Общая характеристика научного исследования в педагогике. Логика и научный аппарат психолого-педагогического исследования.

В психологических исследованиях ведется поиск наиболее эффективных для конкретной ситуации механизмов психического развития, психологической реабилитации воспитанников, умножения их творческого потенциала, условий самореализации, определяются исходные позиции для индивидуального и личностно ориентированного подходов, для слежения за результатами обучения и воспитания. Весьма разноплановы и многофункциональны педагогические исследования.Это исследования историко-педагогического,фи-лософскопедагогического, социальнопедагогического психологопедагогического,методическогохарактера.Классификация методов научного познанияМногообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям (критериям). Прежде всего следует выделить методы духовной, идеальной (в том числе научной) и методы материальной (практической) деятельности. В зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содер-жательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения и т. п. По степени общности и широте их применения: философский, общенаучные, частнонаучные, дисциплинарные, междисциплинарные

В самом общем виде все они обычно подразделяются по степени общности на три группы.Всеобщий метод научного исследования — диалектический. Следует отметить, что система методов психологии и педагогики то-ждественна методологии и методам любого научного познания. Методы исследования, применяемые в психологии и педагогике и являющиеся общими для ряда наук. Эти методы часто называют общенаучными логическими методами познания.Частные методы психологии и педагогики, присущие только этим наукам.

По уровню проникновения в сущность выделяют группу методов эмпирического исследования, основанного на опыте, практике, эксперименте, методы обработки материалов и методы теоретического исследования, связанного с абстрагированием от чувственной реальности, построением моделей, проникновением в сущность изучаемого. Основными исследовательскими методами являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение и эксперимент применяются во многих других науках, и поэтому их можно считать общенаучными. Другие методы позволяют конкретизировать и реализовать в соответствии с задачами исследования требования методологических положений: метод беседы, метод изучения процесса и продуктов деятельности, метод анкетирования, метод тестирования, оценивания и др. Эмперические методы: изучение литературы и других источников, наблюденре, беседа, опрос, тестирование, изучение продуктов деятельности, оценивание, экспериментнаучное наблюдение, разные виды психологических и педагогических экспериментов, работа с научными фактами — описание полученных результатов, классификация фактов, их систематизация, всевозможные способы анализа и обобщения; опросы, беседы, изучение результатов деятельности конкретных лиц и др. Теоретические методы. В научных изысканиях широко используются (хотя и не всегда осознанно) и методы теоретического поиска, связанные с анализом и синтезом, с абстрагированием, моделированием и т.д., необходимыми для проникновения в сущность изучаемого. Исторически эмпирическое знание предшествовало теоретическому.Истины, которые выявляются методами теоретического исследования, есть теоретические истины, проверяемые непосредственно не опытным, практическим путем, а доказательством. В обо-сновании теоретических истин практика принимает участие косвенным образом, через истины, уже до того проверенные. Это обусловлено составом данного метода. Если в состав эмпирического метода включаются фиксация фактов, их описание, выявление бросающихся в глаза связей, подведение фактов под принятые схемы-определения, то состав теоретического метода более сложен. Он предполагает глубокий анализ фактов, абстрагирование от всего побочного, выявление процесса в «чистом» виде, раскрытие в нем существенных закономерностей, объяснение внешнего внутренним, образование моделей, мысленных «конструктов», использование гипотез, теоретических ориентиров-концептов и т. д.Статистические методы являются базовым инструментарием обработки данных измерений практически во всех областях научного знания. Наиболее широкое применение они получили в естественных науках, где возникла острая необходимость анализа огромного массива эмпирических данных. В сочетании с методами планирования и моделирования эксперимента статистические методы позволяют выявлять объективные закономерности при проверке различных научных гипотез. Методы математической статистики имеют количественный характер и используются для количественного анализа собранной информации. С помощью этого метода удается установить процентные соотношения различных показателей и на основании этого принять меры к усовершенствованию определенных сторон педагогической деятельности. Количественные или математические методы в педагогике являются аппаратом для прогнозирования, моделирования, компьютеризации педагогических процессов.





Научные исследования в области педагогики представляют собой специфический вид познавательной деятельности, в ходе которой с помошью разнообразных методов выявляются новые, прежде не известные стороны, отношения, грани изучаемого объекта. При этом главная задача исследования состоит в выявлении внутренних связей и отношений, раскрытии закономерностей и движущих сил развития педагогических процессов или явлений.

