Диагностика развития младшего школьника. Виды контроля результатов обучения в начальной школе.
Диагностика – общий способ получения информации о протекании и результатах учебно-воспитательного процесса. Пед.диагностика явл-ся активно оспариваемой и неопределенной программой.пед. диагностика призвана 1) оптимизировать процесс индив-го обуч-я,2) в интересах общества обеспечить правильное определение рез-тов обуч-я,3)свести к минимуму ошибки при переводе учащихся из одной группы в другую. В педагогической диагностике основной ведущей функцией является функция обратной связи в процессе обучения и воспитания. Суть этой функции заключается в том, что диагностические данные об уровнях воспитанности и образованности учащихся на определенном этапе их разв-я служат главной информацией для анализа прошлого пед-го опыта и конструирования дальнейшего пед-го процесса.
Оценочная функция вып-ет несколько аспектов: Ценностно-ориентировочная оценка обогащает представления и понятия ученика о людях и о себе, предоставляет ему возможность сопоставлять свои нравственные, трудовые, эстетические и другие качества с требованиями общества. Через пед-кую оценку ученик сам меняет свои ценностные ориентации. Регулятивно-корригирующий аспект пед-кой оценки закл-ся в том, что она помогает ученику привести в соответствие свои поступки с нормами общества, выработать линию поведения, взаимоотношения с другими людьми.
Управленческая функция пед-кой диагностики связана с основными этапами управления разв-ем ученического коллектива и личности школьника.
В соответствии с этим определены три типа диагностики: начальная, корректирующая (текущая) и обобщающая (итоговая). Начальная диагностика – планирование и управление классным коллективом. Текущая (корректирующая) диагностика – проводится в самом процессе организации деятельности ученических коллективов и ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и в коллективе. Обобщающая диагностика - дает основные данные для коррекции пед-кого воздействия в течение следующего учебного года.
Контроль как учебное действие осуществляется не как проверка качества усвоения по конечному результату учебной деятельности, а как идущее по ее ходу и выполняемое самим учащимся действие активного прослеживания безошибочности своих мыслительных операций.
Контроль — это также способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса.
В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.
Проверка помогает школьникам выделить главное, основное в изучаемом материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными.
Образ-ая функция связана с тем, что, выявляя в процессе проверки уровень ЗУН учащихся, учитель побуждает ученика к систематическим занятиям, исправляет ошибки и неточности в его знаниях, дает рекомендации о том, как лучше овладеть материалом конкретной темы.
Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей.
Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.
В современной педагогике разл-т следующие виды контроля:Предварительный контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности учащихся, а также перед изучением отдельных тем дисциплины. Цель его ознакомиться с общим уровнем подготовки учащихся по предмету. Текущий контроль осущ-ся в повседневной учебной работе и выражается в систематических наблюдениях учителя за учебно-познавательной деятельностью учащегося на каждом уроке.Тематический (периодический) контроль. Выявление и оценка знаний и умений учащихся, усвоенных не на одном, а на нескольких уроках, обеспеч-ся периодическим контролем. Периодический контроль проводится после изучения логически завершенной части учебного материала — темы, подтемы, неполных тем (раздела) или полного курса.
Рубежный контроль — проверка учебных достижений каждого ученика перед тем, как учитель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части.Итоговый контроль — экзамены по курсу. Это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность ученика к дальнейшей учебе.
