Иные сведения и (или) материалы

Заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)

N п/п Разделы и темы дисциплины Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
ВСЕГО Из них аудиторные занятия Самостоятельная работа Контрольная работа Курсовая работа
Лекции Лаборатор. работа Практическ.занятия
Раздел 1.Теория специальной педагогики         Тесты
Раздел 2.Научные основы специальной педагогики         Тесты
Раздел 3. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования         . Реферат.  
Раздел 4.Основы дидактики специальной педагогики         . Реферат. .
Раздел 5. Современная система специальных образовательных услуг       Устный опрос. Доклады. Практические работы
Раздел 6. Педагогические системы специального образования       Устный опрос. Доклады. Практические работы.
Экзамен               Комплект билетов
  ИТОГО     х   Экзамен

Очно-заочная форма обучения (срок обучения 5лет)

№ п/п Разделы и темы дисциплины Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
ВСЕГО Из них аудиторные занятия Самостоятельная работа Контрольная работа Курсовая работа
Лекции Лаборатор. работа Практическ.занятия
Раздел 1.Теория специальной педагогики       Устный опрос, доклады
Раздел 2.Научные основы специальной педагогики       Устный опрос, Реферат. Доклады. Практические работы
Раздел 3. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования       Устный опрос. Доклады. Реферат. Практические работы
Раздел 4.Основы дидактики специальной педагогики       Устный опрос. Доклады. Реферат. Практические работы.
Раздел 5. Современная система специальных образовательных услуг       Устный опрос. Доклады. Практические работы
Раздел 6. Педагогические системы специального образования       Устный опрос. Доклады. Практические работы. Тесты
Экзамен               Комплект билетов
  ИТОГО     +   Экзамен


4.2.Содержание дисциплины (модуля), структурированное по разделам (темам)

Раздел 1. Теория специальной педагогики.

Тема 1. Основные понятия, объект, предмет, цель, и задачи специальной педагогики.

Содержание лекционного курса.

Специальная педагогика как наука. Основные понятия, объект, предмет, цель, и задачи специальной педагогики.Место специальной педагогики в структуре педагогического знания.

Содержание практических занятий

1.Аксиологическая основа специальной педагогики.

2.Понятийный аппарат специальной педагогики.

3. Целевые установки, связь с общепедагогическими установками.

4. Специальная педагогика, коррекционная педагогика, лечебная педагогика.

5..Классификация нарушений психического развития.

Тема 2. Предметные области специальной педагогики и ее связь с другими науками.

Содержание лекционного курса.

Предметные области специальной педагогики и ее связь с другими науками (науками медицинского цикла, общей, возрастной и педагогической психологией, специальной психологией, общей, возрастной педагогикой, сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, логопедией, специальными методиками и др.)

Содержание практических занятий

1. Олигофренопедагогика.

2.Сурдопедагогика.

3.Тифлопедагогика.

4.Логопедия.

5.Методы научного исследования в специальной педагогике.

Практические занятия.

Раздел 1. Теория специальной педагогики.

Занятие 1

Тема 1. Основные понятия, объект, предмет, цель, и задачи специальной педагогики.

Перечень вопросов для обсуждения на практических занятиях:

1.Аксиологическая основа специальной педагогики.

2.Понятийный аппарат специальной педагогики.

3. Целевые установки, связь с общепедагогическими установками.

4. Специальная педагогика, коррекционная педагогика, лечебная педагогика.

Доклад

Классификация нарушений психического развития.

Занятие 2. Тема 2. Предметные области специальной педагогики и ее связь с другими науками.

Перечень вопросов для обсуждения на практических занятиях:

1. Олигофренопедагогика.

2.Сурдопедагогика.

3.Тифлопедагогика.

4.Логопедия.

5.Методы научного исследования в специальной педагогике.

Практические работы.

Задание 1.

1. По Л.С. Выготскому развитие психики аномальных детей подчиняется тем же самым основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка.

1) Положение о неравномерностипсихического развития, которая обусловлена , во-первых, активным созреванием мозга в определенные периоды жизни ребенка, во-вторых, тем, что отдельные психические функции развиваются на базе ранее сформированных.

2) Развитие психики это процесс количественно-качественных и структурных преобразований.

3) Положение о пластичности нервной системы и основанной на этом способности к компенсации: чем меньше ребенок, тем он более раним, но в то же время его нервная система обладает большими резервами пластичности, а следовательно - компенсаторными возможностями.

