Подобрать и внедрить в практику работы с детьми раннего возраста многообразные “пальчиковые” игры и упражнения (на занятиях и в повседневной жизни)
Подобрать и апробировать методы диагностики особенностей развития ребенка раннего возраста
Провести сравнительный анализ результатов использования “пальчиковых” игр и упражнений в группах раннего возраста
5. Разработать рекомендации воспитывающим взрослым
Объект исследования: особенности развития детей раннего возраста.
Предмет исследования –влияния “пальчиковых” игр на психологическое развитие детей раннего возраста.
Глава I Психолого-педагогические особенности
Ребёнка-дошкольника
Генетические корни игры.
Всякий, кто хоть немного наблюдал за ребенком знает, какое большое место в его жизни занимает игра. Вот годовалый малыш забавляется с погремушкой или кубиками, вот 2-летний ребенок часами крутит какой-нибудь новый предмет; вот группа 5-летних играет в магазин. А бесчисленные "догонялки" и "застукалки" на школьных переменах, "морской бой", "крестики-нолики"- чего только не придумает живой детский ум! В современных европейских культурах существует просто-таки культ детской игры: такое большое место занимает она не только в жизни детей, но и взрослых. но всегда ли так было? Была ли детская игра у наших далеких предков?
Вот некоторые факты. Немецкий археолог Шиман, обнаруживший один из древних городов - Трою, организовал раскопки, в ходе которых были найдены детские игрушки: терракотовая кукла, погремушка с металлическими частицами внутри маленькая игрушечная посуда.
В Египте рядом с мумиями детей, пролежавшими тысячи
лет, находили куклы и другие игрушки. Много игрушек было обнаружено в раскопках римского города Помпей, погибшего при извержении Везувия, в могилах времен бронзового века, расположенных на территории Европы и Кавказа, в скифских курганах. В развалинах древнего перуанского города была найдена мумия ребенка, а рядом с ней - погремушка, сделанная из морской раковины.
В большинстве известных нам архаичных культур, за
исключением, может быть, самых примитивных, мы встречаем элементы детской игры. Так, у американских индейцев мальчик 2-3 лет практикуется в использовании игрушечного лука и стрел, в верховой езде, часами бросает он маленькое лассо на каждый выступающий предмет. 5-летние индейские девочки нянчат тряпичных кукол в игрушечной колыбели. У австралийских аборигенов малыши, перед тем как включится в трудовую жизнь взрослых, играют с маленьким бумерангом, копьем, щитом, палкой, собираясь группами, дети имитируют охоту, приготовление пищи, прием гостей. В Африке маленькие кафры, лепят из глины игрушечные дома, кукол, коралле для скота, а потом разыгрывают сюжетные игры.
Дети имитируют не только труд и семейные отношения взрослых, но такие обряды и ритуалы, которые им удается подсмотреть. В игре ребенок не просто воспроизводит предметы и действия взрослых, но и проявляет творчество. Современные дети имеют больше времени для игры, чем дети наших далеких предков, у наших детей больше игрушек, чем у детей древности, но суть игры не изменилась по-прежнему дети упражняют свои умения в играх с волчком, веревочкой, трещоткой и т.п. Так ли это? Возьмем, например, игрушку. Для чего нужна ребенку кукла? Ответ известен: для того, чтобы было кого кормить, одевать, купать... Ведь такая тренировка пригодится девочке в её будущей жизни, поможет выполнять нелегкие обязанности матери. Но это с нашей европейской точки зрения. А вот носители паралогического мышления думают иначе. Конечно, кукла нужна и для тренировки, но основное не это. Главное - в той магической силе, которая заключена в ней и которая, конечно же, поможет девочке стать матерью, убережет от бесплодия. Советский исследователь Богораз-Тан, наблюдая за игрой чукотских девочек, писал об их основной игрушке-кукле: "Куклы эти считаются н только игрушками, но отчасти и покровительницами женского плодородия.
Выходя замуж женщина уносит с собой свои куклы и прячет их в мешок в тот угол, который приходится под изголовьем, для того чтобы воздействием их получить скорее детей. Отдать кому-нибудь куклу нельзя, т.к. вместе с этим будет отдан залог плодородия семьи. Зато, когда у матери родятся дочери, она отдает им играть свои куклы, причем старается разделить их между дочерьми. Постепенно, по мере исчезновения паралогического мышления в европейских культурах, игрушка освобождалась от своих магических свойств и становилась обычной игрушкой, такой какой знаем мы ее.
