Правила и пути устранения ошибок
1. Ошибка должна быть понята учеником.
2. Ошибки не следует исправлять все сразу.
3. Использование подводящих упражнений.
4. При устранении ошибок в темпе или ритме использовать разметки, звуко- и светораздражители.
5. При устранении ошибок в траектории и амплитуде движений использовать ограничители и ориентиры.
7. Порядок разработки индивидуальной программы реабилитации инвалида и контроль ее реализации.
Индивидуальная программа медицинской реабилитации (ИПМР) больного заполняется на пациентов амбулаторных лечебно-профилактических организаций и амбулаторных центров медицинской реабилитации, у которых вследствие заболевания или травмы имеются ограничения жизнедеятельности ФК 1 и выше.
В амбулаторно-поликлинических отделениях бланк ИПМР больного заполняется врачом-реабилитологом или лечащим врачом на больного, у которых имеются ограничения жизнедеятельности. Программа реабилитации корректируется, дополняется и утверждается (подписывается) реабилитационной комиссией или заведующим отделением реабилитации. ИПМР больного ведется до завершения курса реабилитации, после чего программа подклеивается в медицинскую карту амбулаторного больного и заполняется «Карта учета информации по реализации индивидуальной программы медицинской реабилитации больного», которая передается в отделение медстатистики.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида состоит из 3-х бланков: медицинского, профессионального и социального. Составляется при первичном и повторном освидетельствовании больного (инвалида) на МРЭК. При признании больного инвалидом составляется соответствующая программа реабилитации.
Инвалид может нуждаться во всех видах реабилитации, тогда заполняются все 3 бланка.
В случае, если инвалид нуждается в медицинской реабилитации составляется индивидуальная программа медицинской реабилитации инвалида, которая отправляется в лечебно-профилактическое учреждение (ЛПУ) по месту обслуживания данного больного и хранится в амбулаторной карте до очередного переосвидетельствования.
В поликлинике по месту обслуживания инвалида лечащий врач или врач-реабилитолог заполняет бланк индивидуальной программы реабилитации больного и выполняет рекомендуемый курс реабилитации с учетом составленной во МРЭК индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Перед очередным переосвидетельствованием в ИПМР инвалида отмечается эффект реабилитации, и в посыльном листе на МРЭК подробно указывается число курсов реабилитации, динамика состояния здоровья реабилитанта за год. МРЭК с новым посыльным листом получает свою старую ИПМР инвалида, составленную год назад, оценивает эффект реабилитации, выносит экспертное решение и в случае необходимости составляет новую ИПМР инвалида. Такой порядок будет осуществляться до достижения максимального уровня прогнозирования результата реабилитации.
В случае если больной нуждается в профессиональной реабилитации, то составляется индивидуальная программа профессиональной реабилитации и соответствующий бланк направляется в адрес «исполнителя»: территориальное отделение занятости населения, заведение профессионального обучения, нанимателю и др. По окончании реабилитации отрывной талон бланка направляется во МРЭК.
При формировании программы профессиональной реабилитациинеобходимо определить:
- исполнителя (наименование учреждения систем образования, социальной защиты, занятости, специализированные предприятия и др.);
- форму реабилитации (для обучения – индивидуальная программа, надомное обучение, обучение на рабочем месте, курсовое обучение, обучение в учебных заведениях общей сети или специализированных, заочное обучение и др.);
- сроки выполнения (даты начала и окончания реабилитационного мероприятия);
- объем (содержание и количество реабилитационных мероприятий);
- порядок реализации (порядок исполнения мероприятий профессиональной реабилитации).
В случаях, когда программа профессиональной реабилитации выдавалась на руки инвалиду, ответственность за предоставление информации о ходе ее реализации возлагается на инвалида.
В случае, если больной нуждается в социальной реабилитации, то составляется индивидуальная программа социальной реабилитации инвалида и соответствующий бланк направляется в районный отдел социальной защиты по месту жительства. Отрывной талон с результатами проведенной социальной реабилитации возвращается во МРЭК.
Разработка программы социальной реабилитации основывается на:
- оценке социально-бытового (самообслуживание, социальные навыки, персональная сохранность) и социально-средового (социальная независимость, социальное общение, возможность решения личных проблем, возможность заниматься физкультурой, спортом, культурно-досуговой и общественной деятельностью) статусов; включающей анализ основных характеристик социально-бытовой социально-средовой деятельности, определение соответствия физиологических, психофизиологических и психических функций инвалида требованиям, предъявляемым к нему социально-бытовой и социально-средовой деятельностью;
- оценке «социально-бытовой» составляющей РП, включающей определение совокупности медико-биологических и социальных факторов, а также их взаимодействия с конкретными социально-бытовыми и социально-средовыми условиями, прогнозированием – когда и с помощью каких средств инвалид достигнет возможности самостоятельного обслуживания и проживания;
- оценке «социально-средовой» составляющей РП (возможности достижения самостоятельной общественной и семейной деятельности);
- оценке вида и степени ограничении жизнедеятельности.