4) Положение осоотношении биологических и социальных факторовв процессе психического развития. Общеизвестно положение о единстве и взаимодействии биологического и социального факторов в процессе развития. Однако, у этого единства две особенности: во-первых, оно изменяется в процессе развития. На первых этапах жизни ребенка большую роль играет биологическое начало, тогда как позднее наибольшее предпочтение отдается социальному фактору. Во-вторых, каждый из этих факторов имеет разный удельный вес в становлении различных психических функций. В развитии более простых психических функций велика роль биологического фактора, в развитии более сложных психических функций - социокультурных.

Вопросы.

1.Покажите общность и своеобразие проявления данных закономерностей при нарушенном развитии.

2. Приведите примеры внутрисистемной и межсистемной компенсации.

3. В чем заключается специфика реализации специальных принципов в системе специального образования применительно к детям с нарушениями речи?

Задание 2.

Психолингвистический анализ отклонений от нормального речевого развития.

Согласно А.А. Леонтьеву (Леонтьев А.А. Основы психолингвистики.- М., 1997.) патология речи определяется как нарушение речевой деятельности, обусловленное несформированностью или разладкой психофизиологических механизмов, обеспечивающих усвоение, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков членом языкового коллектива, т.е. как нарушение языковой способности. В случаях патологии речи возникает вопрос о возможности или невозможности общения.

С психолингвистической точки зрения выделяются следующие формы речевой патологии:

-собственно патопсихолингвистические речевые нарушения, связанные с патологией личности, сознания и ВПФ (например, шизофрения)

-речевые нарушения, возникающие вследствие локальных поражений мозга (афазия)

-речевые нарушения, связанные с врожденными или приобретенными нарушениями сенсорных систем (глухота)

-речевые нарушения, связанные с умственной отсталостью или временной задержкой психического развития

-речевые нарушения, связанные с дефектом моторного программирования речи или реализацией моторной программы (заикание).

Вопросы.

1. Укажите наличие речевого нарушения в общей структуре основного дефекта при различных вариантах психического дизонтогенеза.

2.Какие можно выделить формы речевой патологии?

Задание 3. Обзор журналов: "Дефектология", "Воспитание и обучение детей с нарушениями развития" и др.

1.Составление библиографического списка.

2.Составление аннотации к статьям.

3.Реферирование статьи (по выбору студента).

Занятие 4.

Тема 2,3. Философские, социокультурные, экономические, правовые, клинические, психологические основания специальной педагогики. Выдающиеся ученые-дефектологи

Перечень вопросов для обсуждения на практических занятиях:

1.Взгляды известных философов на проблемы ли с ОВЗ.

2. Лингвистические и психололингвистические основы специальной педагогики.

Доклады.

Выдающиеся ученые-дефектологи(Л.С. Выготский, В.П. Кащенко, А.Р. Лурия, Г.Е. Сухарева, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, В.И. Лубовский, К.Г. Коровин и др.) и их вклад в развитие дефектологической науки.

Раздел 3. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования.

Занятие 5,6.

Тема 1,2. Профессиональная деятельность педагога системы специального образования. Готовность (теоретическая и практическая) педагога-дефектолога к реализации коррекционно-педагогической деятельности. Требования к личности педагога-дефектолога.

Перечень вопросов для обсуждения на практических занятиях:

1.Сущность и содержание коррекционно-педагогической деятельности. Структура, целевые установки.

2.Понятия коррекция, компенсация.

3. Виды коррекционной деятельности в специальном учреждении.

4. Профессиональная деятельность педагога системы специального образования.

Доклад

Требования к личности педагога-дефектолога.

Задание 1.

1.В современной научной литературе "педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах."(Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов, 1997. С.17.)

Вопросы.

1.В чем заключается специфика проявления педагогического творчества в области

специального образования?

2.Дайте определение понятиям: коммуникация, эвристика, креативность.Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов, 1997. С.17.)

Задание 2.

Е.С. Громов и В.А. Молявко указывают следующие признаки креативности: оригинальность, эвристичность, фантазию, активность, концентрированность, четкость, чувствительность.

Как эти качества проявляются в деятельности специального педагога?

Задание 3.

Для педагога -творца свойственна инициативность, самостоятельность, способность е преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, высокая потребность в достижении, целеустремленность, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память.

В чем специфика их проявления применительно в области специального образования?

Задание 4.

