Место практики в структуре образовательной программы
Программа
Научно-педагогической практики
Направление подготовки
44.04.01 – Педагогическое образование
Программа подготовки
Профессиональное образование
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Форма обучения
Очная
Согласована с учебно-методической комиссией факультета технологии и предпринимательства: Протокол « » ____ 20____г. №_______ Председатель УМКом_________________ /Хаулин А.Н./ | Рекомендована кафедрой Протокол от « » _____ 20____г. № ____ Зав. кафедрой__________________________ / Анисимова Л.Н./ |
Москва 2016
Планируемые результаты обучения при прохождении практики
Цель и задачи практики
Цель практики
Научно-педагогическая практика направлена на овладение магистрантами профессиональными умениями в соответствии с квалификационными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 - «Педагогическое образование».
Основной целью научно-педагогической практики магистрантов является реализация применения их профессиональных знаний в практической деятельности, а также развитие у студентов исследовательского типа мышления и получение ими новых научных знаний через призму научно-педагогической практики. Данная практика для магистров является одной из форм профессионального обучения в высшей школе и становления их как профессионала – педагога.
Целями научно-педагогической практики являются:
• знакомство магистрантов с организацией научно-исследовательской работы преподавателей в образовательных организациях;
• участие магистрантов в исследовательской работе по психолого-педагогическим проблемам;
• формирование психолого-педагогических, методических и специальных умений осуществлять самостоятельную научно-педагогическую деятельность, применять на практике соответствующие теоретические знания;
• освоение магистрантами методов теоретического и эмпирического исследования как взаимосвязанных аналитической и практической частей научно-исследовательской работы.
Данные цели соотносятся с целью ООП ВОпо программе подготовки «Профессиональное образование»: формирование профессиональных компетенций, развитие коммуникативных и психологических качеств, формирование гражданской ответственности и самосознания, понимания социальной значимости профессии.
Задачи практики
Задачами научно-педагогической практики являются:
• развитие интереса к педагогической деятельности, творческий подход к организации данной деятельности и формирование исследовательского типа мышления на основе проведения научно-исследовательской работы;
• формирование умения осуществлять педагогическое наблюдение, проводить беседы и анкетирование, анализировать педагогическую действительность во время научно-педагогической практики;
• овладение умениями самостоятельно осуществлять воспитательную и научно-педагогическую работу;
• формирование компетенции и профессионально значимых качеств личности будущего педагога-исследователя;
• ознакомление магистров с передовым педагогическим опытом педагогов;
• овладение интеллектуальными и коммуникативными умениями в процессе выполнения научно-исследовательской работы;
• формирование навыков самовоспитания, самообразования, проектирования дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
Данные задачи научно-педагогической практики соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности по ФГОС ВО, направлению подготовки «Педагогическое образование» и ООП ПО по программе подготовки «Профессиональное образование»: педагогическая, научно-исследовательская, проектная, методическая, управленческая, культурно-просветительская.
Данные задачи научно-педагогической практики соотносятся со следующими задачами профессиональной деятельности по ФГОС ВО, направлению подготовки «Педагогическое образование»:
в области педагогической деятельности:
- изучение возможностей, потребностей и достижений обучающихся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы;
- организация процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, отражающих специфику предметной области и соответствующих возрастным и психофизическим особенностям обучающихся, в том числе их особым образовательным потребностям;
- осуществление профессионального самообразования и личностного роста.
в области научно-исследовательской деятельности:
- анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследований в сфере науки и образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач;
- проведение и анализ результатов научного исследования в сфере науки и области образования с использованием современных научных методов и технологий.
в области проектной деятельности:
- проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
- проектирование содержания учебных дисциплин (модулей), форм и методов контроля и контрольно-измерительных материалов;
- проектирование образовательных сред, обеспечивающих качество образовательного процесса;
- проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
в области методической деятельности:
- изучение и анализ профессиональных и образовательных потребностей и возможностей педагогов и проектирование на основе полученных результатов маршрутов индивидуального методического сопровождения;
- исследование, организация и оценка реализации результатов методического сопровождения педагогов.
в области управленческой деятельности:
- изучение состояния и потенциала управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа;
- исследование, организация и оценка реализации результатов управленческого процесса с использованием технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы;
в области культурно-просветительской деятельности:
-изучение и формирование культурных потребностей обучающихся; повышение культурно-образовательного уровня различных групп населения, разработка стратегии просветительской деятельности.
Планируемые результаты обучения при прохождении практики
В результате прохождения практики обучающийся должен:
Знать:
- подходы и технологии разработки образовательных программ;
- основы проектирования индивидуальных образовательных маршрутов;
- формы и методы контроля качества образования;
- виды контрольно-измерительных материалов, включая применение информационных технологий;
- наиболее известных методических моделей, приемов, методик и технологий обучения;
- инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы.
Уметь:
- осуществлять педагогического проектирования образовательных программ;
-осуществлять проектирование индивидуальных образовательных маршрутов;
- проектировать формы и методы контроля качества образования;
- проектировать различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта;
- разрабатывать и реализовывать методические модели, приемы, методики и технологии обучения;
- анализировать результаты использования методик, технологий обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- исследовать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы.
Владеть:
- приемамипедагогического проектированияобразовательных программ;
- приемами проектирования индивидуальных образовательных маршрутов;
- способами проектирования форм и методов контроля качества образования;
-способами проектирования различных видов контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта;
- приемами разработки и реализации методических моделей, приемов, методик и технологий обучения;
- анализом результатов использования методик, технологий обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- приемами исследования и оценивания управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы.
Место практики в структуре образовательной программы
Научно - педагогическая практика входит в образовательную программу высшего образования направления подготовки 44.04.01- «Педагогическое образование» и является обязательной, очной формы обучения во 2 семестре в течение 2 недель.
Научно-педагогическая практика является обязательным этапом обучения магистранта и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
В процессе научно-педагогической практики теоретические знания используются для решения конкретных научно-практических задач, обеспечивая соединение теоретической подготовки с практической деятельностью в образовательных организациях.
В процессе научно-педагогической практики магистранты должны получить представление об основных составляющих деятельности современного преподавателяобразовательной организации: педагогической, научно-исследовательской, проектной, методической, управленческой, культурно-просветительской.
Научно-педагогической практике предшествуетизучение дисциплин базовой и вариативной частей блока 1 «Дисциплины и модули»магистерской программы подготовки «Профессиональное образование» по направлению «Педагогическое образование»: «Современные проблемы науки и образования», «Инновационные процессы в образовании», «Профессиональная педагогика», «Организация современного производства», «Передовой педагогический опыт и инновации в профессиональном образовании», «Мировой рынок инновационных технологий».
В результате изучения перечисленных дисциплин к началу прохождения научно-педагогической практики магистрант должен обладать:
– способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
– готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения;
– способностью формировать ресурсно-информационные базы для осуществления практической деятельности в различных сферах;
– способностью самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности;
– готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач;
– способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру;
– способностью применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам;
– способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики;
– способностью проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии;
– готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов;
– готовностью к систематизации, обобщению и распространению отечественного и зарубежного методического опыта в профессиональной области;
– готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
– способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций;
– готовностью к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и средств массовой информации для решения культурно-просветительских задач;
– способностью формировать художественно-культурную среду.
Результаты прохождения научно-педагогической практики используются магистрантом в дальнейшем обучении, в процессе выполнения научно-исследовательской работы, при оформлении магистерской диссертации.