Концепция развивающего обучения л.в. занкова.
ВВЕДЕНИЕ.
Школа, как один из институтов образования, по своему основному функционалу направлена обучение и развитие будущего поколения. В XX веке в результате научно-технической революции произошло резкое изменение направленности труда в сторону интеллектуальных возможностей человека, что способствовало противоречию между средним образованием и потенциалом учащихся. Чтобы выйти из сложившегося кризиса, над начальной школой сформировали принципиально новые среднее и старшее звенья с научным содержанием знаний. В результате выяснилось, что учащиеся не владеют набором способностей, которые необходимы для усвоения предоставляемого материала. Данная ситуация послужила толчком к поиску методов обучения и воспитания, кардинально отличавшихся от изначальных. Ответ обнаружил себя в концепции развивающего обучения Л.В. Занкова. Применение данной концепции актуально в нынешней педагогической практике, поскольку современные образовательные программы все чаще обращаются за помощью к советским методикам обучения.
Цель работы – познакомить с вариантами применения концепции развивающего обучения Л.В. Занкова в научно-практическом формате.
Задачи работы:
· познакомиться с теоретическими обоснованиями данной темы;
· выявить методологию, варианты и способы научно-практической реализации данной темы;
· доказать значимость применения концепции развивающего обучения Л.В. Занкова для современного образовательного процесса в школе.
Предмет – концепция развивающего обучения Л.В. Занкова.
Объект - методологии, варианты и способы научно-практической реализации концепции развивающего обучения Л.В. Занкова.
Гипотеза – детальное рассмотрение данной темы позволит использовать весь потенциал развивающего обучения в полной мере.
Глава 1.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Л.В. ЗАНКОВА.
1.1. Краткая характеристика системы развивающего обучения Л.В. Занкова.
Система развивающего обучения Л.В. Занкова включает в себя единство трех составляющих – дидактики, методики и практики. Цель обучения по данной системе – всестороннее развитие ребенка в индивидуальном порядке, задача – предоставить необходимые знания об окружающей картине мира различными средствами: наукой, литературой, искусством и непосредственным познанием картины мира. Система развивающего обучения Л.В. Занкова предполагает следующие дидактические принципы:
1) принцип обучения на высоком уровне трудности – предполагает ведение учащимися поисковой деятельности, при которой они должны осуществлять анализ ведомой деятельности, производить сопоставление и сравнение предыдущей деятельности и давать обобщенный результат, при этом задания для поисковой деятельности направленны на определение верхних граней возможностей учащихся;
2) принцип ведущей роли теоретических знаний – принцип не основывается на том, что ученики работают только с теоретическим материалом. В процессе обучения преподаватель направляет и ведет своих подопечных к раскрытию сущности материала. Учащихся направляют к освоению определенных закономерных выводов, и вместе с этим, пытаются обучить делать выводы самим. Как показывает практика, освоение закономерностей приводит к развитию учеников;
3) принцип быстрого темпа прохождения учебного материала – принцип противопоставляется частому повторению темы на протяжении нескольких занятий. Но это не значит, что пройденный материал не повторяется. Быстрое движение по учебной программе проходит одновременно с возвратом к пройденному материалу, при этом открывая новые аспекты изучаемой дисциплины.
4) принцип осознания процесса обучения – принцип направлен прежде всего на самих учащихся, на осознание ими целей получения знаний.
5) принцип целенаправленной и систематической работы учителя над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых – этот принцип отражает гуманную сторону дидактики Л.В. Занкова. По мнению автора, сильные и слабые ученики должны учиться вместе, чтобы первые помогали вторым в их развитии, а вторые в свою очередь стремились не отставать и достигать результатов первых. Такая концепция дает всестороннее развитие учащихся.
Учебно-методический комплект системы Л.В. Занкова дает полную картину о возрастных и индивидуальных особенностях учеников начальной школы и обеспечивает:
- взаимосвязь теории и практики, интеллекта и эмоций при взаимозависимости объектов или явлений образовательного процесса, которые изучаются благодаря интеграции содержания в сочетании с разноуровневыми материалами обобщения;
- знание теоретических основ;
- необходимость изучения практического материала, его значимость;
- основные навыки и умения для решения проблемных, творческих и воспитательных задач и развития учеников;
- направленность на индивидуализацию обучения разных уровней содержания.
1.2. Концептуальные положения системы Л.В. Занкова.