Терапевтическая игра как первый шаг к контролю над эмоциями

Рассмотрим подробно два типа ситуаций: а) ребенок пы­тается повысить свой эмоциональный фон, собственны­ми действиями провоцируя переживание определенных примитивных эмоций, дающих ему заряд энергии; б) вы­плескивает негативные эмоции. Такие ситуации дают большие возможности научить ребенка владеть собст­венными эмоциями и контролировать поведение. Помните, что в обоих случаях ребенок действует на уровне подсознания: он просто ощущает, к примеру, переизбы­ток негативных эмоций или недостаток психической энергии и интуитивно пытается вернуться в более сба­лансированное состояние. То, как это происходит, конт­ролю со стороны сознания не поддается.

В результатенегативные проявления в поведении ре­бенка становятся мукой для окружающих и могут стать опасными для самого ребенка. К сожалению, родители часто не понимают психологическую причину поведе­ния ребенка. Вместо того чтобы помочь ребенку выйти из кризисной для него ситуации, они начинают объяс­нять правила поведения, запрещают вести себя подоб­ным образом или наказывают.

Однако нельзя оставлять ребенка один на один с его негативными переживаниями. Еще хуже, если они ста­нут накапливаться внутри, мешая дальнейшему разви­тию. Необходимо понимать и помнить, что ребенок не умеет действовать по-другому, и бессмысленно требо­вать от него «прекратить истерику» и «взять себя в ру­ки». Ему необходимо помочь, и немедленно.

Повышение уровня эмоционального фона— это свое­образная психическая «подзарядка». Внешние проявле­ния такой самостимуляции часто трудноотличимы от не­гативных вспышек. Так, ребенок может неожиданно, без видимых на то причин, броситься на пол и начать бить себя кулаком по голове.

Так как ребенок не в состоянии помочь себе сам, в этой ситуации необходимо присутствие и помощь взрослого. Таким помощником, возможно, станет психолог илипедагог. Главная задача, которую специалисту предстоит решить в этом случае, — помочь ребенку «легализовать» его неадекватное поведение. Она решается путем предложения социально приемлемого объяснения поступков ребенка. Также необходимо объяснить родителям смысл происходящего, заручиться их поддержкой.

Основным способом психотерапевтической помощи ребенку в обоих случаях станет проведение терапевтических игр, цель которых — помочь ребенку достичь состояния психического равновесия, т.е. имеется в виду психотерапия. В ходе проведения терапевтической игры становится возможным:

— помочь ребенку снять накопившееся напряжение;

— сгладить проявления подобных аффективных вспышек, сделать их более контролируемыми;

— научить ребенка выражать эмоции более адекватным способом.

В состоянии психического равновесия ребенок спо­коен и уверен, общий эмоциональный фон у него поло­жительный. А значит, он может заниматься, играть, впитывать новую информацию.

Выделим особенности терапевтических игр:

1. Терапевтическая игра не планируется заранее, проводится по мере необходимости. Эта необходимость возникает в связи со спонтанным изменением состояния ребенка, поэтому психолог должен быть готов к проведению такой игры.

2. В терапевтической игре необходим ведущий — психолог, который, подыгрывая ребенку, переживая вместе с ним определенные эмоции, комментируя про­исходящее, постепенно обучает ребенка осознавать собственные эмоции и в дальнейшем контролировать их.

3. В терапевтической игре обязательно присутствует объект, на который направлены действия ребенка: это могут быть материалы — крупы, вата, вода и предметы — кубики, конструктор, газеты.

4. Проводить терапевтические игры следует в спо­койной обстановке — дома или в учебном центре. При возникновении необходимости в проведении терапевтической игры психолог оценивает ситуацию и решает, годится ли ситуация и окружающая обстановка для проведения такой игры или нет. Если организация терапевти­ческой игры невозможна, необходимо успокоить ребенка. Сделать это можно разными способами: переключить его на стереотипную игру, отвлечь, перевести в другое помещение.

5. Для терапевтической игры характеренпринцип повторяемости. Усвоив эту игру как способ «легализа­ции» собственных эмоциональных реакций, ребенок в следующий раз, когда почувствует необходимость эмо­ционального тонизирования или разрядки, сам предло­жит поиграть в нее.

