Приеме в подготовительный класс

Анализ диагностических средств изучения психологической готовности к школе шести-семилетних детей позволил выделить следующие параметры: уровень развития мотивационной, ин­теллектуальной, произвольной, речевой готовности, сформиро­ванное™ необходимых предпосылок учебной деятельности.

Психологическую характеристику параметров готовности к школьному обучению, используемую в диагностических прог­раммах и тестах, можно представить следующим образом.

1. Уровень мотивационной готовности, в которой можно вы­делить две группы мотивов научения [18]:

а) широкие социальные мотивы научения или мотивы, свя­
занные с потребностями ребенка в общении с другими людьми,
в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять опреде­
ленное место в системе доступных ему общественных отноше­
ний;

б) мотивы, связанные непосредственно с учебной деятель­
ностью или «познавательные интересы», потребность в интел­
лектуальной активности и овладении новыми умениями, навы­
ками и знаниями.

2. Уровень интеллектуального развития: дифференцирован­ное восприятие (перцептивная зрелость), концентрация внима­ния, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, атакже развитие тонких движений руки и сенсомоторная коорди­нация.

3. Уровень произвольной саморегуляции выражается в соз­нательном формировании и исполнении намерений и целей; в произвольной организации познавательной деятельности, про­извольном поведении будущего ученика.

4. Сформированность параметров учебной деятельности [24, 48]:

умение сознательно подчинять свои действия правилу, обоб­щенно определяющему способ действий;

умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

умение ориентироваться на заданную систему требований;

умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зри­тельно воспринимаемому образцу.

Одним из методов получения информации об уровне разви­тия детей 6 — 7 лет при приеме в шкоду может быть экспресс-диагностика, основная цель которой заключается в том, чтобы определить, какие дети нуждаются в проведении коррекцион-но-развивающей работы [41].

1. «Тест в картинках»помогает определить предпочитаемый
вид деятельности (Прил. 2, рис. 1, 2).

Ребенку предлагают рассмотреть рисунки. Убедившись, что их содержание понятно, психолог спрашивает: «Чем ты хотел бы заниматься в первую очередь, во вторую, в третью?».

Если ребенок выбирает учебную деятельность как наиболее важную, желаемую в первую очередь, это свидетельствует о высоком уровне его мотивационной готовности, во вторую оче­редь — о среднем уровне, если он выбирает учебу в третью оче­редь или вообще не выбирает, это говорит о низком уровне его мотивационной готовности.

Оценка результатов: 3 балла — преобладает ориентация на учебную деятельность; 2 балла — ориентация на учебно-игро­вую деятельность; 1 балл — ориентация на игровую деятель­ность.

2. Методика «Нарисуй самого себя»помогает определить
уровень сформированное™ образных представлений (группо­
вой тест).

Психолог обращается к детям: «Перед вами лист бумаги, на котором нарисована рамка. Изобразите в ней самих себя такими, какие вы есть. Пользуйтесь цветными карандашами».

Оценка результатов: 3 балла — изображены все части тела,




4. Зак. 5108.



приеме в подготовительный класс - student2.ru руки, ноги имеют объем, хорошее качество изображения; 2 бал­ла — изображены все части тела; 1 балл — изображено до пяти частей тела; 0 баллов — примитивный рисунок.

3. Тест «Кубики»помогает определить уровень наглядно-об­
разного мышления (Прил. 2, рис. 3 — 5) (тест Р. Амптхауэра).

Ребенку предлагают рассмотреть кубики: один расположен вверху, ниже находятся три. Необходимо внимательно рассмот­реть нижние кубики, сравнить их с верхним, найти тот, который похож на верхний (для диагностики предложено б субтестов).

Правильные ответы: I б; II в; III а; IV в; V б; VI в.

Оценка результатов: 3 балла — одна ошибка; 2 балла — две ошибки; 1 балл — три ошибки.

4. Методика «Классификация»помогает выявить уровень
сформированности понятий посредством операции классифика­
ции (правильные ответы выделены).

1. Скворец, синица, курица,голубь.

2. Роза, гвоздика, астра, василек.

3. Корова, коза, лошадь, теленок.

