Место практики в структуре образовательной программы

Программа

Научно-педагогической практики

Направление подготовки

44.04.01 – Педагогическое образование

Программа подготовки

Профессиональное образование

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

Форма обучения

Очная

Согласована с учебно-методической комиссией факультета технологии и предпринимательства: Протокол « » ____ 20____г. №_______   Председатель УМКом_________________ /Хаулин А.Н./ Рекомендована кафедрой   Протокол от « » _____ 20____г. № ____   Зав. кафедрой__________________________ / Анисимова Л.Н./

Москва 2016

Планируемые результаты обучения при прохождении практики

Цель и задачи практики

Цель практики

Научно-педагогическая практика направлена на овладение магистрантами профессиональными умениями в соответствии с квалификационными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 - «Педагогическое образование».

Основной целью научно-педагогической практики магистрантов является реализация применения их профессиональных знаний в практической деятельности, а также развитие у студентов исследовательского типа мышления и получение ими новых научных знаний через призму научно-педагогической практики. Данная практика для магистров является одной из форм профессионального обучения в высшей школе и становления их как профессионала – педагога.

Целями научно-педагогической практики являются:

• знакомство магистрантов с организацией научно-исследовательской работы преподавателей в образовательных организациях;

• участие магистрантов в исследовательской работе по психолого-педагогическим проблемам;

• формирование психолого-педагогических, методических и специальных умений осуществлять самостоятельную научно-педагогическую деятельность, применять на практике соответствующие теоретические знания;

• освоение магистрантами методов теоретического и эмпирического исследования как взаимосвязанных аналитической и практической частей научно-исследовательской работы.

Данные цели соотносятся с целью ООП ВОпо программе подготовки «Профессиональное образование»: формирование профессиональных компетенций, развитие коммуникативных и психологических качеств, формирование гражданской ответственности и самосознания, понимания социальной значимости профессии.

Задачи практики

Задачами научно-педагогической практики являются:

• развитие интереса к педагогической деятельности, творческий подход к организации данной деятельности и формирование исследовательского типа мышления на основе проведения научно-исследовательской работы;

• формирование умения осуществлять педагогическое наблюдение, проводить беседы и анкетирование, анализировать педагогическую действительность во время научно-педагогической практики;

• овладение умениями самостоятельно осуществлять воспитательную и научно-педагогическую работу;

• формирование компетенции и профессионально значимых качеств личности будущего педагога-исследователя;

• ознакомление магистров с передовым педагогическим опытом педагогов;

• овладение интеллектуальными и коммуникативными умениями в процессе выполнения научно-исследовательской работы;

• формирование навыков самовоспитания, самообразования, проектирования дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

Данные задачи научно-педагогической практики соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности по ФГОС ВО, направлению подготовки «Педагогическое образование» и ООП ПО по программе подготовки «Профессиональное образование»: педагогическая, научно-исследовательская, проектная, методическая, управленческая, культурно-просветительская.

Данные задачи научно-педагогической практики соотносятся со следующими задачами профессиональной деятельности по ФГОС ВО, направлению подготовки «Педагогическое образование»:

в области педагогической деятельности:

- изучение возможностей, потребностей и достижений обучающихся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы;

- организация процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, отражающих специфику предметной области и соответствующих возрастным и психофизическим особенностям обучающихся, в том числе их особым образовательным потребностям;

- осуществление профессионального самообразования и личностного роста.

в области научно-исследовательской деятельности:

- анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследований в сфере науки и образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач;

- проведение и анализ результатов научного исследования в сфере науки и области образования с использованием современных научных методов и технологий.

в области проектной деятельности:

- проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

- проектирование содержания учебных дисциплин (модулей), форм и методов контроля и контрольно-измерительных материалов;

- проектирование образовательных сред, обеспечивающих качество образовательного процесса;

- проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

в области методической деятельности:

- изучение и анализ профессиональных и образовательных потребностей и возможностей педагогов и проектирование на основе полученных результатов маршрутов индивидуального методического сопровождения;

- исследование, организация и оценка реализации результатов методического сопровождения педагогов.

в области управленческой деятельности:

- изучение состояния и потенциала управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа;

- исследование, организация и оценка реализации результатов управленческого процесса с использованием технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы;

в области культурно-просветительской деятельности:

-изучение и формирование культурных потребностей обучающихся; повышение культурно-образовательного уровня различных групп населения, разработка стратегии просветительской деятельности.

Планируемые результаты обучения при прохождении практики

В результате прохождения практики обучающийся должен:

Знать:

- подходы и технологии разработки образовательных программ;

- основы проектирования индивидуальных образовательных маршрутов;

- формы и методы контроля качества образования;

- виды контрольно-измерительных материалов, включая применение информационных технологий;

- наиболее известных методических моделей, приемов, методик и технологий обучения;

- инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы.

Уметь:

- осуществлять педагогического проектирования образовательных программ;

-осуществлять проектирование индивидуальных образовательных маршрутов;

- проектировать формы и методы контроля качества образования;

- проектировать различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта;

- разрабатывать и реализовывать методические модели, приемы, методики и технологии обучения;

- анализировать результаты использования методик, технологий обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

- исследовать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы.

Владеть:

- приемамипедагогического проектированияобразовательных программ;

- приемами проектирования индивидуальных образовательных маршрутов;

- способами проектирования форм и методов контроля качества образования;

-способами проектирования различных видов контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта;

- приемами разработки и реализации методических моделей, приемов, методик и технологий обучения;

- анализом результатов использования методик, технологий обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

- приемами исследования и оценивания управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы.

Место практики в структуре образовательной программы

Научно - педагогическая практика входит в образовательную программу высшего образования направления подготовки 44.04.01- «Педагогическое образование» и является обязательной, очной формы обучения во 2 семестре в течение 2 недель.

Научно-педагогическая практика является обязательным этапом обучения магистранта и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

В процессе научно-педагогической практики теоретические знания используются для решения конкретных научно-практических задач, обеспечивая соединение теоретической подготовки с практической деятельностью в образовательных организациях.

В процессе научно-педагогической практики магистранты должны получить представление об основных составляющих деятельности современного преподавателяобразовательной организации: педагогической, научно-исследовательской, проектной, методической, управленческой, культурно-просветительской.

Научно-педагогической практике предшествуетизучение дисциплин базовой и вариативной частей блока 1 «Дисциплины и модули»магистерской программы подготовки «Профессиональное образование» по направлению «Педагогическое образование»: «Современные проблемы науки и образования», «Инновационные процессы в образовании», «Профессиональная педагогика», «Организация современного производства», «Передовой педагогический опыт и инновации в профессиональном образовании», «Мировой рынок инновационных технологий».

В результате изучения перечисленных дисциплин к началу прохождения научно-педагогической практики магистрант должен обладать:

– способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

– готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения;

– способностью формировать ресурсно-информационные базы для осуществления практической деятельности в различных сферах;

– способностью самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности;

– готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач;

– способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру;

– способностью применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам;

– способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики;

– способностью проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии;

– готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов;

– готовностью к систематизации, обобщению и распространению отечественного и зарубежного методического опыта в профессиональной области;

– готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

– способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций;

– готовностью к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и средств массовой информации для решения культурно-просветительских задач;

– способностью формировать художественно-культурную среду.

Результаты прохождения научно-педагогической практики используются магистрантом в дальнейшем обучении, в процессе выполнения научно-исследовательской работы, при оформлении магистерской диссертации.

Наши рекомендации