6. В ходе проведения терапевтической игры стано­вится возможнымвыявление скрытых страхов ребенка.

Понимание причин психологически неадекватного состояния ребенка и знаниеособенностейпроведения терапевтических игр помогают понять, для чего мы вы­полняем желания ребенка. Помните: основная цель про­ведения терапевтических игр — правильная, психологи­чески адекватная реакция специалиста на неадекватное поведение ребенка с учетом особенностей конкретной ситуации. В этом случае, исходя из потребностей ребен­ка и действуя в его интересах, возможно вернуть его в состояние эмоционального равновесия, сделать первый шаг к контролю ребенка над собственным эмоциональ­ным состоянием.

Как для психолога, педагога, так и для родителей аутичного ребенка такой подход может оказаться труд­новыполнимым. С позиции взрослого человека такой путь может показаться неверным: что же будет дальше, если мы станем позволять ребенку все что угодно, будем удовлетворять все его желания (часто такие нелепые)?

Взрослому может показаться более рациональным да­вать ребенку конкретные знания —познакомить с гео­метрическими формами, цветами, научить считать и т.д. Но если пойти по этому пути, то через некоторое время вы будете вынуждены признать, что хотя запас знаний ребенка пополнился количественно, но в жизни он их не использует, а проблемы в поведении нарастают.

Исходя из собственной логики, взрослые пытаются организовать поведение ребенка. А поскольку поведение аутичного ребенка разлажено, близкие могут чувствовать себя беспомощными в моменты его неадекватных выпа­дов. И в результате выбирают путь прямого давления, который на первый взгляд кажется вполне приемлемым и дает пусть сомнительный, но быстрый результат: ребе­нок ведет себя более смирно, становится более удобным.

Но плата за это — рост числа страхов, подавленные негативные эмоции, а в результате —торможение развития.

Одна из целей книги — предупредить подобные ошибки, последствия которых могут стать необратимыми.

Для этого постараемся объяснить особенности и закономерности развития аутичпого ребенка. Прежде всего, представьте себе: такой ребенок живет в мире дискомфорта и страха. Эти страхи копятся с самого раннего детства, откладываясь в глубинах подсознания. И чаще, всего ребенок совершенно одинок в своих переживаниях. Даже самые близкие люди не понимают его, напротив, могут усугубить состояние ребенка. Малыш начи­нает кричать — его просят замолчать, он хочет получить какую-то вещь — ему говорят: «Нельзя!», в конце кон­цов он погружается в стереотипную игру — но это почему-то раздражает и злит маму, и она пытается оторвать его от любимого занятия. В результате такого опыта, который накапливается ежедневно, мир вокруг становится для ребенка все более мрачным и страшным, а сам ребенок — все более беспомощным и запуганным.

Чтобы не допустить такого развития ситуации, и ро­дители, и психолог (педагог) должны принять как аксиому следующее утверждение: на первом этапе обучения следует исходить из собственных желаний ребенка. Это позволит внести больше положительных впечатлений в его мир, сделать этот мир более приятным и комфорт­ным. С другой стороны, это поможет избавиться от тя­желого груза негативных эмоций и страхов.

Предупредим сразу: работа по такому сценарию тре­бует самоотречения. Действительно, не каждый согла­сится даже на время забыть себя, растворяясь в другом. Но если у вас получится, вы станете той тропинкой, по которой ребенок пойдет навстречу миру. И однажды вы обнаружите, что ребенок с нетерпением ждет вашего прихода: общение с вами реально помогает ему найти себя в этом мире, дает ему новые возможности.

На этом пути есть множество подводных камней. В результате психотерапевтической работы в поведении ребенка обязательно возникнут изменения, но внешние их проявления могут показаться на первый взгляд негативными. Может казаться, что ребенок становится еще более неадекватным и неуправляемым. Чтобы подгото­виться к таким неизбежным трудностям, разберемся в психологических закономерностях происходящего.