По своему характеру и содержанию исследования в области педагогики разделяются на фундаментальные, прикладные и разработки.Фундаментальные исследования призваны разрешать задачи стратегического характера. Их основные отличительные признаки:теоретическая актуальность, выражающаяся в выявлении закономерностей, принципов или фактов, имеющих принципиально важное значение;концептуальность;историзм; критический анализ научно несостоятельных положений; использование методик, адекватных природе познаваемых объектов действительности; новизна и научная достоверность полученных результатов.Основными признаками прикладных исследований являются:приближенность их к актуальным запросам практики; сравнительная ограниченность выборки исследования; в проведении и внедрении результатов и др.Решая оперативные задачи педагогики, прикладные исследования опираются на исследования фундаментальные, которые вооружают их общей ориентацией в частных проблемах, теоретическими и логическими знаниями, помогают определить наиболее рациональную методику исследования. В свою очередь, прикладные исследования дают ценный материал для фундаментальных исследований. К разработкам в педагогике относятся, как правило, методические рекомендации по тем или иным вопросам обучения и воспитания, инструкции, методические средства и пособия. Они опираются на прикладные исследования и передовой педагогический опыт. Отличительные черты разработок: целевая направленность, конкретность, определенность и сравнительно небольшой объем. Так, рекомендации, детерминируя деятельность преподавателей и обучающихся, в то же время предоставляют им возможности для творчества.Разработка логики, воплощающей стратегию поиска, — сложный процесс, который не только предшествует, но и сопутствует всему процессу исследования, ибо характер и последовательность шагов во многом предопределяются полученными уже в ходе ра-боты результатами и возникшими трудностями. Тем не менее основную работу по конструированию логики педагогического ис-следования необходимо проделать в начале работы, опираясь на принцип моделирования конечного результата и предположительные представления о тех этапах изыскания, которые обеспечат его достижение.Можно выделить три этапа конструирования логики исследования: постановочный, собственно исследовательский и оформи-тельско-внедренческий. Первый этап - от выбора темы до определения задач и разработки гипотезы — в значительной мере может осуществляться по общей для всех исследований логической схеме (проблема — тема — объект — предмет — научные факты — исходная концепция — ведущая идея и замысел -- гипотеза -задачи исследования). Логика этой части научного поиска хотя и не строго однозначна, но все же в значительной мере задана. Логика же второго — собственно исследовательского — этапа работы задана только в самом общем виде, она весьма вариативна и неоднозначна (отбор методов — проверка гипотезы — конструиро-вание предварительных выводов — их опробование и уточнение построение заключительного вывода). Более однозначна логика заключительного этапа исследования. Она включает апробацию (обсуждение выводов, их представление общественности), оформление работы (отчеты, доклады, книги, диссертации, рекомендации, проекты и т. д.) и внедрение результатов в практику.Компоненты научного аппарата психолого-педагогического исследования

Анализ научных изысканий в области педагогики позволяет выделить минимальный перечень методологических категорий, выступающих в качестве основных компонентов любого психолого-педаготического исследования в процессе его проведения — это проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значи-мость, защищаемые положения. Названные компоненты составляют своего рода «грамматику» научной работы и обеспечивают методологический минимум предъявляемых к ней требований. Опыт показывает, что этого необходимо и достаточно для обоснования методики, логики и программы планируемого научного исследования. Проблема исследования. Любое психолого-педагогическое исследование начинается с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?»Тема исследования. Проблема во всей ее сложности должна отражаться в теме исследования. Другими словами, в формули-ровке темы следует показать движение от достигнутого наукой к неизвестному, отразить столкновение старого знания с новым.Актуальность исследования. Выдвижение проблемы и формулирование темы предполагают обоснование актуальности ис-следования, т. е. потребности ответить на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?Объект- исследования — это определенная совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от познающего, но отражается им, служит источни-ком необходимой для исследования информации, своеобразным полем научного поиска.В предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специаль-ному изучению.Цель исследования — это обоснованное представление об обших конечных или промежуточных результатах научного по-иска.Задача представляет собой звено, шаг, этап достижения цели. Задача — это цель преобразования конкретной ситуации или, ины-ми словами, ситуация, требующая своего преобразования для достижения определенной цели. Чаще всего первая из основных групп задач — историко-диаг-ностическая — связана с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования; вторая — теоретико-моделирующая — с раскрытием структуры, сущности изучаемого, факторов его преобразования, модели структуры и функций изучаемого и способов его преобразования; тре-тья — практически-преобразовательная — с разработкой и использованием методов, приемов, средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования и с разработкой практических рекомендаций.Гипотеза исследования — научно-состоятельное предположение, предвидение хода исследования и его результата. Гипотеза — обоснованное предположение о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат. В форме гипотезы проявляется реальное движение познания к новым, более глубоким обобщениям на основе предвидения.Методология науки - это учение об исходных положениях, принципах, способах познания, объяснительных схемах преобра-зования действительности. Методология педагогики — это учение о педагогическом знании, о процессе его добывания, способах объяснения (создания концепции) и практического применения для преобразования или совершенствования системы обучения и воспитания.Методология педагогики включает в себя следующие положения.

Учение о структуре и функциях педагогического знания.

Исходные, ключевые, фундаментальные педагогические положения (теории, концепции, гипотезы), имеющие общенаучный смысл.

Учение о логике и методах педагогического исследования.

Учение о способах использования полученных знаний для совершенствования практики.

Наши рекомендации