Структура материалов для работы студентов

Санкт-Петербургский Государственный Институт

Психологии и Социальной Работы

Факультет прикладной психологии

Кафедра «Педагогической антропологии, гендерологии и фамилистики»

Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу

«Педагогика»

Для студентов очной, очно – заочной, заочной формы обучения

Автор Соколова Г.И., Башун А.Л.

Санкт-Петербург

Структура материалов для работы студентов

1. Вопросы к итоговому контролю знаний

1. Педагогика как отрасль знания в системе гуманитарных наук: объект, предмет и функции. Связь педагогики с другими науками.

2. Основные этапы формирования педагогической теории.

3. Задачи современной педагогической науки.

4. Методологии и методы педагогических исследований.

5. Педагогическая деятельность как категория педагогики.

6. Гуманистический подход в воспитании и образовании в современных условиях (Закон об образовании РФ – 1992г.)

7. Исторические аспекты развития теории детства и педагогической практики.

8. Взаимосвязь наследственности, среды и воспитания в развитии человека.

9. Положительные тенденции образовательных реформ в России (20в.).

10. Образовательные системы России и основные направления совершенствования образовательной деятельности в современных условиях.

11. Образование как общечеловеческая ценность и социокультурный феномен.

12. Структура педагогической науки. Философский смысл гуманистической педагогики.

13. Дидактика: понятие, сущность и основные направления развития отрасли.

14. Принципы обучения.

15. Методы обучения и их классификация.

16. Основания и условия, определяющие выбор методов и форм обучения.

17. Активные методы обучения и их характеристика.

18. Нетрадиционные обучающие педагогические технологии. Особенности их использования в образовательно-воспитательном процессе.

19. Система контроля и оценки результатов обучения в образовательной деятельности.

20. Закономерности и принципы обучения в учебно-педагогической работе учителя.

21. Закономерности педагогического процесса: понятия и движущие силы

22. «Игра» как активный метод обучения, особенности ее организации на занятии.

23. Процесс обучения и воспитания как целостная система становления личности.

24. «Педагогика сотрудничества» как метод обучения и воспитания.

25. Дидактические формы и средства обучения.

26. Организационные формы обучения (на примере планирования урока в школе).

27. Компьютерные технологии обучения и их приоритеты в современном образовании.

28. Нормативные положения и принципы формирования образовательных стандартов общего, специального и высшего образования.

29. Особенности управления образовательными системами.

30. Особенности индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании.

31. Воспитание как социальное явление.

32. Взаимосвязь воспитания с развитием индивидуальности человека.

33. Принципы воспитания.

34. Понятие и сущность методов воспитания и их классификация. Взаимосвязь методов и средств воспитания.

35. Студенческие диалоги о воспитании – педагогическая культура, этика. Понятие воспитанности и образованности.

36. Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.

37. Методы поощрения и наказания в воспитании. Особенности их применения в педагогической практике.

38. Концепция гуманистического воспитания ребенка в исследованиях зарубежных психологов и педагогов.

39. Коллектив и его функции в воспитании личности ребенка.

40. Организация учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении.

41. Личность педагога: профессионализм, педагогическая этика и мастерство в трудах Л.Толстого, А. Сухомлинского, Я. Корчака, А. Макаренко и др.

42. Использование элементов народной педагогики в воспитании.

43. Семья как институт воспитания и субъект педагогического взаимодействия.

44. Особенности формирования родительского поведения в различных типах семейного воспитания.

45. Новые педагогические технологии и их использования в образовательно-воспитательном процессе.

46. Концепция развития ребенка в исследованиях отечественных психологов и педагогов.

47. Сущность педагогического эксперимента.

48. Воспитание, образование и обучение как категории педагогики.

49. Педагогическая деятельность: понятия, структура и сущность.

50. Мониторинг образования и обучения.

2. Список основной и дополнительной литературы

Список обязательной литературы

  1. Педагогика: Учеб. /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 201-.
  2. Голованова Н.Ф. Общая педагогика: Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2005.

Список дополнительной литературы

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб., 2000

2. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студентов – педагогов и учителей. – М.: Пед. Общество РФ, 2001.- 192с.

3. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. – М., 1996

4. Добсон Дж. Исчерпывающие ответы: Родителям о детях. – СПб., 2000

5. Закон Российской Федерации (Об образовании». – Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию. – М., 1996

6. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М, 2003

7. Звягинцев В.И. Теории обучения: современная интерпретация. – М, 2001

8. История педагогики. Хрестоматия. – М, 2001

9. Максакова В.И. Педагогическая антропология. – М, 2001

10. Морозова О.П. Педагогический практикум. – М, 2002

11. Педагогика. /Под. ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2007

12. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / с.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шлоянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М., 2000

13. Семейное воспитание. Хрестоматия/ сост. Лебедев П.А.. – М, 2001

14. Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию. – М, 2003

Перечень иных информационных источников

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/index.php

http://www.pedlib.ru/

http://www.gnpbu.ru/

http://www.metodkabinet.eu/Bibliopedagog.html

http://libfor.ru/readytepo.html

http://www.zavuch.info/

3. Задания для самостоятельной работы по модулям

Задания к модулю 1:

  • законспектировать и прокомментировать статью №2 раздела 1 Закона РФ «Об образовании» 1992г.
  • предложить модели становления образования в современных условиях (по материалам периодических изданий по выбору студента);

Задания к модулю 2:

· раскрыть и обосновать основные механизмы учебного процесса;

· описать модели преподавания, с использованием нетрадиционных методов обучения: ассоциативно-рефлекторного, развивающего, проблемного, программированного, дистанционного и т.д. по материалам научных и литературных источников по выбору студента:

1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М, 2003

2. Звягинцев В.И. Теории обучения: современная интерпретация. – М, 2001

Задания к модулю 3:

  • Подготовить эссе на тему «Нравственные постулаты и система ценностей воспитания практике работы педагогов-классиков: Л. Толстого, В.Сухомлинского, Я. Корчака, Ш. Амонашвили и других» (по выбору студента).

Рекомендуемая литература к самостоятельной работе студентов:

  1. Амонашвили Ш.А. Единство цели: Пособие для учителя. – М., 1987.
  2. Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы. – М., 2001.
  3. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. Пособие. – М., 1999
  4. Закон РФ «Об образовании» Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию – М., 1992).
  5. Закон РФ «Об образовании». – Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию. – М., 1996
  6. Кларич М.В. Инновационные модели образования в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994.
  7. Корчак Я. Педагогическое наследие. – М.,1991.
  8. Купцов В.И. Особенности современного этапа развития образования в мире. – М..1994.
  9. Общее среднее образование России: Сборник нормативных документов МО РФ. – М., 1994.

10. Педагогика Под ред. П.И. Пидкасистого Педагогическое общество России, 1998, - С. 640

11. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с

12. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. —Процесс воспитания. — 235 с.

13. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. – М.,1996.

  1. Русинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. – М., 1994.

15. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3 т.- М.,1979.

  1. Управление развитием школы./ Под ред. B.C. Лазарева, М.М. Поташника. – М., 1995.

17. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза.- М., 1991.

  1. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М., 1998

4. Методические указания по выполнению и оформлению самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов предусматривает решение практических ситуаций в деятельности социально-педагогических служб образовательно-воспитательных учреждений с использованием различных моделей и технологий педагогической деятельности с учащимися, занятия проводятся по группам с использованием вариативных заданий по обозначенным темам. Кроме того, по отдельным темам в первом и втором разделах курса проводятся письменные блиц-опросы (тематические коллоквиумы) по актуальным проблемам воспитания и образования. На семинарских занятиях предусмотрены сообщения по указанной теме на основе самостоятельной работы студентов со специальной литературой, предлагаемой преподавателем.

с целью эффективного выполнения самостоятельной работы, рекомендуем:

§ Активно участвовать в освоении материала на лекциях;

§ самостоятельно работать с учебниками и научной литературой по рекомендации преподавателя в конкретной теме семинара и заданиях по самостоятельной работе студентов, делая при этом записи и конспекты или тезисы по прочитанному материалу, которые используются в различных видах отчетов и при подготовке к семинарам;

§ уметь подкреплять свое мнение убедительными аргументами, внимательно слушать выступление других, умело соотносить и сопоставлять их высказывания со своим мнением, что позволит развивать навыки научной аргументации и мышления;

§ прорабатывать материалы по предложенному списку основной и дополнительной литературы при подготовке к промежуточному, текущему, модульному и итоговому контролю, что позволяет в совокупности оценить работу каждого студента, насколько успешно и на каком уровне им освоен материал курса.

Наши рекомендации