Методы стимуляции творческой деятельности
На сегодняшний день существует в общей сложности более 30 различных методов стимулирования творческого мышления, и их число продолжает расти. Большинство из них может быть отнесено к одной из двух групп: специфические или инструментальные методы и неспецифические или личностные методы.
Специфические методы (Инструментальные)
1. Мозговой штурм
2. Синектика
3. Рабочие листы
4. Морфологический анализ
Неспецифические методы (Личностные)
1. Групповая динамика
2. Трансцендентальная медитация
3. Методика формирования целостности и веры в себя
К инструментальным методам относятся те, которые представляют собой особую процедуру выработки группового решения проблемы и/или дают в руки индивиду определенный способ организации собственной мыслительной деятельности по решению конкретной задачи. Обычно они описывают алгоритм действий или набор общих правил (эвристик), соблюдение которых с большой степенью вероятности приводит к нахождению решения.
Вместе с тем в литературе встречаются данные о том, что люди, овладевшие методами стимулирования своего мышления, могут не только освобождаться от стереотипов мыслительной деятельности, но и постепенно становиться более зрелыми и гибкими в своем поведении в целом. Таким образом, специфические методы стимулирования творческого мышления, действие которых вроде бы направлено на развитие узкоконкретных способностей и навыков индивида, могут стать отправной точкой для совершенствования личности в целом, в особенности, если их главный принцип - освобождение от оков предубеждений, предрассудков и укоренившихся привычек - глубоко осознан и принят человеком.
Личностные методы стимулирования творческих способностей подходят к задаче с другого конца: они начинают с развития общей способности человека управлять своим поведением, с формирования уверенности в себе и ощущения собственной силы, с осознания беспредельных возможностей самосовершенствования в любой сфере психической жизни.
Двигаясь от общего к частному, они достигают сходного результата, хотя и иными путями: в конечном итоге у индивида, прошедшего курс тренинга личностного развития, возрастают и перестраиваются специальные, частные способности, и в первую очередь способность мыслить самостоятельно и независимо. Именно эти методы могут быть в ряде случаев с успехом применены для подготовки сотрудников, занимающихся научными, поисковыми исследованиями, с целью повышения их общего творческого потенциала.
Несмотря на высокую эффективность личностных методов стимулирования творчества, инструментальные методы являются намного более популярными и распространенными. Это связано прежде всего с тем, что все методики личностного совершенствования требуют для своего проведения специально подготовленного и высококвалифицированного тренера, подготовка которого занимает не один год. Кроме того, людям, жаждущим развить свое умение "решать задачки", не так-то легко смириться с тем, что все то, чем им предлагают заниматься в группах личностного роста, имеет весьма отдаленное отношение к их конкретной цели.
Выбор конкретной техники для повышения эффективности творческого мышления обусловливается прежде всего характером цели, которая должна быть в итоге достигнута. Одно дело, если цель состоит в нахождении оптимального решения вполне определенной задачи, и совсем другое, если целью является повышение творческого потенциала совместно работающего научного коллектива или его отдельных членов. Поэтому оценка сравнительной эффективности разных методов стимулирования творчества лишена смысла. Условием высокой отдачи любого метода является его применение к ограниченному кругу ситуаций, адекватных его особенностям и возможностям.
Рассмотрим более подробно некоторые из этих методов.
Наиболее известный, на наш взгляд, метод называется брейнсторминг, или метод «мозгового штурма», или мозговая атака. Разработан в США еще в 1938 году А. Осборном как метод решения сложных технических изобретательских задач на промышленных предприятиях. Известны различные модификации этого метода (например, популярные телевизионные игры «Что? Где? Когда?» и «Брейн ринг»). Сейчас этот метод представляет интерес как простейший способ коллективного поиска решений и может успешно применяться как в учебном процессе, так и в досуговой деятельности.
Основой брейнсторминга явился принцип разделения во времени двух этапов творческого процесса: генерирование идей и их критическая оценка. В классическом «мозговом штурме» участвует группа людей, которая делится на две команды «генераторы» и «эксперты». Задача «генераторов» - предложить как можно больше идей по поводу решения данной проблемы, какими бы безумными и невероятными они не казались. Этот этап предусматривает полный отказ от оценок и критики всех идей, которые тщательно фиксируются.
Второй этап - участие «экспертов» - предусматривает разбор, обсуждение и критическую оценку каждого предложения «генераторов». И в конечном итоге осуществляется выбор конкретного решения поставленной проблемы. Руководит заседаниями каждой из команд ведущий, который обеспечивает соблюдение участниками правил мозговой атаки.
Участники должны выполнять следующие правила:
1) соблюдать двухэтапность процесса;
2) предлагать наибольшее количество идей;
3) разрабатывать (генерировать) самые невероятные предложения;
4) не претендовать на «авторство» какого-либо решения, а считать все гипотезы достоянием команды.