Известный современный психолог Д.Б. Эльконин полагает, что игра по своему содержанию восходит к труду взрослых. Маленький эскимос играет с волчком, жужжалкой - прекрасно. Так он овладевает вращательными движениями, которые пригодятся ему в дальнейшем, чтобы сделать крепления для нарт. Негритянский ребенок играет с веревочкой - это поможет ему впоследствии, постичь искусство плетения сетей.
Современные европейские дети играют в продавцов, докторов, моряков - разве такие игры не помогут им через 10-12 лет определить свою будущую профессию и овладеть ею? Конечно, не следует думать, что ребенок станет именно тем, в кого он любит играть. Но какие-то общие навыки, умения ориентироваться в отношениях взрослых, знания о мотивах и смысле деятельности взрослых людей, безусловно, пригодятся ему в будущем. А зачем ребенку тренировать себя именно в игре? Разве он не может приобретать навыки, помогая взрослым в их делах? Дело в том, что на определенной ступни развития цивилизации труд и его орудия настолько усложнились, что ребенок просто не может освоить их в натуральном виде. Психические и физические способности малыша явно не дотягивают до того, чтобы он был в состоянии охотиться на бизона с большим тяжелым луком или вести самосвал. А желание есть, и еще какое! Тут-то и приходит на помощь игра. Маленький лук, игрушечный самосвал, немного воображения - и малыш уже охотиться в прериях или везет тяжелый груз. А это значит, что в тех культурах, где ребенок с первых лет жизни включается в труд взрослого, его игра либо должна быть очень примитивной, либо отсутствовать вообще. Там она просто не нужна. В самом деле, зачем малышу играть в сбор съедобных растений, если он и так собирает с матерью и отцом; зачем ему играть в няню, если он уже нянчит младшего брата; к чему лепить из глины овец, если он пасет настоящих. И еще любопытный факт. В большинстве архаичных культур игрушки детей - миниатюрные копии орудий труда взрослых. Из маленького лука можно стрелять, как из большого; маленький аркан кидают так же, как и большой аркан. Вся разница в размерах. В современных индустриальных культурах игрушки - лишь внешнее подобие предметов, используемых взрослыми. Иными словами, чем сложнее делаются формы и орудия труда, тем меньше игрушки становятся простой имитацией орудий. И тем больше детская игра из тренировки на владение орудиями превращается в тренировку умения исполнять какие-то обязанности в обществе. Итак, игра есть деятельность, которая заполняет досуг ребенка по мере того, как ход истории освобождает его от труда.
ИГРА - ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РЕБЕНКА.
Игра – это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет. Ребенок испытывает удовольствие от процесса игры.
О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка.
Игра - основной вид деятельности дошкольника, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное, нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности. Вот почему даже самые простые вопросы: почему дети играют; когда впервые возникла игра; как игра влияет на развитие ребенка - стали предметом серьезных научных исследований в педагогике и психологии.
Игра - это серьезно и для самого ребенка. Игра -это сама жизнь, это детская непосредственность, наивность, иногда лукавство, иногда удивительная серьезность. Для ребенка игра - н всегда милая забава, часто -это труд, преодоление себя. Словом, игра - это целый мир. Чем игра отличается, например, от трудовой деятельности? Как различить, когда ребенок играет "с ложкой", а когда "работает ею? Когда он "работает" ложкой, то ест, а когда играет- только воображает, что ест. Игра - это воображение. Суть ее в том и состоит, что она понарошку. А значит, в игре не вырабатывается тот полезный продукт, который производится в труде: играть в няню - значит нянчить куклу, а не живого малыша; 3-летний пожарник тушит воображаемый, а не реальный пожар. Разумеется игра игре
рознь. Одно дело - игра 2-летнего малыша, другое коллективная игра 5 - летних, третье - игра с правилами у маленьких дошкольников. И все же есть общее. Ведь продуктом игры всегда является сам ребенок. Иначе говоря, игра - это работа ребенка над самим собой. Велико значение игровой деятельности в развитии мотивационной сферы ребенка, сознательного желания учиться. Обращая внимание на эту особенность игры, Д.Б.Эль-
конин пишет: "Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи". Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов, именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных аффектно - отраженных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности.
