Взаимосвязь разных видов игр

Вы познакомились с особенностями развития игры аутичного ребенка, а также с различными вариантами игр, которые мы советуем проводить на занятиях. На­ступило время подвести итоги и сделать общие выводы:

1. Каждый вид игры имеет свою основную задачу:

— стереотипная игра ребенка — основа взаимодей­ствия с ним; также она дает возможность переключе­ния, если поведение ребенка выходит из-под контроля;

— сенсорные игры дают новую чувственную инфор­мацию, переживание приятных эмоций и создают воз­можность установления контакта с ребенком;

— терапевтические игры позволяют снять внутрен­нее напряжение, выплеснуть негативные эмоции, выя­вить скрытые страхи и в целом являются первым шагом ребенка к контролю над собственным поведением;

— психодрама— способ борьбы со страхами и избав­ления от них;

— совместное рисование дает замечательные возмож­ности для проявления аутичным ребенком активности, для развития его представлений об окружающем.

2. Игры вводятся в занятия в определенной последо­вательности. Построение взаимодействия с аутичпым ребенком основывается на его стереотипной игре.Далее вводятся сенсорные игры. В процессе сенсорных игр возникают терапевтические игры, которые могут вылиться в проигрывание психодрамы. На этапе, когда с ребенком уже налажен тесный эмоциональный контакт, можно использовать совместное рисование.

В дальнейшем на разных занятиях используются вы виды игр попеременно. При этом выбор игры часто за­висит не только от целей, которые поставил педагог, но и от того, как протекает занятие, от реакций ребенка. Это требует гибкости в использовании различных игр.

3. Все игры взаимосвязаны между собой и свободно «перетекают» одна в другую. Игры развиваются в тес­ной взаимосвязи. Так, в ходе сенсорной игры может возникнуть игра терапевтическая. В этом случае спокойная игра перерастает в бурное выплескивание эмоций. Точно так же она может вернуться в прежнее спокойное русло.

В терапевтической игре выявляются старые, скрытые страхи ребенка, что тут же может вылиться в разыгрывание психодрамы.

С другой стороны, чтобы не допустить перевозбуж­дения ребенка во время терапевтической игры или психодрамы, в нужный момент у нас есть возможность пе­реключить его на воспроизведение действий его стереотипной игры или предложить полюбившуюся сенсорную игру. Кроме этого, возможно развитие одного и того же игрового сюжета в разных видах игр.

4. Для всех видов игр характерны общие закономер­ности:

— повторяемость;

— путь «от ребенка»: недопустимо навязывать ребен­ку игру, это бесполезно и даже вредно; игра достигнет своей цели лишь в случае, если ребенок сам захотел в нее поиграть;

— каждая игра требует развития внутри себя — вве­дения новых элементов сюжета и действующих лиц, использование различных приемов и методов.


4организация взаимодействия педагога,

психолога и родителей

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ

Уже из описания игр, которые станут основой занятий с аутичным ребенком на начальном этапе обучения, ста­новится понятно, насколько важно добиться взаимопо­нимания и взаимодействия с родителями ребенка.

Занятия с аутичным ребенком сильно отличаются от занятий с другими детьми. На взгляд не посвященного в проблему человека, такие занятия могут выглядеть по меньшей мере странно. Однако нельзя сравнивать осо­бую ситуацию взаимодействия с аутичным ребенком с обычными стандартными ситуациями обучения.

Для того чтобы не возникло непонимания родителя­ми происходящего, мы советуем постоянно и подробно объяснять, что именно происходит на занятии, а также вовлекать их в активную работу. И в самую первую оче­редь родители аутичного ребенка должны осознать цели занятий.

Постановка целей

На начальном этапе обучения — это:

— постепенное избавление от накопившихся негатив­ных эмоций и страхов;

— предоставление ребенку возможности пережить как можно больше положительных эмоций.

Только когда окружающий мир станет для ребенка более дружелюбным, а сам ребенок более смелым и активным в своем познании мира, станет возможен переход к следующему этапу обучения, целями которого станут:

— знакомство ребенка с самыми разнообразными сторонами окружающего мира, как предметного, так и мира человеческих взаимоотношений;

— формирование поведения ребенка, обучение навыкам контроля над эмоциями, введение необходимых правил и запретов;

— развитие речи и т.д.

Анализ ситуации

В процессе занятия психолог (или педагог) внимательно наблюдает за поведением ребенка, за его реакциями с целью понять логику его действий, а также гамму чувств, которые он испытывает. Это одна из самых сложных за­дач, стоящих перед специалистом, и без ее выполнения невозможно будет двинуться дальше в обучении ребенка. Недопустимо, если ответом на попытку ребенка вступить в контакт станет непонимание.

Близкие ребенка тоже должны более вдумчиво относиться к изменениям в его поведении.

