Среда как системный фактор, детерминирующий управление образовательными системами
Во втором определении понятия «система», приведенном в предыдущем разделе, указывается такой важный признак системы, как ее взаимодействие с окружающей средой.
Для любой системы окружающая среда есть совокупность объектов, изменение свойств которых влияет на саму систему, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения этой системы. Как правило, внешняя среда воздействует на цель системы, ее средства, а также определяет направление развития системы и характер развивающей в ней деятельности [30].
Понятие среда широко используется в естествознании и обшествознании при определении таких свойств материи, как дискретность и непрерывность, а также при осознании и изучении статики и динамики существования и функционирования конкретных объектов во времени.
В словаре С.Я.Ожегова дается три значения понятия «среда»:
1) среда как вещество, заполняющее пространство, а также тела, окружающие что-либо;
2) среда как окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов;
3) среда как окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.
В «Академическом словаре русского языка» определения С.Я.Ожегова уточняются: среда характеризуется 1) как совокупность природных или социальных условий, в которых протекает жизнедеятельность какого-либо организма; 2) как социально-бытовая обстановка, в которой живет человек; 3) как совокупность людей, связанных общностью социально-бытовых условий существования, а также общностью профессий, занятий.
В Большом энциклопедическом словаре понятие «социальная среда» толкуется как окружающие человека общественно-материальные и духовные условия его существования и деятельности [11].
Теоретический анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что понятие «среда» раскрывается чаще всего с помощью терминов «пространство», «окружение», «условия». При представлении среды как «пространства» чаще всего используются понятия «географическая среда», «социально-экономическое пространство», «социокультурная среда», «педагогическая среда».
В научной литературе географическая среда — это земное окружение человеческого общества, часть географической оболочки, включенной в сферу человеческой деятельности и составляющей необходимое условие существования общества.
Практика показывает, что для образовательных систем важны такие особенности географической среды, как ее локальность, — т.е. место расположения в пространстве, — а также протяженность (компактность, разбросанность, районирование) и состояние (экология).
Представления о среде как социально-экономическом пространстве обусловливают обращение исследователя к социальному составу социума, в котором функционирует и развивается муниципальная образовательная система, к изучению тенденций развития данного социума, описанию экономики среды как географического пространства (экономики города) и т.д.
Социокультурной средой называется часть социально-экономического и культурно-образовательного пространства какого-либо региона, с помощью которых может осуществляться социализация личности в образовательном процессе при реализации гуманистической концепции образования (научная картина мира, подготовка к будущей жизнедеятельности; использование дидактических возможностей учебных предметов и образовательных областей для содействия учащимся в выявлении способностей, склонностей, возможностей) [30].
В последнее время в научный обиход вошло еще одно понятие — педагогическая среда. По мнению В. И. Козыря, педагогические средства вместе с окружающим природным и социальным миром образуют для учащихся их жизненную среду. Педагогическая среда является открытой вариативной системой. Подобное качество может быть достигнуто именно на основе интеграции всех педагогических средств, которыми располагает как само учебное заведение, так и внешняя социально-педагогическая среда.
Среда-пространство, безусловно, связана с категорией времени: для нас значимым является рассмотрение понятий «историческое время» и «социальное время» как категорий, отражающих ту среду-действительность, которая связана со средой-социокультурным пространством, функционирующим и развивающимся в соответствии с временными тенденциями.
По мнению некоторых исследователей [69], «пространственные» характеристики внешней среды связаны с культурно-образовательным пространством {КОЛ), в котором сконцентрированы материальные условия, ментальные установки, типичные социокультурные и образовательные стратегии общества и результаты их реализации в области воспроизводства культуры в новых поколениях.
В учебном пособии «Управление школой: теоретические основы и методы» [73] рассматривается влияние на школу таких факторов среды, как «социальный климат в обществе, экономические, политические, правовые, экологические, демографические, культурные, духовно-идеологические, социально-психологические, этические, отраслевые и институциональные факторы».
Представим эти факторы и рассмотрим характер их влияния на школу.