Конечно и другие виды деятельности льют воду на мельницу формирования этих новых потребностей, но ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослого, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре. Таково первое и основное значение ролевой игры для развития ребенка[33]
Как уже отмечалось, игра является и первой школой воли. Именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчинятся различным требованиям. Как ни заманчиво ребенку посмотреть новую книгу или детский концерт, но если он -"пограничник", ни какие соблазны не уведут его с поста, пока его не сменят другие.
Положительное воспитательное воздействие оказывают не только ролевые игры, но и дидактические, игры со строительным материалом, драматизации, подвижные игры, пальчиковые игры, пальчиковый игротренинг. Преимущественно игры по сравнению с другими средствами нравственного воспитания заключается в том, что она является "школой морали в действии, а не только с представлении" (Л.С.Выготский). [6]
Игра создает, как показывают исследования А.В.Запорожца, и благоприятные условия для организации движений дошкольника. Дело в том, что когда ребенок берет на себя определенную роль, он сознательно и произвольно воспроизводит определенные движения, характерные для изображаемого персонажа.
Ценность игровой деятельности заключается в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Она как никакая другая деятельность позволяет детям самостоятельно создавать те или иные формы общения.
В игре формируются или перестраиваются и частные психические процессы. Значительно повышается в условиях игровой деятельности, острота зрения (исследование Т.В.Ендовицкой). В игре ребенок раньше и легче удерживает сознательную цель запоминать и ,например, запоминает больше количество слов, чем в лабораторных условиях (З.М.Истомина).
В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре
развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их. Итак, важная роль игры в развитии психических процессов ребенка объясняется тем, что она вооружает ребенка доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних предметных
действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоению.
В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Использование игровых приемов делает обучение в этом возрасте" сообразным природе ребенка".
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТСКИХ ИГР.
Теория и практика игры включает в себя многообразный комплекс различных проблем и вопросов, основными из которых являются классификация детских игр и методика руководства ими.
Условно все многообразие детских игр можно разделить на 2 большие группы:
1) Сюжетно-ролевые творческие игры
2) Игры с правилами.
Таблица N 1
1)Сюжетно-ролевые творческие игры - это игры, которые придумываются самими детьми. В играх отражаются знания, впечатления, представление ребенка об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль. В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явлений окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации и превращения через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным "участником жизни взрослых" [34] Д.Б.Эльконин.
В играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее. Космонавты совершают дальние рейсы на Марс и другие планеты, строят там города, конструкторы создают удивительные машины. Как писал Л.С. Выготский в своих работах, игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой деятельности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.
Таблица N 2
2)Игры с правилами - группа игр, имеющих готовое содержание, разнообразное разработанное взрослыми, четкие игровые правила. В них заранее установлена определенная последовательность действий. В каждой игре перед детьми ставится задача, решение которой связано с выполнением правил, обязательных для всех участников. Некоторые игры с правилами имеют сюжет в них разыгрываются роли.
В подвижных играх основная задача - совершенствование движений, развитие двигательной активности. Однако нельзя рассматривать игры только как метод физического воспитания, а дидактические - только как метод умственного развития. Во первых, развиваются мышление, речь, память, воображение, воля; во вторых решаются вопросы совершенствования двигательных навыков, воспитываются нравственные качества. Таким образом, игра с правилом служит средством формирования личности ребенка.
Следует подчеркнуть, что творческие игры с правилами имеют общие признаки. логические объективные связи и отношения: условная игровая цель, воображаемая ситуация, разыгрывание роли, игровые действия, игровые правила, которые предусматривают возможность перехода
игры одного типа в игру другую.
Среди игр с правилами много народных, которые передаются из поколения в поколение. В них познавательность сочетается с занимательностью, юмористическим началом.
Они способствуют развитию двигательных навыков, сообразительности, смелости. Первые игры в жизни ребенка имеют большое значение
Это такие игры как пальчиковые
Таблица N 3
3) "Пальчиковые игры - это инсценировка каких либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участие обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево","вверх", "вниз" и т.д. Игры эти очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отражают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их
деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается - ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну "пальчиковую игру", он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок. Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой.
Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.
Четырехлетие дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т.д.
1.4 "Пальчиковые игры" и их значение для