Ребенок выплескивает негативные эмоции, избавляет­ся от накопившегося напряжения, его страхи постепен­но гаснут и теряют свою интенсивность и силу. В таком состоянии открываются новые возможности для его раз­вития. В результате он становится более активным в сво­ем познании мира. И ранее внешне спокойный и апатич­ный ребенок вдруг оживает и начинает более активно выражать свои желания, требует их выполнения.

Такая перемена в поведении, безусловно, положитель­ное нововведение для ребенка, однако это может ока­заться утомительным для близких. Ведь ребенок еще не научился контролировать свои желания — он может за­хотеть «всего и сразу». При этом он еще не умеет аде­кватно выражать свои желания, не умеет ждать. Ребе­нок одержим своими желаниями и не успокоится, пока не добьется своего. Но как бы ни было трудно, этот этап надо пройти.

Недопустимо пытаться контролировать поведение ре­бенка на этом этапе, ведь это станет подавляющим фак­тором для недавно проявившейся активности. Напротив, мы советуем любыми возможными способами эту актив­ность поддерживать. Покупайте новые предметы и иг­рушки, стараясь «обыгрывать» их вместе. Позвольте ре­бенку совершить желаемое действие — пусть походит по луже или попробует на вкус зубную пасту. Ваша задача — подстраховать его: после лужи скорее бежать домой су­шиться, потому что «так холодно и мокро стало ножкам»; зубную пасту скорее выплюнуть и прополоскать рот — такая она «невкусная и несъедобная». При этом сохра­няйте спокойствие. Недопустимо проявлять раздраже­ние или растерянность. К тому же потребуется действо­вать очень гибко — в одном случае предложить замени­тель желаемого, в другом — подстраховать, а в третьем постараться переключить на стереотипную игру.

Такой подход может показаться экстремальным. Но здесь во главе утла — интересы ребенка. Если же попро­бовать на этом этапе вводить необходимые правила и запреты, то мы вновь вынудим ребенка испытывать много негативных эмоций. Ведь ребенок еще не готов усва­ивать эти правила. Для начала он должен почувствовап собственную силу, «осмелеть». К тому же он пока не понимает, почему «нельзя», а рационально построенные словесные объяснения здесь не действуют — на этом этапе ребенок действует опытным путем. Дайте же ему возможность изучать мир, более активно действуя в нем. В результате у него появится необходимый опыт, на ос­нове которого он получит возможность начать осмысление простых причинно-следственных связей. И только в этом случае ему станет доступен смысл необходимых правил, которые помогут организовать его поведение. Итак, тактика действий взрослого при проведении терапевтических игр предполагает следующие пути:

— Организация исполнения желания ребенка при контроле всего течения игры. Целесообразность избра­ния такого пути подтверждается тем, что сила желания аутичного ребенка велика, а особенности его психики не позволят ему просто забыть о нем. Здоровые дети также являют чудеса изобретательности, добиваясь своего. Но в этом случае ими движет прежде всего мотив получения удовольствия; если желание оказывается трудноисполнимым, ребенок со временем забывает о нем. Аутичный ребенок испытывает прежде всего диском­форт: именно желание избавиться от напряжения явля­ется для него мотивом достижения желаемого, При этом он не забывает о желании, может помнить о нем годами. К тому же если здоровому ребенку можно объяснить, почему его желание не может быть исполнено (дети на­делены живым воображением, они еще не подвержены, взрослой тотальной целесообразности, поэтому им ничего не стоит захотеть луну с неба или настоящую волшебнуто палочку, как в сказке) и он примет такую аргу­ментацию, аутичному ребенку объяснить это невозмож­но. При этом аутичный ребенок не фантазирует, а жела­ния его направлены в основном на мир предметов, часто он хочет бросить желанную вещь и посмотреть, что из этого выйдет. То есть можно говорить о стереотипности и примитивности его желаний;

— Предложение ребенку более адекватного замени­теля желаемого: вместо плюшевого мишки бросить в окно бумажный самолетик, а вместо стеклянной банки — пластмассовую крышку от нее. Дети неохотно соглашаются на такие замены, но если его желание опасно, будь­те настойчивы в своем предложении — ребенок согла­сится, если почувствует, что по-другому не получится;