Социальный климат в обществе, общий уровень социальной стабильности (или напряженности), состояние занятости населения, сложившиеся социальная структура и социальное расслоение, характер национально-этнических проблем и взаимоотношений создают благоприятный или неблагоприятный фон для деятельности школ, предопределяют характер дифференциации образовательных запросов различных социальных групп населения (люди все больше понимают, что качество полученного образования определяет будущий социальный статус юного гражданина).
Такие явления, как рост преступности, попадание учителей и семей учащихся в число представителей социально незащищенных групп населения, рост безработицы негативно влияют на ситуацию в школе и актуализируют рост требований к этому образовательному учреждению как к социальному стабилизатору.
Экономические факторы, состояние экономики страны и ее финансовой системы влияют на школу через уровень благосостояния в обществе: рост (или отсутствие) образовательных потребностей граждан обусловливают большие или меньшие возможности финансирования бюджетной, в том числе и образовательной, сферы. Высокий уровень общего экономического развития, высокоразвитые рыночные отношения создают благоприятные условия для становления секторов экономики, ориентированных на обслуживание и обеспечение школ (школьное строительство, школьная индустрия, производство высокотехнологичного оборудования для школ).
Кризисные ситуации в экономике резко сокращают возможности оптимизации сети школ, уменьшают возможности материального стимулирования работников школы, ставят школу и образование в целом перед задачей выживания. Зависимость школы от этих факторов очень значительна, а возможности повысить экономическое благосостояние сравнительно невелики.
Политические факторы, курс внутренней и внешней политики страны, конкретные политические действия и ситуации также образуют общий фон деятельности школы, для которой крайне желательна спокойная, конструктивная, созидательная социально-политическая обстановка в обществе. Многое зависит также от содержания и характера проведения в жизнь образовательной политики. Провозглашенный в нашей стране принцип деполитизации школы предостерегает от излишней вовлеченности этого образовательного учреждения в политику, но не изолирует школу и ее коллектив от политических проблем.
Правовые факторы, характер действующих законодательных и правовых норм задают рамки, границы правового поля жизнедеятельности школы, «правила игры» на этом поле, что становится особенно важным для школы, получившей права юридического лица, относительно автономного субъекта гражданского права. Положения Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании», соответствующих правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативные акты правительства и образовательных ведомств должны непременно учитываться школой при определении ориентиров собственной жизнедеятельности. Современная школа также должна внимательно следить за законодательством о труде, о налогах, за многими разделами гражданского законодательства.
Экологические факторы, состояние окружающей школу природной среды оказывают значительное влияние на состояние здоровья нынешних и будущих учащихся и учителей, что требует от школы действий профилактической и оздоровительной направленности. Кроме того, сам характер географической и исторической среды, в которой находится школа, имеет большое значение как образовательный фактор. Школа может внести вклад в улучшение экологической ситуации, если она способствует экологическому образованию и воспитанию школьников, активно участвует в природоохранной деятельности, пропагандирует среди учащихся здоровый образ жизни.
Демографические факторы, характер рождаемости, типичный состав семей также сильно влияют на ситуацию в школе. Если не заниматься изучением тенденций в этой области, школа через какое-то время может оказаться без учащихся или, напротив, возникнет проблема резкой нехватки ученических мест.
Культурные, духовно-идеологические факторы, состояние культуры в стране, уровень духовного здоровья и культурных запросов населения являются фоном для проявления образовательной активности людей, ее направленности. Снижение культурного уровня общества, обеднение культурной жизни затрудняют решение школой ее образовательных задач, понижают уровень востребованности качественного образования обществом, что не может не беспокоить образовательное сообщество. Поэтому школа как культуросбе-регающая и культуросозидаюшая организация зачастую пытается противостоять таким тенденциям в меру своих сил и возможностей.
Социально-психологические и этические факторы, общий морально-психологический климат в обществе, образ и стиль жизни различных слоев населения, реально действующие моральные нормы как важные факторы социальной ситуации развития подрастающего поколения напрямую оказывают воздействие на школу. Они требуют от нее быстрой и взвешенной реакции, способности предлагать детям такие нормы и образцы деятельности, поведения, отношений человеческого общения, которые помогали бы им сохранить свободу, чувство собственного достоинства, доверие и открытость миру, людям и в то же время противостоять безнравственности и бесчеловечности. Школа в силу своей социальной ответственности не может использовать отрицательных моментов и тенденций общественной психологии и морали в качестве оправдания: она принимает их как данность, но стремится всячески противостоять им.
