Автоматизация звука [р] в слогах
ПЕЛИ
• Уточнить артикуляцию и изолированное произнесение
звука [р].
• Продолжать формировать длительную, направленную воз
душную струю.
• Продолжать учить произносить звук [р] в прямых слогах.
• Упражнять в определении наличия звука в слогах.
• Закрепить названия спортивного инвентаря и спортивных
профессий.
• Упражнять в правильном образовании форм дательного падежа имен существительных.
• Развивать внимание, мышление, мелкую моторику.
ОБОРУДОВАНИЕ
Картинки «Язычок», «Парашютист»; картинки, названия которых заканчиваются звуком [р]; картинка «Вертолеты»; флажок; карточка «Горы» (с напечатанными над каждой горой слогами); картинки для упражнения «Найди пары».
* * *
1. Организационный момент.
Сегодня я расскажу тебе сказку о Веселом Язычке. Слушай внимательно и помогай мне.
2. Жил-был Веселый Язычок. Он очень дружил со спортом и
е утро делал зарядку. Вот и сейчас вышел на крылечко (упражнение Лопата»), посмотрел по сторонам упражнение «Часики» ) и начал зарядку (рис. 14). Любимое упражнение у Язычка — наклоны вперед (упражнение «Качели» ). Следующее упражнение — наклоны влево и вправо (упражнение «Почистим верхние зубки» ). Разогрелся Язычок и побежал вокруг домика быстро, как лошадка (упражнение «Лошадка» ), громко застучал башмачками по дорожке (упражнение «Барабанщик» ). Бежит Язычок, а ветер в его ушах так и шумит (упражнение «Парус» ).
3. Язычок — настоящий спортсмен! А ты со спортсменами
знаком? Давай хорошенько разогреем ладошки: р-р-р.
Ребенок вслед за логопедом энергично потирает ладошки и произносит звук [р].
А теперь с помощью пальчиков посчитай спортсменов.
Игра «Спортсмены» Чтоб болезней не боятся,
Ребенок поднимет руки к плечам.
Надо спортом заниматься. К плечам, в стороны.
Играет в теннис теннисист,
Сгибает пальцы в кулак, начиная с мизинца.
Он спортсмен, а не артист.
В футбол играет ... футболист,
В хоккей играет ... хоккеист,
В волейбол — ... волейболист,
В баскетбол — ... баскетболист.
Ребенок выполняет движения вместе с логопедом, проговаривая при этом только названия спортивных профессий. Весь текст читает логопед.
4. Язычок увлекается парашютным спортом — он пара
шютист и сейчас у него тренировка. Посмотри, как ловко он
управляет парашютом! (Выставляет картинку.) Летит,
сверху все видит и громко называет. Что же ему сверху вид
но? Я начну слово, а ты закончи его звуком [р]:
ша.. забо.. мото.. мухомо..
бо.. топо.. кома.. помидо..
Логопед начинает слово и выкладывает картинку, а ребенок договаривает слово звуком [р].
5. Летят мимо вертолеты. Решил Язычок вежливо поздороваться с каждым вертолетом. С первым вертолетом здоровается: ра. Со вторым здоровается: ры. (Показывает вертолет и
произносит слог.)
Ребенок за логопедом повторяет: ра, ры, рэ, ро, ру.
Посмотрел Язычок внимательно и заметил среди вертолетов два одинаковых (рис. 15). А ты сможешь их найти?
Ребенок находит вертолет, похожий на выделенный.
Попрощался Язычок с вертолетами.
Ребенок еще раз произносит слоги.
И полетел дальше.
6. Пролетает Язычок на своем парашюте над горами. Над каждой горой весело кричит, а эхо, которое живет в этих горах, за ним повторяет.
Крикнул Язычок: «Ра!» А эхо повторяет: «Ра-ра-ра» (рис. 16).
Ребенок за логопедом повторяет цепочки слогов: ра-ра-ра, ры-ры-ры, рэ-рэ-рэ, ро-ро-ро, ру-ру-ру.
7. Язычку пора приземляться. Помоги ему выбрать место
для посадки, помаши флажком тогда, когда услышишь звук
[р]: ла, ва, ра, ду, гу, ру, ры, лы, жи и т.д.
8. Приземлился Язычок, сложил свой парашют и убрал
его на место. Любит он порядок, поэтому сразу заметил разбросанный спортивный инвентарь. Помоги Язычку его убрать, а для этого разбери весь инвентарь парами. (Уточняет
названия отдельных предметов: шахматная доска, клюшка,
волан, шайба, лыжи, кольцо.)
Ребенок составляет пары.
А теперь скажи, какому спортсмену эти предметы пригодятся (рис. 17). Кому нужны лыжи и лыжные палки? (Лыжнику.) А ракетка и волан? (Теннисисту.) Шахматная доска и фигура? (Шахматисту.) Кольцо и баскетбольный мяч? (Баскетболисту.)
9. Все тренировки на сегодняшний день закончились, Веселому Язычку можно отдохнуть. Но послушай, о чем это он
бормочет?
Ра-ра-ра — дружи со спортом, детвора. Ры-ры-ры — совет я дам для детворы.
Ра-ра-ра — зарядку делайте с утра.
Ру-РУ-РУ — прыгайте, как кенгуру.
Ры-ры-ры — здоровы будьте и бодры!
Ребенок повторяет за логопедом слоговую цепочку, после чего логопед договаривает чистоговорку до конца.
10. Итог занятия.
Логопед. Вот и закончилась сказка о Веселом Язычке. Конечно, всем нужно дружить со спортом, чтобы быть сильными и крепкими. А еще нужно помнить о звуках, которые мы учимся правильно произносить на наших занятиях. Вот и сегодня, какой звук ты красиво и громко произносил?
Ребенок. Р-р-р.