Для того чтобы объединить усилия специалиста и родителей, советуем уделять некоторое время обсуждению итогов занятия. Разберите с мамой ребенка (или с тем из близких, кто большую часть времени проводит с ре­бенком) следующее:

— Содержание занятия: если близкие ребенка не про­являют инициативу сами, то в ходе такого обсуждения втягиваются в процесс обучения. Объясняя смысл про­исходящего на занятии, отвечая на вопросы, психолог знакомит родителей аутичного ребенка с особенностями подхода к обучению и воспитанию таких детей. Родители смогут использовать эти знания в повседневной жизни;

— Новое, появившееся в поведении ребенка:это необходимо для того, чтобы обозначить на словах моменты прогресса в развитии ребенка и спланировать дальнейшие действия. Родители, конечно же, должны знать о достижениях ребенка и учитывать это при построении своих взаимоотношений с ним;

— Непонятные моменты: педагог вынужден «рас­шифровывать» речь и действия ребенка. Порой это по­чти невозможно, если речь ребенка неразборчива и не­внятна, а действия на первый взгляд лишены логики. Мы советуем запоминать все непонятное, чтобы обсудить это после занятия с мамой. И в этом случае «сокабачны» окажется «яблочным соком», а «усус» «уксу­сом». Протягивание педагогу веревочки со словом «тот», окажется воспоминанием ребенка о том, как покупали в магазине торт и продавец завязал коробку веревочкой. А набросив на голову полотенце, ребенок, оказывается, изображал привидение, вспомнив образ из мультфиль­ма. Понимание смысла слов и действий ребенка позво­ляют поддержать его попытку пойти на контакт, всту­пить в общение. Кроме того, каждая такая попытка мо­жет быть использована в дальнейшем, постепенно набор понятых слов и действий ребенка увеличивается, и это дает новые возможности для развития общения;

— Повседневную жизнь ребенка: педагог должен знать, какие конфетки купил ребенок вчера в магазине, как провел выходные, какие книжки читал вчера с ма­мой. Ведь все, что происходит в жизни ребенка, может «всплыть» на занятии. Более того, педагог может специ­ально «организовать воспоминание»: «А хорошо вчера было в «Макдоналдсе»? Ну-ка, расскажи, что ты там ел». Полезно знать, какие ребенок любит мультфильмы, сказ­ки, детские передачи, сладости, его предпочтения в еде, и использовать эти знания на занятиях.

участие мамы в проведении занятия

Не всегда получается точно описать поведение ребенка во время занятия, воспроизвести его непонятные выска­зывания. Поэтому в некоторых ситуациях полезно учас­тие мамы в занятии.

Такое участие должно быть строго ограничено (об этом следует договориться заранее): она будет только наблюдателем и слушателем, не вмешиваясь в ход заня­тия. Но в ситуации затруднения поможет найти нужную вещь — игрушку или пластилин, а если педагог не пони­мает, что ребенок делает или говорит, — выступит в ка­честве «переводчика». Такой подход может значительно повысить эффективность занятий.

Стремление понять ребенка во всех тонкостях его проявлений становится на определенном этапе занятий одной из главных задач. Это произойдет, когда ребенок станет более активен во взаимодействии с миром. Зада­ча специалистов и родителей — поддержать эту актив­ность и развивать ее в дальнейшем. Для этого необходи­мо вникать в смысл действий ребенка, принимать его предложения поиграть. И стараться понять, что он говорит, реализовать любую возможность развития диалога.

закрепление полученных знаний в повседневной жизни

В ходе бесед родители знакомятся с содержанием занятий, получают информацию о психологических новообразованиях в развитии ребенка и используют эти зна­ния в повседневной жизни. Например, если на занятии педагог организовал игру «Цветная вода», мама повторя­ет эту игру, закрепляя названия цветов, а в дальнейшем воспроизводится игра в «Кафе» (см. с.34). Также педагог дает задания на дом. Обычно это задания, кото­рые невозможно выполнить на занятии. Например, по­мочь ребенку осуществить покупку в магазине, на про­гулке организовать взаимодействие с другим ребенком.

выработка единого подхода к обучению и воспитанию

Для того, чтобы занятия с аутичным ребенком были эффективны, необходимо достичь взаимопонимания с его близкими, прийти к общему знаменателю при выборе подхода к обучению и воспитанию ребенка.

Нередки случаи, когда проявления аутичным ребен­ком активности, часто резко выраженные, даже неаде­кватные, воспринимаются родителями как упрямство, капризы, попытка манипулировать взрослыми. Если та­кое происходит, психолог (или педагог) должен объяс­нить родителям особенности поведения аутичных детей, их одержимость своими желаниями, неумение ждать. Иначе может возникнуть ситуация, когда со стороны значимых взрослых предъявляются разные требования: один запрещает, а другой разрешает и поддерживает. Противоречивость требований вредна любому ребенку, а ребенок с синдромом аутизма в таком случае теряет ориентиры в жизни, возможность адаптироваться к окру­жающей среде снижается.

Наши рекомендации