Заключительный контроль — выпускные экзамены в школе, защита дипломной работы в вузе, сдача государственных экзаменов. Формы контроля: 1)Индивидуальный контроль считается наиболее объективной,т.к. свид-ет о достижении каждого ученика.2)Фронтальный контроль. Протекает в форме беседы преподавателя со всеми учащимися, которые со своих мест отвечают на его вопросы. Может проводиться несколько раз в течение одного занятия.3)Групповой контроль. Проводится в форме выполнения задания, адресуемого всем учащимся. Это может быть беседа на известную учащимся тему, разыгрывание по ролям прочитанного текста, участие в ролевой игре. Учащиеся работают в паре, выполняя предложенное задание.Нетрадиционные формы контроля знаний и умений. Матричный контроль — первенец нетрадиционных форм контроля знаний. В этом контроле не допускается многовариантность ответов (в отличие от тестового); ученик должен дать точный ответ и получить точную оценку; выбор вопроса и ответа осуществляется произвольно. Тестовый контроль.Тест — это задание на деятельность и эталон ответа или решения. Оценка вып-я теста производится путем сравнения ответа ученика с эталоном. Различают два вида тестов на выборку: Альтернативный тест представляет собой вопрос, допускающий только 2 варианта ответа: «да» или «нет».Избирательный тест представляет собой вопрос, на который предлагается несколько (обычно 4-5) вариантов ответа, из которых ученик должен выбрать правильный. Кроме тестов на выборку (альтернативных и избирательных), существуют 2 типа тестов на воспроизведение: Конструктивный тест представляет собой обычный теор-кий вопрос, четко сформул-ный, но без вариантов ответа.Тест-подстановка представляет собой фразу (формулу, рисунок), в которой пропущено какое-либо слово (число, цифра или конструктивная деталь).
Методы контроля:Методы устного контроля — это беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, технологической карты, схемы, сообщения об опыте.
Письменный контроль (контрольная работа, изложение, сочинение, диктант, реферат) обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку усвоения, поскольку требует комплекса знаний и умений ученика.При текущем контроле знаний в школе учителем широко используется наблюдение, систематическое изучение учащихся в процессе обучения, обнаружение многих показателей, проявлений поведения, говорящих о сформир-ти знаний, умений и других результатов обучения.
Дидактические тесты являются сравнительно новым методом (средством) проверки результатов обучения. Дидактический тест (тест достижений) - это набор стандартизованных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Целью оценочной деятельности учителя является контроль успеваемости учащихся и формирование у них адекватной самооценки. Предметом оценочной деятельности, совпадающим с предметом учебно-познавательной деятельности, является система знаний и умений учащегося. Итогом акта оценивания учителем результатов учебной деятельности школьника является оценка. Под оценкой качества знаний и умений школьников может пониматься «констатация определенной связи между планом (целевым представлением) и отраженной информацией». На современном этапе развития нач. шк. определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя:- качество усвоения предметных зун, их соответствие требованиям гос. стандарта нач. обр-ия; - степень сформированности уч. деят-сти младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);- степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу);- уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности; степень прилежания и старания.
Рассмотрим так называемую «торжественную пятерку». Это радостное переживание успеха. Есть и более глубокий, личностный пласт: чувство собственной полноценности — оно очень важно для детей. Далее — позиционный пласт — отдаление от слабых и плохо успевающих, укрепление уверенной позиции в глазах одноклассников и учителя. Затем — социально-психологический пласт: родители и родственники переживают чувство гордости, делятся им со знакомыми и сослуживцами. «Обнадеживающая четверка». Переживания учащегося зависят от того, действительно ли эта четверка обнадеживающая, т.е. является достижением ученика и заявкой на дальнейшие успехи. Но если эта четверка следует за пятеркой, то это воспринимается как снижение результата. Учащийся испытывает чувство ущемленного престижа. «равнодушная тройка» здесь нет окрыляющей радости, нет переживания успеха, и негативных переживаний. Возникает безразличное отношение к учебе. «Уничтожающая двойка» у учащегося вызывает негативное переживание, начиная с непосредственного переживания собственной несостоятельности, угнетенного положения в классе и кончая конфликтами в семье, установлением жесткого наблюдения и повышением требований. Рассмотрев негативную сторону отметок, необходимо сказать несколько слов о том, что дает всем нам безотметочное обучение детей. • У учащихся отсутствует прежде всего страх. На уроках царит свобода мысли детей, сотрудничество как с учителем, так и между учащимися. Отметка как мотив учения исчезает и постепенно формируется главный познавательный мотив. Создается имидж знания. • Отсутствие отметок позволяет ребенку открыто сказать о своем «незнании», а для мотивированного обучения ученику крайне необходимо самому определить качество его знаний.
• Отсутствие отметок дает возможность сформировать полноценную учебную деятельность.