Отраслевые факторы, состояние и тенденции изменений системы образования в стране и мире, новые идеи, концепции, образцы образовательного опыта также влияют на отдельно взятую школу, которая может выбрать вариант собственной траектории движения. Наличие (или отсутствие) продуманной федеральной, региональной образовательной политики, четкой линии поведения муниципальных образовательных систем, в которые включена школа, общее состояние всех ресурсов, необходимых школе источников их поступления — важнейшие факторы, определяющие возможности и ограничения деятельности школы, выбор ее стратегии. В рамках отрасли имеет место конкуренция между образовательными учреждениями, что также требует от школ адекватной реакции: поиска своей собственной ниши на рынке образовательных услуг, готовности к созданию конкурентных преимуществ.
Институциональные факторы, наличие разветвленной сети специализированных социальных институтов, организаций, с которыми школа могла бы сотрудничать при решении своих задач, — еще один элемент значимой широкой социальной среды школы. Способность школы к установлению продуктивных и взаимовыгодных контактов с различными институтами значительно повышает ее общий потенциал, способствует росту престижа, репутации, улучшению имиджа.
Исследователи считают, что ближайшая среда школы оказывает на нее сложное воздействие, выступает и «ретранслятором» влияний более широкой социальной среды и источником собственных специфических воздействий. Со своей стороны школа может оказать достаточно заметное встречное влияние на свою ближайшую среду и ее составляющие.
Социальная среда определяет направленность деятельности школы, создает возможности ограничения и угрозы для этой деятельности.
Во-первых, в социуме школа рассматривается как социальная организация, ей даются определенный статус, компетенция, права, обязанности и оценка ее деятельности. Во-вторых, общество, ситуация в нем всегда образуют некий фон жизнедеятельности школы (более или менее благоприятный для ее жизнедеятельности). В-третьих, социальная среда является источником выдвижения требований к школе, формирует и предъявляет социальный заказ на образование, имеет определенные ожидания по отношению к школе. В-четвертых, социум выступает источником необходимых для нормальной жизнедеятельности школы ресурсов. В-пятых, в обществе школа может найти контрагентов и партнеров, необходимых для решения ее задач, «потребителей» ее продукции — выпускников, получивших образование. В-шестых, социальная среда порождает факторы, дестабилизирующе действующие на школу.
Рассмотрим значимые характеристики среды-окружения образовательных систем. По мнению И. И. Проданова, ситуационное окружение представляет собой изменяемые или неизменяемые факторы окружения, по отношению к которым совершается какое-либо действие и от которых оно зависит [52]. Исследователь выделяет ряд подсистем — структур окружения и считает их системными объектами. Среди них нас интересует социальное окружение (рис. 1), оказывающее влияние на развитие образовательных систем (ОС) за счет осуществления социальных взаимодействий и отношений.
Мы отнесли к социальному окружению образовательной системы, в роли которой выступают школа, ее учащихся (с одной стороны, включенных в образовательную систему, а с другой — являющихся компонентами среды), группы учащихся, их коллективы и общественные организации, семьи учащихся, широкие круги родительской общественности, различные (местные, региональные, отечественные, зарубежные) педагогические сообщества, иные образовательные системы (местные или из других регионов страны, зарубежные), общественные организации, властные структуры, этнокультурные сообщества, средства массовой информации и т.д.
Рис. 1. Социальное окружение образовательной системы (ОС)
Говоря о среде жизнедеятельности образовательной системы, мы не можем не остановиться на важнейших ролевых позициях «средовых» социальных с у бъе кто в, взаимодействие с которыми во многом определяет жизнь школы. К числу таких субъектов исследователи относят Учредителей, Клиентов, Заказчиков, Потребителей услуг (Пользователей), Законодателей, Представителей власти, Создателей общественного мнения, Производителей и Поставщиков ресурсов, Помощников, Партнеров, Конкурентов [73]. Названные роли могут выполняться в конкретных ситуациях и территориях различными реальными группами и людьми. При этом многие реальные субъекты социума могут входить одновременно в несколько ролевых групп.