"Педагогическая специальность - вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией".

В чем заключается общность решаемых организационных и сугубо педагогических задач в рамках направлений специальной педагогики?

Задание 5.

"Педагогическая специализация- определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности. Она связана с конкретным предметом труда и конкретной функцией специалиста".

Назовите виды специализаций Логопедии.

Задание 6.

"Педагогическая квалификация - уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач.

(В.С. Сластенин и др. с.20.)

Какие задачи призван решать учитель-логопед?

Задание 7. Педагогическая деятельность"представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе." ( Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов, 1997. С.17.) По А.Н. Леонтьеву системообразующей характеристикой деятельности, в том числе и педагогической, является цель, которая связана с реализацией цели воспитания, рассматриваемой как общечеловеческий идеал гармонично развитой личности.

Определите целевые установки логопедической деятельности?

Занятие 7.

Тема 1,2. Основные образовательные потребности и содержание специального образования. Принципы специального образования.

Перечень вопросов для обсуждения на практических занятиях:

1.Специфика решения образовательных задач в зависимости от особых образовательных нужд.

2.Условия протекания обучения и воспитания в специальном образовательном процессе.

3.Уровни специального образования. Государственный образовательный стандарт.

4.Содержание специального образования.

Доклады

Принцип коррекционной направленности.

Практические работы.

Задание 1.

Анализ программы специальной коррекционной школы для детей с нарушениями речи вида (структура, перечень учебных предметов).

Заполните таблицу

Задания Массовая школа Специальная школа
1.Сроки обучения      
2. Учебные предметы (общеобразовательные и специальные)      
3.Содержание пояснительной записки (русский язык)      
4.Цели и задачи обучения.      
5.Содержание 1 года обучения (по выбору студента)      

Задание 2.

1.Анализ программы по русскому языку по годам обучения (пояснительная записка, структура самой программы, бюджет учебного времени).

2.Определить этапы обучения русскому языку в школе для детей с нарушениями речи.

3.Реферат пояснительной записки к программе по русскому языку в школе для детей с нарушениями речи.

Занятие 8.

Тема 3,4. Содержание образования. Учебники для специальных школ.

Перечень вопросов для обсуждения на практических занятиях:

Назначение учебника. Функции учебника. Структура учебника..Наличие пропедевтических или дополнительных разделов, наличие средств актуализации знаний и личного опыта, средств актуализации познавательных возможностей детей, средств развития речи, мышления в соответствии с особенностями интеллектуального развития, средств для коррекции и активизации сенсомоторного развития и др.

Практическая работа.

Анализ учебника (по выбору студента) по русскому языку для специальной школы для детей с нарушениями речи.

Примерный план.

1.Автор

2.Назначение учебника.

2.Функции учебника.

3.Структура учебника.

4. Наличие пропедевтических или дополнительных разделов, наличие средств актуализации знаний и личного опыта, средств актуализации познавательных возможностей детей, средств развития речи, мышления в соответствии с особенностями интеллектуального развития, средств для коррекции и активизации сенсомоторного развития и др.

Занятие 9.

Тема 5,6. Технологии и методы специального образования.

Тема 7,8. Сущность, цели, задачи и принципы воспитания учащихся специальных школ.Коррекционно-педагогическая деятельность как социальное явление.

Перечень вопросов для обсуждения на практических занятиях:

1.Технологии стратегические, тактические и оперативные.

2.Словесные, наглядные и практические методы

3. Методы воспитательного воздействия. Информационные методы. Практически-действенные методы. Побудительно-оценочные методы. .Методы формирования социального опыта, методы осмысления детьми своего социального опыта, методы самоопределения личности, методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе. Специфика их реализации в воспитании детей с нарушениями развития.

Доклады.

Принципы специальной коррекционно-педагогической деятельности. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Принцип единства диагностики и коррекции. Принцип раннего начала диагностико-коррекционной деятельности. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. Деятельностный принцип коррекции. Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогического воздействия. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.

Практические работы..

Задание 1.Покажите специфику реализации методов в обучении детей с нарушениями речи. Приведите примеры.

Занятие 10.

Доклады.

1.Значение и функции наглядности в образовательном процессе.

2.Виды средств наглядности. Предметный дидактический материал, изобразительный дидактический материал (рисунки, серии картинок, схемы, чертежи, предметные карты).

3.Словесный дидактический материал (раздаточные карточки с заданиями, упражнениями, задачами, поручениями).