— Переключение ребенка на стереотипную игру. Та­кой путь — единственно возможный, если ребенок захо­тел чего-то опасного для жизни, социально совершенно неприемлемого. Конечно, ребенок не согласится сразу с отказом, будет возвращаться к этой ситуации вновь и вновь. В этом случае взрослый должен сказать: «Нет!» и быть твердым в своем решении; недопустимо малейшее колебание, которое может почувствовать ребенок. Кро­ме того, возвращение к стереотипной игре станет обыч­ным окончанием проведения любой терапевтической игры. Объясняется это тем, что аутичный ребенок не умеет контролировать свое поведение; из-за отсутствия такого произвольного контроля он, как правило, не мо­жет остановиться, тем более находясь на пике эмоцио­нального возбуждения. Поэтому требуется контроль извне со стороны взрослого, который не должен допу­стить перенасыщения ребенка эмоциями;

— Проведение единой линии воспитания. Если ре­бенку говорить сначала «нет», а после долгих просьб вдруг сказать «да», у ребенка не сформируются четкие представления о том, что действительно возможно, а что нет. Он начинает совершенно искренне верить, что воз­можно все, но для того, чтобы это получить, надо попла­кать, покричать и т.п. Для аутичного ребенка это особен­но опасно: он не может учитывать тонкости человече­ской психологии, и у него сформируется искаженная система представлений.

Виды терапевтических игр

Перед тем как приступить к описанию вариантов тера­певтических игр, представимправила их проведения:

— Поддерживайте ребенка в моменты выражения им эмоций и чувств. Осуществить это можно путем по­вторения действий ребенка, его слов и вокализаций. Если ребенок закричит —покричите вместе с ним, если упал на пол — присядьте рядом, если произносит слова или фразы — повторите их. Благодаря таким вашим дей­ствиям ребенок не будет чувствовать себя одиноким в этот сложный для него момент. Однако здесь может воз­никнуть ряд трудностей у взрослого —скорее всего, вы обнаружите в себе ряд ограничений: окажется трудным крикнуть, т.к. в нашей культуре подобное поведение не принято и мы годами отучались проявлять эмоции подоб­ным образом; скажутся стереотипы поведения («Что обо мне подумают?», «Как это будет выглядеть со стороны?»). Но постарайтесь отказаться от стереотипов мышления цивилизованного человека, забудьте на время о правилах приличия, думайте только о ребенке и не оставляйте его один на один с его переживаниями. Если вы после­дуете этому совету, то в последующем ребенок будет ждать от вас ответной реакции, проникнется к вам до­верием, вы станете для него «своим»;

— Во время терапевтических игр перед взрослым стоит важная задача — объяснить ребенку его поведение путем эмоционального комментария. Основной смысл комментария — дать ребенку понять, что он «не плохой», а то, что происходит, — это такая игра. Обычно ребенок принимает такой способ «легализации» собственного поведения. И тогда грохот разбрасываемых игрушек ста­новится «землетрясением», а истошные крики ребенка: «Ну, погоди!» перетекают в игру «Заяц и волк»;

— Изучив ребенка, понимая мотивы его поведения, его желания, заручившись его доверием, начинайте предлагать ему новые, более социально адекватные способы проявления эмоций. Так, вместо того, чтобы стучать молотком по полу, предложите «забивать гвоздики», мастеря домик для кукол. А когда ребенок играет с водой, переливая ее в бутылки, предложите «полить цветочки». Помните, что такое предложение возможно в том случае, если ребенок уже в более спокойном со­стоянии, пик эмоционального напряжения миновал. Но и в этом случае успех не гарантирован, ребенок может упорно не принимать такое развитие событий, однако следует продолжать попытки;

— Помните, чтонельзя допускать проявление агрессии по отношению к людям и игрушкам — прототипам людей (куклам, мишкам и т.п.). В такой ситуации не­медленно переведите агрессивные действия ребенка на объекты предметного мира — крупу, песок, кубики, подушки, воду. Если ребенок замахнулся для удара, спокойно, но твердо перехватите его руку. А в случае, когда ребенок готовится выбросить мишку за окошко, заберите игрушку, сказав твердо: «Нет». Взамен предложите палочку, кусочек пластилина, бумажку. Даже если реакция ребенка на запрет будет острой, стойте на своем;