Школа, вступая во взаимодействие с теми или иными ролевыми группами, играет разные роли: по отношению к Клиентам и Заказчикам она является Исполнителем, Производителем образовательных услуг, по отношению к Поставщикам ресурсов — Заказчиком, по отношению к потенциальным работникам — Работодателем и т.д.
Рассмотрим, что представляют собой основные группы субъектов, значимых для школы.
Учредителями образовательных учреждений, согласно Закону РФ «Об образовании», могут быть: органы государственной власти и местного самоуправления; отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы); отечественные и иностранные общественные и частные фонды; общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации; граждане Российской Федерации и иностранные граждане.
Учредители наделены широкими правами. Многие действия могут осуществляться школьными сообществами и администрацией школ только с их согласия.
Клиентами общеобразовательной школы являются учащиеся. Современная школа должна быть нацелена прежде всего на удовлетворение потребностей Клиентов, которые проводят в школьной организации очень много времени. Сложность, однако, состоит в том, что в силу возраста и ограниченного жизненного опыта Клиенты школы не всегда в состоянии осмысленно выразить свои потребности. За младших школьников, да и подростков, это обычно делают родители, причем на определенных этапах нередки конфликты между родителями и детьми-школьниками, связанные с различным пониманием ими ценностей и смысла школьного образования. Позиция взрослых (в том числе и педагогов), если она строится по принципу: «Мы, взрослые, всегда лучше знаем, чего хотят дети!», является источником многих негативных явлений и мешает ребенку стать субъектом собственного образования.
Значимость для школы особого внимания к социальному заказу, образовательным потребностям порождает особое внимание к такой ролевой группе, как Заказчики школы. Если до начала 90-х гг. XX в. у советской школы был один монопольный заказчик — государство, то сегодня ситуация существенно изменилась: количество Заказчиков заметно возросло и продолжает увеличиваться, быстро меняются характер заказа и форма его предъявления.
Кто же сегодня выступает в роли Заказчика школы? В о - п е р-в ы х, государство и его образовательные ведомства, которые формируют общие принципы образовательной политики, регистрируют, лицензируют, аттестовывают и аккредитовывают образовательные учреждения, устанавливают государственные образовательные стандарты, контролируют школу и т.д. Государство — это источник социального заказа. Его требования школа должна выполнять по Закону, в обязательном порядке. Во-вторых, родители школьников, влияние которых на ситуацию в школе в последнее время заметно возрастает. В-третьих, сами учащиеся, по мере того как они становятся субъектами образования, осмысленно относятся к нему. Школа не может не учитывать представления о «хорошем образовании» и «хорошей школе», которые формируются у детей довольно рано. В-четвертых, представители регионов и местных сообществ, отражающие интересы местного населения, его специфические образовательные потребности. Их заказ бывает связан с регионализацией образования, стремлением учитывать местные традиции, задачи, решаемые данным регионом. В-пятых, представители тех учебных заведений, в которые могут впоследствии поступить выпускники школы. Эта категория Заказчиков, естественно, заинтересована в отборе наиболее подходящего для себя контингента, она влияет на работу школы и ее цели, изменяя требования к поступающим на учебу. В-шестых, представители различных организаций — потенциальных работодателей, а также Вооруженных сил РФ. В-седьмых, представители этнических групп, ставящие вопросы о необходимости большего учета в школах национально-культурных традиций. В-восьмых, представители общественных организаций и религиозных конфессий, стремящихся активно влиять на ситуацию в школе. В-девятых, взрослые члены самого школьного сообщества — учителя и руководители школ, которые не только призваны осмысливать и формулировать принимаемый к исполнению суммарный социальный заказ, но и как граждане и профессионалы должны участвовать в определении заказа школе.