4.Технические средства обучения. Аудиовизуальные средства (кинофильмы, диапозитивы, кодопозитивы, диапозитивы и др., средства, корригирующие проявления дефекта (звукоусиливающая аппаратура индивидуального и коллективного пользования, при обучении лиц с нарушениями слуха, лупы, очки, монокуляры и бинокуляры, приспособления для вдевания нитки в иголку, трости для обеспечения возможности самостоятельного передвижения для лиц с нарушениями зрения.

5. Статические наглядные пособия (схемы, рисунки, диапозитивы и др.). Требования к их применению в учебном процессе.

6.Использование персональных компьютеров.

7.Слово учителя. Требования к речи учителя-дефектолога.

Практические работы.

Подбор средств наглядности. Работа с видеоматериалами

Раздел 5. Современная система специальных образовательных услуг.

Занятие 11.

Практические работы.

Задание 1.

Основные положения современной концепции социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями:

- приоритет личности над интересами общества;

- достижение человеком максимальной самостоятельности и независимости (независимый образ жизни);

- независимая жизнь - независимость в широком смысле;

- право на независимую жизнь человека с ограниченными возможностями должно быть закреплено и обеспечено экономически;

- комфортность бытия человека с отклонениями в развитии;

- у детей с особыми образовательными потребностями должны быть сформированы необходимые базовые навыки в сфере жизнеобеспечения, самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации, развитие которых будет продолжено на следующих этапах.

Как реализуются данные положения в условиях современной образовательной политики?

Задание 2.

Понятие жизнеобеспечения включает:

- активное участие человека с ограниченной трудоспособностью в производительном труде;

- ведение домашнего хозяйства;

- максимально полное самообслуживание.

Покажите реализацию данного понятия применительно к детям с нарушениями речи.

Занятие 12,13.

Тема 2. Дошкольное образование ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Перечень вопросов для обсуждения на практических занятиях:

1.Учреждения системы социальной защиты (интернаты) для детей с глубокой степенью умственной отсталости (имбецильностьи), с осложненной формой дебильности (ДЦП, выраженным психопатоподобным состоянием, болезнью Дауна, шизофренией и т.д.) Специальные ясли для детей с органическим поражением ЦНС.

2. Специальные психоневрологические санатории для детей со сниженным интеллектом в степени дебильности. Детские дома для детей с глубокими степенями умственной отсталости (имбецильность, идиотия) в системе социальной защиты.

Доклады.

1. Специальные учреждения для детей с ЗПР.

2. Специальные детские сады для детей с нарушениями речи.

3. Специальные школы и школы-интернаты для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Практическая работа.

1. Посещение дошкольного учреждения.

2. Посещение занятия для детей с ОВЗ.

.Схема анализа посещенного занятия.

1. Дата. Возраст детей, группа.

2. ФИО воспитателя.

3. Тема занятия. Форма проведения.

4. Цель и задачи занятия.

5. Основные компоненты занятия с анализом.

6. Общая оценка занятия.

Тема 3. Школьная система специального образования.

Перечень вопросов для обсуждения на практических занятиях:

Отбор учащихся и комплектование специальных коррекционных учреждений. Цензовость образования. Специальный охранительный режим.

Практические работы.

1.Посещение специального (коррекционного) учреждения для детей с нарушениями речи.

2. Письменный отчет.

В ходе посещения специальных учреждений обратить внимание на:

1) Режим работу СОУ.

2) Документация логопеда.

3) Особенности обучения в коррекционном классе:

- адаптированные программы и учебные планы (в соответствии со специальным образовательным стандартом);

- изучение специальных предметов (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, ритмика и др.)

- индивидуально-групповая коррекционная работа (логопедические занятия, восполнение пробелов в знаниях, пропедевтика нового учебного материала);

- факультативные курсы (художественно-эстетические, музыкальные, трудовые, спортивные и т.п.)

Занятие 14.

Тема 4. Профессиональная ориентация, система профессионального образования лиц с ограниченной трудоспособностью, их социально-трудовая реабилитация.

Перечень вопросов для обсуждения на практических занятиях:

1.Государственная служба медико-социальной экспертизы. Инвалидность. 2.Федеральная базовая программа реабилитации. Индивидуальные программы социально-трудовой реабилитации.

3.Социально-педагогическая помощь в социокультурной адаптации лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья.

Доклады.