4. Шапка,пальто, платье, рубашка.

5. Чашка, стакан, кастрюля,кружка.

6. Матрос, солдат, ребенок,летчик.

7. Тигр, слон,лев, медведь.

8. Топор,ножницы, нож, пила.

Оценка результатов: 3 балла — одна ошибка, 2 балла — две ошибки; 1 балл — три ошибки.

5. Методика «Третий подходящий»помогает определить уровень сформированности понятий (Прил. 2, рис. б) [1].

Ребенку последовательно показывают пять наборов карти­нок. Кладут перед ним две картинки из каждого набора и пред­лагают подобрать к ним еще одну: «Подбери подходящую к этим обеим». Первый набор обучающий: после того как ребенок вы­полнит задание, психолог объясняет ему правильный принцип выполнения (к шляпе и штанишкам надо подобрать платье, по­тому что это одежда). После выполнения каждого задания ре­бенок должен обосновать свой выбор.

Дано: Выбрать из:

1) шорты, шляпа; 1) девочка, платье;

2) сковорода, тарелка; 2) картошка, вилка;

3) капуста, огурцы; 3) замок, гриб (мухомор);

4) мальчик, рыба; 4) удочка, собака;

5) мешок, шкаф. 5) ключ, чемодан.

Оценка результатов: 3 балла — выбор сделан правильно, обоснован; 2 балла — две ошибки в выборе; 1 балл — более трех ошибок, обосновать свой выбор затрудняется.

6. Тест «Правая — левая рука»выявляет способность ре­
бенка к позиционности, возможность корректировать свою точку
зрения и мнение других [25].

Психолог и ребенок садятся друг против друга. Психолог спрашивает у ребенка, где у него правая (левая) рука. Затем просит показать правую (левую) руку у себя (психолога). При правильном выполнении задания психолог умышленно начинает сбивать ребенка, чтобы он показал, где правая (левая) рука у взрослого в зеркальном изображении.

Оценка результатов: 3 балла — перекрестное решение на об­разном уровне с соответствующим обоснованием, критическое отношение к провоцирующим действиям; 2 балла — перекрес­тное решение в сочетании с практическими действиями (поворот головы, тела), при провоцирующих действиях психолога согла­шается с ним, обнаруживая конформизм; 1 балл — использует способ «зеркального перенесения»: свою правую руку иденти­фицирует с левой рукой психолога, левую — с его правой рукой; 0 баллов — сбивается при определении у себя правой (левой) руки.

7. Методика Пьерона—Рузерапомогает определить уровень
сформированности саморегуляции и обучаемости (групповой
тест) (Прил. 2, рис. 7).

Психолог обращается к детям: «Посмотрите на доску. Там нарисованы четыре геометрические фигуры. В верхней части вашего листа нарисованы такие же. В квадратике надо поставить точку (.), в треугольнике — черточку (|), круг остается чистым, а в четырехугольнике нарисуйте такую черточку (-). Как только я скажу «Начали», нужно заполнить остальные фигуры. (Сле­дует еще раз повторить задание.) Постарайтесь, чтобы получи­лось красиво и аккуратно». На выполнение задания отводится 3 минуты. В протоколе экспресс-диагностики необходимо отме­тить общее количество выполненных фигур через 3 минуты; количество ошибок; качество выполненного задания (аккурат­но, старательно или небрежно).

Оценка результатов: 3 балла — задание выполнено быстро и качественно, количество заполненных фигур — 80 —90 ^бал­ла — количество заполненных фигур — 60 — 70, качество вы­полнения хорошее; 1 балл — нужно несколько раз повторить задание, прежде чем ребенок приступит к работе, в отдельных случаях необходим наглядный показ работы, медленный темп выполнения работы, количество заполненных фигур — 40 — 50.

Сумма баллов по всем диагностическим заданиям позволяет определить уровень психологической готовности ребенка к шко­ле: 0—11 баллов — низкий; 12—16 баллов — средний; 17 — 21 балл — высокий.





приеме в подготовительный класс - student2.ru Протокол экспресс-диагностики психологической готовности ребенка к школе

Ф. И. О.____________ Возраст_____ Дата рождения_______

Наши рекомендации