— Такие игры возникают спонтанно, Например, во время сенсорной игры с крупой ребенок может начать ее разбрасывать. Это значит, что сенсорная игра пере­текла в терапевтическую. Не делайте попыток «образу­мить» ребенка и вернуться к спокойной игре, а дейст­вуйте дальше в соответствии с принципами терапевтической игры. Так же внезапно игра может вернуться в прежнее спокойное русло;

— Со временем острота переживаемых ребенком во время таких игр ощущений начнет спадать. Как только это произойдет, становится возможным развитие сюже­та игры, предложение новых вариантов развития сю­жета. Более того, такое развитие необходимо — ребенок не должен зацикливаться на единственном варианте игры. К тому же нельзя допустить, чтобы у ребенка был зафиксирован единственный способ действия с данным конкретным материалом или предметом;

— В ходе проведения терапевтической игры, которая нравится ребенку, со временем появится возможность постепенного введения контролирующих правил и за­претов. Так, нельзя бросать в воздух мишку, но можно подбрасывать подушку; можно устроить небольшое «на­воднение», но после придется собирать воду тряпкой; нельзя вытряхивать содержимое маминой сумочки, но можно высыпать конструктор из коробки. При этом по­стоянно придется искать компромисс между желаниями ребенка и реальными возможностями их удовлетворить, а также учитывать степень опасности таких желаний ребенка для него самого и окружающих.

Приступим к описанию игр. Принцип этой классификации игр — используемый в игре материал.

Игры с крупами

- ДОЖДЬ, ГРАД

Эта игра обусловлена фактурой материала — мелкие раз­меры, характерные звуки, издаваемые при падении, осо­бые тактильные ощущения при перебирании в руках. Ве­роятность того, что ребенок станет разбрасывать крупу, очень велика. Знание этой закономерности позволяет подготовиться заранее: выберите подходящее место для игр с крупой (лучше играйте на кухне), а в момент, ког­да сенсорная игра перетечет в терапевтическую, тут же словесно обозначьте дсйстиия ребенка: «Ой, дождь по­шел!» (гречка, рис), «Ой! Град начался!» (горох, фасоль). При проведении такой игры есть опасность, что с зтого момента ребенок будет настаивать на использовании крупы только в этом понравившемся ему качестве. В каждом конкретном случае придется принимать реше­ние относительно выбора наилучшей тактики:

— позволить бросать крупу, устроив знакомую игру;

— некоторое время не использовать крупу в играх;

— давать разнообразные способы использования. Например, предлагать крупу в очень небольших количе­ствах, чтобы «покормить птичек». Можно взять пакетик с небольшим количеством крупы с собой на прогулку, чтобы покормить настоящих птиц.

Терапевтическая игра как первый шаг к контролю над эмоциями - student2.ru
игры с ватой

Вата — очень нежный и приятный на ощупь материал. Вы

используете вату для игры в больницу или в сенсорных играх. Вата может оказывать на ребенка терапевтическое воздействие. Помня о том, что ребенок может захотеть трогать ее, рвать, бросать, зарываться в нее, подготовь­тесь заранее — запаситесь большим куском непрессованной ваты, и когда ребенок затеет игру, предложите ему весь объем материала.

- снег идет

Отщипывайте вместе с ребенком небольшие кусочки ваты, подбрасывайте вверх со словами: «Снег идет». Hаблюдайте за падением «снега», подуйте на него, чтобы он подольше не падал.

- СНЕЖКИ

Из небольших кусков ваты «лепите снежки» (формируете руками комок), и со словами: «Давай играть в снежки» бросаете друг в друга.

- СУГРОБЫ

Ребенок зарывается в большие комки ваты, а взрослый помогает ему «спрятаться в сугробе». Можно вместе с ребенком прятать в «сугробе» и любимую игрушку.

- СНЕЖНАЯ КРЕПОСТЬ

Затем, когда острота переживаемых ребенком в ходе игры ощущений станет спадать, предложите дальней­шее развитие сюжета игры. Для этого можно задейст­вовать в игре разнообразные игрушки. Сделайте миш­ке «снежную берлогу», а куклам постройте «снежную крепость».

Наши рекомендации