1.Профориентационная работа в условиях школы.

2.Профессиональная подготовка в постшкольный период.

Раздел 6. Педагогические системы специального образования лиц с нарушениями в развитии.

Занятие 15, 16.

Тема 1. Специальное образование лиц с нарушениями речи.

Перечень вопросов для обсуждения на практических занятиях:

1.Логопедические кабинеты при поликлиниках и психоневрологических диспансерах. Специализированные ясли.

2.Оказание специальной логопедической помощи в системе социальной защиты (специализированные дома ребенка).

3.Специальное (коррекционное) образовательное учреждение для детей с тяжелой речевой патологией. Комплектование учреждения. Наличие подготовительного (диагностического) класса. Сроки обучения 8 лет, 9 лет, 9 лет с классом профессиональной подготовки. Комплектование классов для детей с тяжелой речевой патологией (1 уровень - в возрасте с 6 до 9 лет, 2 уровень - с 9 до 12 лет, 3 уровень - с13 до 18 лет).

Практические работы.

Задание 1.

Посещение занятия.

Занятие 17.

Тема 2. Обучение, воспитание, развитие и коррекция как единый педагогический процесс в специальном образовательном учреждении для лиц с нарушениями речи.

Перечень вопросов для обсуждения на практических занятиях:

1.Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования.

2. Соответствие средств принципам специального образования. Максимальная доступность и посильность обучения, учет познавательных возможностей умственно отсталых детей, деятельностный характер обучения, наглядно-практическая основа освоения материала, наличие коррекционно-компенсирующей направленности обучения и др. Использование средств артпедагогики и артерапии - психофизиологическое (связанное с коррекцией психосоматических нарушений), психотерапевтическое (связанное с воздействием на когнитивную и эмоционально-волевую сферы), психологическое (выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции), социально-педагогическое (развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественного кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве.)

4. Оптимальный выбор средств реализации коррекционно-образовательного процесса, с учетом содержания материала, наличия у детей необходимого практического опыта, с учетом особенностей детей с речевыми нарушениями.

Доклады.

1.Игротерапия.

2юСказкотерапия.

3.Трудотерапия.

4.Библитотерапия.

Практические работы.

Задание 1.Составление тематического планирования (на примере уроков русского языка)

№№п/п Тематика и содержание Методы и формы работы. Наглядные и тсо средства обучения Работа по развитию речи
     
     

Задание 2.

Подобрать игры и упражнения для коррекции нарушений психического развития.

Работа с видеоматериалами.

Задание 3.

Примерная схема.

1. Класс, группа.

2. Учебная дисциплина.

3.Тема.

4. Цель.

5. Общеобразовательная, воспитательная, коррекционная задачи.

6. Оборудование и ТСО.

7. Основные методы работы.

8. План урока (занятия).

9. Ход урока (занятия).

Занятие 18.

Тема 3.Современные приоритеты в развитии системы специального образования.

Перечень вопросов для обсуждения на практических занятиях:

1.Модели интегрированного обучения.

2. Основные формы инклюзивного образования.

3. Работа тьютеров в условиях инклюзии.

Занятие 19.

Тематика рефератов

Критерии оценки рефератов

8-10 баллов 6-7 баллов 4-5 баллов 1-3 балла 0 баллов
Присутствуют все компоненты работы. Представлен анализ нескольких источников рекомендованной литературы. Грамотные ответы на вопросы по проблеме. Работа в целом выполнена. Отмечаются некоторые неточности в изложении отдельных частей работы. Владение основными позициями работы. Грамотный пересказ 1-3 источников, отсутствуют элементы анализа. Поверхностное представление о проблеме. Работа списана или скачана из Интернета. Работа не выполнена.

По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах или в процессе индивидуального собеседования преподавателя с обучающимися.

Задания для текущего контроля.

1 вариант

1.Задачи специальной педагогики.

2.Связь логопедии с медицинскими науками.

3.Система школьных учреждений для детей с нарушениями развития. (Назначение, принципы комплектования, сроки обучения.)

4. Основные требования к личности педагога-логопеда.

5. Сущность понятий "коррекция, компенсация".

6.Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.

7.Основные направления деятельности логопеда.

8.Наглядные средства, применяемые логопедом в работе.

11 вариант

1.Принципы специального образования.

2.Связь логопедии с науками психолого-педагогического цикла.

3.Система дошкольных учреждений для детей с нарушениями развития. (Назначение, принципы комплектования, сроки обучения.)

