюдательности, активно­
сти, инициативности, коммуникативных навыков, взаимо­
действия.

2. Дальнейшее развитие двигательной активности в по­
движных играх, координации движений, ловкости.

3. Совершенствование навыков игры в настольно-печат-
ные игры с правилами, умения играть сообща, ладить в игре.

4. Обогащение сюжетов ролевых игр. Формирование уме­
ния самостоятельно создавать игровые замыслы и распреде­
лять роли.

5. Дальнейшее развитие интереса к театрализованным
играм. Разыгрывание представления по знакомой сказке

(«Заюшкина избушка»), подготовка к проведению театрали­зованных игр по ней во всех видах театра. Формирование эстетического вкуса, достаточного запаса эмоций и впечат­лений.

IV. ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И РАЗВИТИЕ

1. Укрепление здоровья, закаливание организма, совер­
шенствование его функций. Формирование правильной осан­
ки, профилактика плоскостопия.

2. Развитие и совершенствование двигательных умений,
координации движений, ориентировки в пространстве.

3. Совершенствование навыка выполнения движений по
указанию.

Основные движения

Ходьба и бег. Совершенствование умений ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног; бегать легко, рит­мично, отталкиваясь носком; ходить по прямой, по кругу, по границе зала, змейкой, между предметами, врассыпную; чере­довать ходьбу с бегом, прыжками; менять направление и темп движения. Формирование умения ходить на пятках, бегать по наклонной доске вверх и вниз.

Ползание, лазание. Обучение ползанию на четвереньках, опираясь на стопы и ладони, опираясь на колени и предпле­чья, по гимнастической скамейке; перелезанию через бревно; переходу с одного пролета гимнастической стенки на другой вправо и влево.

Прыжки. Обучение прыжкам на одной ноге (правой и левой поочередно), прыжкам через 3—4 линии (расстояние между ними 30—40 см) поочередно; прыжкам с высоты (15—20 см), в длину с места (70 см).

Бросание, ловля, метание. Обучение бросанию мяча о землю и ловле его двумя руками (3—4 раза подряд), метанию предметов на дальность, в горизонтальную цель, в вертикаль­ную цель. Обучение прокатыванию мячей и обручей между предметами, по узкой дорожке (ширина 20 см), выложенной шнурами, обозначенной линиями и др.



Средняя логопедическая группа

План-программа коррекционно-развивающей работы




Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза - student2.ru Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза - student2.ru Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза - student2.ru Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза - student2.ru Ритмическая гимнастика. Формирование умения выпол­нять цикличные движения под музыку. Общеразвивающие упражнения

Дальнейшее совершенствование умений выполнять движе­ния для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног с пред­метами и без них.

Спортивные упражнения

Обучение скатыванию на санках с горки, подъему с сан­ками на горку, торможению при спуске с горки; скольжению по ледяной дорожке с поддержкой.

Подвижные игры

Дальнейшее развитие двигательной активности, самостоя­тельности, творческих способностей в подвижных играх.

V. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

1. Формирование личного отношения к соблюдению и на­
рушению моральных норм поведения.

2. Формирование доброжелательного отношения к окру­
жающим.

3. Формирование у мальчиков желания быть смелыми,
сильными, справедливыми.

4. Формирование у девочек скромности, отзывчивости,
чувства сострадания.

5. Формирование навыков бережного отношения к вещам.

VI. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

1. Формирование умения выполнять индивидуальные и
коллективные поручения, договариваться о распределении
работ, своевременном их выполнении.

2. Совершенствование навыков самообслуживания, акку­
ратности, опрятности. Формирование умения поддерживать
порядок в групповом помещении, в раздевалке.

3. Совершенствование умения выполнять обязанности де­
журных по столовой и в центре природы.

4. Привлечение к подкормке зимующих птиц.


Наши рекомендации