Программа социальной реабилитации содержит рекомендации:
- по обеспечению вспомогательными бытовыми техническими средствами;
- предоставлению услуг центров социального обслуживания;
- по предоставлению вспомогательных или автономных средств передвижения (включая автомобиль при наличии показаний и способностей к вождению);
- по обучению пользованию техническими средствами;
- по консультативно-информационной и социальной помощи;
- воспитанию и общеобразовательному обучению в специальных учреждениях;
- по бытовой реабилитации (для больных с высоким функциональным классом нарушений и ограничений жизнедеятельности).
Для заполнения соответствующих разделов ИПР специалисты МРЭК вправе запросить необходимые для этого сведения в соответствующем органе по социальной защите населения, где инвалид состоит на учете. Они имеют право обращаться в учреждения, организации и предприятия любых организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность по реабилитации инвалидов на территории региона, с запросом о предоставлении информации и рекомендаций, необходимых для конкретизации мероприятий ИПР.
При необходимости МРЭК должно наметить программу дополнительного обследования, запись о которой вносится в Акт освидетельствования.
При этом суть дополнительного обследования может касаться различных аспектов реабилитации, а поэтому может проводиться не только в органах здравоохранения, но и в других учреждениях (социальной защиты населения, образования, труда и занятости и т.д.), осуществляющих деятельность в этой области.
ИПР составляется на срок выполнения всех намеченных мероприятий, (может составлять от 6 месяцев до 1 года и более лет) с учетом реабилитационного прогноза и обязательной коррекции по результатам динамического наблюдения.
Ответственность за выполнение ИПР инвалида несет:
- лечащий врач поликлиники, которая обслуживает данного инвалида – за медицинский раздел ИПР;
- территориальный отдел службы занятости, наниматель – за профессиональный раздел ИПР;
- районный отдел социальной защиты по месту жительства инвалида – за социальный раздел ИПР.
Контроль за реализацией ИПР несет МРЭК, составляющая необходимые программы реабилитации, при очередном переосвидетельствовании, а также при назначаемых в отдельных случаях освидетельствованиях в порядке динамического наблюдения.
Во МРЭК, в отдельном журнале, ведется учет разработанных и выданных инвалидам ИПР с указанием номера бланка программы реабилитации, дата выдачи, фамилия, имя, отчество инвалида, краткого содержания и даты направления в органы социальной защиты населения.
В случае несогласия с содержанием ИПР инвалид (или его законный представитель) может подать письменное заявление в МРЭК. МРЭК не позднее месячного срока со дня получения заявления выносит окончательное решение.
Для обеспечения контроля за выполнением реабилитационных мероприятий инвалидом в МРЭК используются компьютерные технологии, позволяющие вести динамическое наблюдение за процессом реабилитации каждого конкретного инвалида и в целом обслуживаемого контингента инвалидов на основе специальных информационных систем.
Бланк медицинской программы ИПР инвалида с отметкой о результатах ее исполнения и актом освидетельствования направляется лечащим врачом поликлиники к очередному освидетельствованию инвалида во МРЭК.
Специалисты МРЭК, получив все документы о проведенной инвалидом реабилитации: медицинской, профессиональной, социальной, анализируют их (подводят итоги о достигнутой цели реабилитации, о ее эффективности) и на основании имеющихся на момент освидетельствования степени их выраженности ограничений жизнедеятельности и с учетом эффективности проанализированных результатов реабилитации, выносят экспертное решение.
Если инвалид нуждается в продолжении медицинской реабилитации, специалисты МРЭК выносят решение о продолжении ее и составляют вновь программу медицинской реабилитации еще сроком на год.
Если при оценке клинико-функциональных показателей доказано, что реабилитационный потенциал исчерпан, то принимается решение, что инвалид не нуждается в продолжении медицинской реабилитации, и программа не составляется.
Если инвалид нуждается в продолжении профессиональной или социальной реабилитации, специалисты МРЭК еще сроком на один год составляют соответствующие программы.
Если на период освидетельствования ИППР или ИПСР остались не реализованы, то в зависимости от причины невыполнения программ, принимается решение о продлении сроков реализации или прекращения соответствующей программы.
В случае отказа инвалида от выполнения одной из программ реабилитации или от ее продолжения, ИПР данного вида не составляется.
Качественное выполнение программ реабилитации обеспечивается контролем органами (учреждениями) реабилитации, ответственными за их выполнение.