4. Основные требования к личности педагога-логопеда.

5.Сущность коррекционно-педагогической деятельности.

6.Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.

7.Основные направления деятельности логопеда.

8. Структура логопедического занятия.

Тестовые задания по дисциплине «Специальная педагогика».

Студенты очного и очно-заочного отделений выполняют тестирования во время текущего контроля. Студенты заочного отделения решают тесты во время самостоятельной работы и ответы представляют преподавателю при сдаче контрольной работы.

Тест 1.

Вставьте нужное основание.

Основная цель специальной педагогики - достижение развивающейся человеком с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности ... .

Для справок:

а - максимально возможной самостоятельности и независимой жизни;

б - полной социализации и самореализации.

Тест 2.

"Медицинская абилитация в раннем возрасте - это система лечебно-профилактических мер, направленных на создание условий для формирования, развития и тренировки рефлекторных, двигательных, психоэмоциональных и речевых реакций ребенка в соответствии с возрастом средствами медицины (медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, массаж и лечебная физкультура, протезирование, оперативное вмешательство и др.)." ( Н.М.Назарова С. 63)

Тест 3.

Вставьте нужное основание.

Реабилитационные мероприятиядолжны быть ...

Слова для справок:

а)комплексными, многопрофильными, разнонаправленными

б)комплексными, разносторонними, но однонаправленными.

Тест 4.

Вставьте нужное слово.

Реабилитационная программадолжна быть строго ... для каждого больного в зависимости от нозологической формы, характера течения заболевания, возраста больного и пр.

Слова для справок:

а) индивидуальной

б)групповой

Тест 5.

Вставьте нужное основание.

Заключительным этапом реабилитационной программы для взрослыхдолжна являться ...

а) профессиональная ориентация и трудоустройство.

б) полное выздоровление

в) частичное восстановление функций.

Тест 6.

Вставьте нужное основание.

Заключительным этапом реабилитационной программы для детей - это...

а) возвращение к обычной для данного детского возраста деятельности, включая учебную.

б) перевод на индивидуальное обучение.

в) перевод в более младшую группу в обычных образовательных условиях.

Тест 7.

Тест 8.

Выберите правильный ответ.

Уменьшение числа лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности может сегодня достигаться через ... :

а)увеличение числа специальных учреждений

б)совершенствование профилактики;

в)своевременность раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка.

г)совершенствование абилитационных и реабилитационных мероприятий.

е)повышение качества медицинского сопровождения и коррекционно-образовательного процесса.

Выберите правильный ответ.

1. Л.С. Выготский придавал большое значение включению аномальных детей в разнообразную социально-значимую деятельность, созданию активных и действенных форм детского опыта.

2.Им было введено понятие структура дефекта.

3. Положение о взаимосвязи общих задач воспитания и специальных методик, подчинение специального воспитания социальному, их взаимосвязь.

4.Л.С. Выготский исключал возможность участия лиц с нарушениями в развитии в трудовой деятельности.

5.Основной путь компенсации людей с различными нарушениями развития по Л.С. Выготскому заключается во включении их в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает возможность формирования высших форм сотрудничества.

6.Глубокий научный и практический смысл имеет положение Л.С. Выготского о том, что "сами по себе слепота, глухота и т.п. частные дефекты не делают еще носителя их дефективным" Судьбу личности решает не дефект сам по себе, а его социально-психологическая реализация.

7.Л.С. Выготский считал, что лиц с нарушениями развития не следует создавать особых условий обучения и воспитания, включая их в обычные образовательные условия.

Тест 10.

Вставьте нужное слово.

"Компенсацияпсихических функций (от лат compensatio- уравновешивание, уравнивание)- это ...

недоразвитых или нарушенных психических функций." (Психологический словарь. -М., 1990.- С.169.

Для справок:

а)дополнение

б)возмещение

в)замена

Тест 11.

Вставьте нужное слово.

1...... компенсация осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур.

2. Второй вид - .... компенсация, которая осуществляется путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур за счет выполнения ранее несвойственных им функций.

Для справок:

а)Межсистемная

б)Внутрисистемная

Тема 3. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования.

Тест 12.

Выберите основания дифференциации педагогических специальностей:

Для справок:

1) Различные предметные области знаний.

2) Возрастные периоды развития личности.

3) Особенности развития личности

Наши рекомендации