Наряду с прямыми Заказчиками школы требования к ней формируют также люди и социальные группы, являющиеся Создателями общественного мнения, например представители средств массовой информации, деятели искусства, науки и культуры. Они далеко не всегда предъявляют конкретные требования к школе, но задают важные нравственные ориентиры, побуждают школу и ее прямых заказчиков к самоопределению и социально ответственному выбору.
Решая свои задачи, школа не должна действовать в одиночку. Разумные руководители школ, не ожидая «милостей от природы», находят Помощников, в качестве которых чаще всего выступают представители ближайшей социальной среды. Новым и пока еще редким явлением становится поиск школами Партнеров для совместного и взаимовыгодного решения каких-то задач. Ими могут быть другие школы или учреждения дополнительного образования.
Школы, которые хотят в течение длительного времени добиваться высоких образовательных результатов, иметь стабильный контингент учащихся и устойчивый педагогический коллектив, должны привыкнуть к мысли, что у них могут быть Конкуренты в лице других школ. В этом случае необходимо понимание того неоспоримого факта, что в условиях конкуренции они окажутся в более выигрышном положении, если будут внимательнее к социальному заказу, приложат большие усилия к обеспечению социальной защиты детей и педагогов, создают лучшие условия труда и творчества, лучше позаботятся о материальной базе.
Говоря о внешней среде как условиях, оказывающих воздействие на функционирование и развитие образовательной системы, мы относим к условиям выделенные выше факторы влияния на школу и считаем, что они напрямую определяются ее взаимодействием с субъектами социального окружения.
Среда-условия — это оценочное отношение социума к образовательной системе, социальные ожидания граждан, их образовательные потребности, обеспечение функционирования и развития образовательной системы, адекватное представлениям об «условиях» (санитарно-гигиенические условия, кадровое и материально-финансово-экономическое обеспечение образовательных учреждений, научно-методическое, информационное обеспечение образовательного процесса и т.д.). Графически такая среда, в которой осуществляется процесс развития и функционирования образовательной системы, представлена на рис. 2. Остановимся более подробно на каждом из выделенных нами условий.
Начнем с активно проявляющих себя социальных ожиданий населения региона. Показателями этой активности являются, в о - п е р-в ы х, возросшие требования общественности к качеству образования, предоставляемого образовательной системой, а во-вторых, увеличение числа предъявляемых в качестве социального заказа образовательных потребностей и расширение поля их ориентации.
Социальные ожидания проявляются и в том, что современный учебно-воспитательный процесс, в ходе которого удовлетворяются разнообразные образовательные запросы населения, в то же
Рис. 2. Среда как комплекс условий развития и функционирования образовательной системы (ОС)
время должен учитывать и объективно существующие потребности различных отраслей деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, касающиеся кадровой политики в различных сферах, а также отвечать требованиям культурного развития социума.
Если раньше образование было едино, унифицировано, одинаково для всех, то теперь образовательный процесс в каждом отдельном случае должен иметь специфическую ориентацию, результатом которой является образование определенного, «заказанного» (желаемого) уровня ориентации. Это определяет содержание и направление развития образовательных систем на различных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном). В данном случае появляется необходимость в создании специальных организаций, реализующих образовательные процессы конкретного типа и вида, ведь в настоящее время даже в рамках одного образовательного учреждения предлагаются различные типы и виды образования, которые обучаемый, становясь «заказчиком», может выбрать.
Проблема потребностей человека достаточно широко и глубоко раскрыта А. Маслоу в его гуманистической теории личности [78]. Среди многих разнонаправленных потребностей, выделенных выдающимся американским психологом, обращают на себя внимание потребности, средством удовлетворения которых является образование — образовательные потребности человека. По мнению А. Маслоу, к ним относятся:
- потребности в полном использовании своего внутреннего потенциала при самореализации (т.е. образовательная потребность предполагает удовлетворение наивысшей «потребности роста» — потребности в самоактуализации);
- потребности в овладении культурным и социальным опытом, накопленным человечеством (потребности в самоуважении, значении, компетентности);
- потребности в позитивной оценке обществом его индивидуальности (потребности в любви, присоединении к обществу, принятии другими);
- потребности в обретении определенного социального положения (потребности в самоактуализации, самоуважении, значении, присоединении к обществу, принятии другими, стабильности);
- потребности в принадлежности ассоциации (потребности в присоединении к коллективу, принятии личности группой).
