Сущность физиологии упражнений

В основе физиологии упражнений лежат анатомия и физиология. Анатомия изучает структуру и форму, или морфологию, организма. Она дает представление о строении различных частей тела и их взаимодействии. Физиология изучает функции организма: как работают системы органов, тканей, клеток, а также как интегрируются их функции с тем, чтобы регулировать среду организма. Поскольку физиология характеризует функции структур, нецелесообразно начинать ее изучение, не имея представления об анатомии.

Физиология упражнений изучает изменения структур и функций организма под воздействием срочных и долговременных физических нагрузок. Спортивная физиология применяет концепции физиологии упражнений в процессе подготовки спортсменов, а также для улучшения их спортивной деятельности. Таким образом, спортивная физиология является производной физиологии упражнений.

Физиология упражнений развилась на базе материнской дисциплины - физиологии. Она изучает физиологическую адаптацию организма к стрессу срочной нагрузки при выполнении упражнения или занятий физической деятельностью и хроническому стрессу долговременной нагрузки при физической тренировке. Спортивная физиология выделилась из физиологии упражнений. Она использует данные физиологии упражнений для решения проблем спорта.

1.3 Возрастная физиология как специальная научная дисциплина

Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды индивидуального развития или онтогенеза (греч.: онтос – особь, генезис – развитие). В понятие онтогенеза включают все стадии развития организма от момента оплодотворения яйцеклетки до смерти человека. Выделяют пренатальный этап (до рождения) и постнатальный (после рождения).

Под развитием понимают 3 основных процесса: 1) рост – увеличение числа клеток (в костях) или увеличение размеров клеток (мышцы); 2) дифференцирование органов и тканей; 3) формообразование. Эти процессы тесно взаимосвязаны. Например, ускоренный рост тела замедляет процессы формообразования, дифференциров.Необходимо учитывать возрастно-половые и индивидуальные особенности детей, подростков, зрелых и пожилых людей, а также резервные возможности их организма на разных этапах индивидуального развития. Знание таких закономерностей оградит от применения как недостаточных, так и чрезмерных мышечных нагрузок.

Весь жизненный цикл (после рождения) делится на отдельные возрастные периоды. Возрастная периодизация основана на комплексе признаков: размеры тела и отдельных органов, их масса, окостенение скелета (костный возраст), прорезывание зубов (зубной возраст), развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, развитие мышечной силы.

Различают следующие возрастные периоды:

1-10 дней – новорожденный; 10дн – 1 год – грудной возраст; 1-3 года – раннее детство; 4-7 лет – первое детство; 8-12 лет М и 8-11 лет Д – второе детство; 13-16 лет М и 12-15 лет Д – подростки; 17-21 год юноши и 16-20 лет девушки – юношеский; 22-35 лет – первый зрелый возраст; 35-60 лет М и 35-55 лет Ж – второй зрелый возраст; 60-74 – пожилой; 75-90 – старческий; свыше 90 – долгожители.

В связи со школьным обучением выделяют дошкольный (6-7), младший школьный (до 9-10), средний (до 13-14) и старший школьный возраст (до 17-18 л).

Особенно отмечают период полового созревания (пуберантный или переходный период). Происходит существенная гормональная перестройка в организме, развитие вторичных половых признаков, ухудшение условно-рефлекторной деятельности, двигательных навыков, возрастает утомление, затрудняется речь, отмечается неуравновешенность эмоциональных реакций и поведения. Значительный годовой прирост длины тела.

Основными закономерностями возрастного развития является периодизация и гетерохронность (неравномерность и разновременность роста и развития).

В связи с основными закономерностями возрастной периодизации строится программа обучения детей в школе, нормирование физических и умственных нагрузок и т.д.

Наши рекомендации