Контроль за динамикой выполнения всех программ реабилитации проводится МРЭК не реже двух раз в год.
8. Роль естественно-средовых и гигиенических факторов в физическом воспитании.
Большое значение в физическом воспитании издавна придается использованию благотворного воздействия на физическое развитие, здоровье и работоспособность человека естественных факторов внешней среды, особенно таких, как солнечная радиация, воздушная и водная среда. Их общее значение в качестве неотъемлемых условий жизни хорошо известно. Есть два пути включения этих факторов в процесс физического воспитания:
1)организация занятий физическими упражнениями непосредственно в условиях природной среды (на открытом воздухе, на местности, в естественных водоемах и т. д.), благодаря чему воздействие ее факторов самым тесным образом сочетается с воздействием физических упражнений, так или иначе изменяя их эффект (например, усиливает его в случае интенсивной солнечной радиации и повышенной температуры воздуха);
2)организация специальных процедур закаливающего и оздоровительно-восстановительного характера (солнечно-воздушных ванн, водных процедур и т.д.). Для повышения оздоровительного эффекта физического воспитания особенно ценен первый путь.
Естественно-средовые факторы только тогда приобретают значение средств физического воспитания, когда их воздействие упорядочено, дозировано по продолжительности, силе и направленности, иначе они остаются лишь условиями среды, влияние которой на физическое состояние, здоровье и работоспособность может быть, вообще говоря, как положительным, так и отрицательным.
Есть и еще один аспект, который важно иметь в виду при оценке роли естественно-средовых факторов в физическом воспитании. Проведение занятий в условиях естественной среды с ее благотворим влиянием на эмоциональный мир человека в немалой степей обусловливает привлекательность занятий, пробуждает позитивна эмоции, способствует формированию здоровых эстетических восприятий.
Среди гигиенических факторов, прямо либо косвенно содействующих реализации задач физического воспитания, одни, как известно, имеют отношение к общей оптимизации условий жизни с оздоровительных позиций (соблюдение норм и требований, предъявляемых гигиеной к общему режиму жизни, режиму труда и отдыха, питанию, бытовой обстановке, уходу за телом и т. д.), другие непосредственно связаны с обеспечением оптимальных условий для занятий физическими упражнениями (соблюдение специальных норм и требований, предъявляемых гигиеной к режиму заняв и условиям восстановления, к состоянию мест занятий, оборудования, инвентаря, к костюму для занятий и т. д.). Ясно, что в совокупности эти факторы значительно влияют на реальный эффект физического воспитания. Они ориентированы прежде всего на охрану здоровья. Вместе с тем некоторые гигиенические средств широко используемые в процессе физического воспитания, являются, по сути, средствами повышения работоспособности и оптимизации восстановительных процессов (специализированное питание, витаминизация, искусственная аэроионизация, ультрафиолетовое облучение, сауна, массаж и т.д.).
9. Механизмы регуляции мочеобразования. Схема нейрогуморальной регуляции мочеобразования.
Мочеобразование регулируется нервными и рефлекторными механизмами. Почки иннервируются симпатическими и парасимпатическими волокнами, отходящими от спинного и продолговатого мозга. Рефлекторное влияние на функцию почек осуществляется также гипоталамической областью и корой головного мозга. Влияние нервной системы на мочеобразование доказывается следующими опытами: если вызывать болевое раздражение у животных, то образование мочи уменьшается вплоть до полного прекращения ее выделения. Причем, может наблюдаться условнорефлекторная анурия. При растяжении одного мочеточника также наблюдается торможение образования мочи в обоих почках. Далее было показано, что задержку мочеиспускания можно получить при раздражении хеморецепторов синокаротидных сосудистых зон. Укол в дно четвертого желудочка, в зрительный или серый бугры вызывают усиление мочеобразования. По-видимому, все эти влияния должны быть отнесены к типу защитных рефлексов, имеющих небольшое значение в жизнедеятельности организма.
Нервный механизм: осуществляется высшей нервной системой, при возбуждении симпатических нервов происходит уменьшение просвета кровеносных сосудов и, как следствие, уменьшение фильтрации. Характерно для симпатической нервной системы угнетение фильтрации и уменшение диуреза. Для парасимпатической нервной системы - противоположный эффект.
Гуморальный механизм: антидиуретический гормон (вазопреcсин) воздействуя через аденилитциклазный путь увеличивает реабсорбцию Na+ в почечных канальцах и тем самым уменьшает диурез. Альдостерон увеличивает реабсорбцию Na+ в почечных канальцах, увеличивает секрецию К+. Предсердный Na-уретический гормон обладает подобным действием. Адреналин уменьшает диурез. Тироксин увеличивает диурез за счет увеличения обменных процессов и уменьшения всасывания клетками организма.