Удовлетворение разнообразных образовательных потребностей является одним из ведущих условий удовлетворения «потребностей роста» и высшей потребности человека — потребности в самоактуализации.
Анализ педагогической практики позволяет сделать вывод о том, что на рубеже XX и XXI вв. образовательные потребности человека стали более разнообразными. Исследователи выделяют:
- общеобразовательные потребности (получение общего образования различного типа и вида);
- социально-ролевые потребности (приобретение или усовершенствование профессиональных знаний, навыков, участие в общественной жизни, совершенствование семейных отношений);
-общекультурные, общеразвивающие потребности (поддержание здоровья, содержательное проведение досуга, развитие личности).
Следует отметить, что при разработке образовательного процесса наблюдается обратная связь: специально организованные образовательные процессы не только способствуют созданию рынка образовательных услуг в образовательной сфере страны, региона, города, района, микрорайона, но и оказывают влияние на формирование «федеральной (региональной, локальной) сферы потребностей» населения, т.е. на характер социального ожидания населения, на оценку населением эффективности работы образовательной системы.
Оценки социума не только играют важную роль в реализации его отзывчивости и реакций на нужды образования, но и в значительной степени определяют приоритетные направления развития образовательной системы.
Материально-финансово-экономическое обеспечение и санитарно-гигиенические условия отражают состояния (стартовое, промежуточное, финишное) образовательной системы на определенных этапах ее развития.
Кадровое обеспечение предполагает не только наличие или отсутствие дефицита педагогических кадров, но и определенный уровень профессиональной подготовки «массового» учителя, его готовность и возможность повышения квалификации, его участие в инновационных процессах. Как показывает практика, все эти характеристики довольно сильно влияют на содержание, направление и скорость развития образовательной системы.
Научно-методическое обеспечение отражает инновационный потенциал образовательной системы, уровень и содержание изменений в ней, осуществляемых в процессе ее развития.
Информационное обеспечение позволяет осуществлять эти изменения на основе современных информационных технологий (или без их использования), во многом определяя качество, объем и скорость реализуемых изменений.
Обращает на себя внимание тот факт, что взаимодействие среды и образовательных систем определяет их облик (цели, структуру, природу, характер и направленность связей между ее компонентами и т.д.), влияет на все процессы, протекающие в образовательной системе, создает условия для внесения изменений в образовательную систему.
Как будет показано далее, термины «влияет», «изменяет», «определяет», «специально организует» относятся к понятийному аппарату управления. Таким образом, внешняя по отношению к образовательной системе среда является одним из ведущих факторов, влияющих (детерминирующих) на управление образовательными системами.
Понятие состояние среды отражает системное видение факторов, детерминирующих управление образовательными системами, среди которых:
-географические особенности (локализация — место функционирования образовательной системы в пространстве; протяженность — компактность, разбросанность, районирование; природное состояние среды — экология);
- структура социума (этносы; социальная неоднородность общества как имущественная, профессиональная, культурная, образовательная дифференциация в рамках единого социума);
- этнодемографические условия (географическое распределение и состав народонаселения, динамика демографических характеристик социума и его этнических подсистем);
- социальные ожидания (существующие образовательные потребности; социальные оценки; ценности, социальные нормы, традиции, образцы поведения);
- условия функционирования (санитарно-гигиенические, бытовые условия и т.д.);
-структура хозяйственных сфер, тенденции их экономического развития;
- отношения, характер и содержание взаимодействия образовательной системы с учащимися, родителями, властными структурами, этнокультурными сообществами, педагогическим сообществом города, средствами массовой информации, общественными организациями, иными городскими образовательными системами, хозяйственными отраслями/сферами, общественными и профессиональными сообществами.
Возможности выполнения школой своего предназначения и ее развития во многом зависят не только от состояния внешней среды, но и от того, как сама школа строит свои отношения с перечисленными выше ролевыми группами.