Изучая проблему эффективности «мозгового штурма», исследователи отмечают, что этот метод не является универсальным, а имеет вполне определенную область своего применения, в которой коллективное решение дает большие по сравнению с индивидуальным результаты. Наилучшие результаты получаются при решении изобретательских задач, а также таких, которые имеют единственное правильное решение.
Еще один, достаточно популярный метод стимулирования творчества - синектика. Этот метод предложен в конце пятидесятых годов нашего столетия У. Гордоном. Само слово «синектика» (от греч. syn - вместе) означает соединение разнородных элементов. Основной принцип синектики - сделать незнакомое знакомым, а привычное чуждым, т.е. изменить сложившийся взгляд на вещи.
Для решения поставленной проблемы собираются так называемые синектические группы, объединяющие людей различных профессий и специальностей (синекторов), которые путем тренировки воображения и объединения несовместимых элементов добиваются творческого решения проблемы.
Синекторы должны владеть следующими приемами:
1) личностная аналогия (уподобление), при которой надо отождествить себя с изучаемым объектом, процессом, прибором и т.п. и представить возможные варианты своего действия в аналогичной ситуации;
2) прямая аналогия - поиск сходных процессов, явлений из совершенно других сфер;
3) символическая аналогия или применение литературных образов для формулировки задачи;
4) фантастическая аналогия - предлагается решение не соотносимое с законами природы.
Метод синектики помогает сочетать логическое и образное мышление, свободно переходить с одного мыслительного уровня на другой, устранять стереотипность мышления. Этот метод имеет те же ограничения в применении, что и «мозговая атака».
Метод морфологического анализа, предложенный Ф. Цвикки, предполагает использование совершенно другого принципа. В отличие от предыдущих, этот метод основан на системном анализе, целью которого является выделение в изучаемым объекте основных компонентов (морфологических осей), которые варьируются в различных вариантах, записываются в специальную матрицу и формируют «морфологический ящик». Он используется в конструкторских разработках и изобретениях.
Метод рабочие листы (автор С. Парнз) представляет собой описание последовательности этапов-шагов, которые надо сделать, и вопросов, на которые надо ответить, чтобы решить поставленную задачу. Этот метод организует и упорядочивает процесс мышления, разбивая его на определенные этапы, помогает сформулировать вопросы и осуществить поиск недостающей информации.
Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) - разработан Г.С. Альтшуллером в 70-е годы. Позже появилась теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), в основу которой была положена методика АРИЗ [5]. Чуть позже на основе ТРИЗ была сформулирована жизненная стратегия творческой личности (ЖСТЛ), которая оптимизирует выбор жизненного пути, помогает найти себя и добиваться успехов. Изучив в течение многих лет архивы изобретений, автор обнаружил и описал несколько типовых противоречий, которые, по его мнению, лежат в основе подавляющего большинства изобретательских задач, и разработал программы (алгоритмы) преодоления этих противоречий. Г. Альтшуллер полагает, что любой человек с инженерным образованием или без него, вооруженный его теорией и методологией способен делать изобретения, а также решать задачи на сообразительность.
Метод майевтики (от греч. maieutike - повивальное искусство) впервые появился в диалогах Сократа более 2000 лет тому назад использовался для развития в собеседнике знаний с помощью наводящих вопросов, искусно заданных философом. В основе этого метода лежит искусство диалога, диалектических споров, что позволяет активизировать мыслительную деятельность и находить истину.
И наконец, существует еще группа методов, применяющихся для развития творческих способностей личности. Они направлены на преодоление внутренних запретов, и прежде всего запретов на самовыражение чувств, эмоций, ощущений, взглядов, мнений и т.п. В результате чего происходит раскрепощение и развитие индивидуальности, реализация творческих возможностей человека.
Среди таких методов - групповая динамика. Этот метод используется для тренинга общения, решения внутриличностных проблем, а также для стимулирования творческих способностей личности (применен Б. и П. Холлеранами). Среди условий полноценной жизни выделяются: безопасность, уверенность в себе, самоценность, открытость, коммуникабельность. С помощью специальной программы развития группы можно развить эти качества.
Метод трансцендентальной медитации (изобрел Ф. Трейвис) заимствован из восточных практик самосовершенствования и использует некоторые идеи и приемы, с помощью чего человек может проникать в бессознательную сферу психики, овладевать собственными психическими процессами и состояниями, не поддающимися сознательной регуляции. Метод помогает снимать стрессы и предотвращать их появление.
Метод формирования личностной целостности (автор Р. Пиви) основан на применении конкретных техник, близких к приема психотерапии и направлен на снятие внутренних барьеров на пути к творчеству. Автор метода полагал, что нормальному человеку присущи: 1) свобода морального выбора; 2) свобода вмешиваться и разрывать причинную связь событий; 3) свобода создавать новое, выходить за рамки необходимости. Применяя методику формирования целостности и веры в себя, можно достичь психического здоровья личности, связанного с развитием способности к творчеству как в жизни вообще, так и в ее отдельных областях.