Посещение и анализ уроков учителя и других студентов
Ознакомьтесь с примерной структурой урока. Представьте отчет о наблюдении уроков учителя в соответствии с предложенной структурой, указав виды деятельности, выполняемые педагогом и учащимися, а также положительные стороны и недостатки, ваши рекомендации по их корректировке.
Ход урока
№ | Этап урока (указывается деятельность педагога и учащихся) | Положительные стороны, недостатки, рекомендации |
I | Организационный этап Задачи: - психологически подготовить учащихся к учебной деятельности на уроке. Возможные виды деятельности (формы организации): - взаимные приветствия учителя и учащихся; - фиксация подготовленности к уроку; - организация внимания; - проверка психологической готовности учащихся и др. | |
II | Актуализация знаний (умений, способов действий) Задачи: - установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствование при этом знаний, умений и способов действий; - актуализировать знания, необходимые для изучения нового материала. Возможные виды деятельности (формы организации): - выполнение устных и письменных упражнений; - выполнение индивидуальной работы; - самопроверка; - взаимопроверка и др. | |
III | Постановка темы и целей урока Задачи: - организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. Возможные виды деятельности (формы организации): - сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; - показ его практической значимости; - постановка перед учащимися учебной проблемы и др. | |
IV | Изучение нового материала (Совместное открытие знаний) Задачи: - сформировать конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, правилах; - обеспечение первичного осознания и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов действий; - вырабатывать соответствующие знания и умения; - организовать решение исходной задачи (проблемы, ситуации), данной для пробного действия и зафиксировать преодоление затруднений. Возможные виды деятельности (формы организации): - объяснение учителя; - беседа; - чтение текста учебника; - работа с диалогом сквозных персонажей; - постановка практических опытов и др. | |
V | Закрепление Задачи: - организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с из проговариванием во внешней речи. Возможные виды деятельности (формы организации): - решение типовых и творческих задач (проблем, ситуаций); - выполнение заданий учебника; - самостоятельное и совместное моделирование проблемных вопросов и задач и др. | |
VI | Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Задачи: - зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; - оценить собственную деятельность на уроке, соотнести с оценкой учителя; - зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; - обсудить и записать домашнее задание. Возможные виды деятельности (формы организации): - фиксация и комментирование учениками собственного продвижения в учебной деятельности; - самооценка, взаимооценка, оценивание учителем; - запись домашнего задания, инструктаж и др. |
Наблюдение урока
(название по расписанию)
Тема_____________________________________________________________
Цель урока_______________________________________________________
__________________________________________________________________
Ход урока
№ | Этап урока (указывается деятельность педагога и учащихся) | Положительные стороны, недостатки, рекомендации |
___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ | _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ |
Ф.И.О. учителя _______________________ Подпись учителя ___________
АНАЛИЗ УРОКА
(В скобках указать самоанализ или взаимоанализ)
Класс ____________________
Предмет ________
Автор учебника _________________________________________________________________
Тема урока_____
________________
№ | Примечание | Баллы | |
1. | Основные цели урока. Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока? | ||
2. | Организация урока:тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели. | ||
3. | Каким образом учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы (учебного материала)? | ||
4. | Соответствие урока требованиям ФГОС: | ||
4.1. | Ориентация на новые образовательные результаты | ||
4.2. | Нацеленность деятельности на формирование УУД | ||
4.3. | Использование современных технологий (проектная, исследовательская, ИКТ и др.) | ||
5. | Содержание урока: | ||
5.1. | Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным возможностям. | ||
5.2. | Соответствие содержания урока требованиям программы. | ||
5.3. | Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности. | ||
5.4. | Связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные связи. | ||
6. | Методика проведения урока: | ||
6.1. | Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемной ситуации. | ||
6.2. | Какие методы использовались учителем? Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравните их соотношение: примерное число заданий репродуктивного характера («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни») примерное число заданий поискового характера («докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку») | ||
6.3. | Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельных работ. | ||
6.4. | Какие из перечисленных методов познания использует учитель (подчеркните): наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение (другое дополнить). Использование инновационного опыта (применение результатов творческой деятельности, умение создавать благоприятные условия развития детей) | ||
6.5. | Применение диалоговых форм общения. | ||
6.6. | Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащимися | ||
6.7. | Осуществление обратной связи ученик-учитель | ||
6.8. | Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы. | ||
6.9. | Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности | ||
6.10 | Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения. Использование интерактивной доски, ИКТ. | ||
6.11. | Использование наглядного материала: в качестве иллюстраций, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал: избыточен, достаточен, уместен, недостаточен. | ||
6.12. | Формирование навыков самоконтроля и самооценки. | ||
7. | Психологические основы урока: | ||
7.1. | Учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития. | ||
7.2. | Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь. | ||
7.3. | Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности | ||
7.4. | Наличие психологических пауз и разрядки. Эмоциональная атмосфера урока. | ||
8. | Домашнее задание:оптимальный объем, доступность инструктажа, дифференциация, предоставление права выбора. | ||
9. | Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствие шаблона) | ||
Итого | |||
За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2 (0-критерий отсутствует, 1 – проявляется частично, 2 – присутствует в полном объеме). Подсчитывается сумма баллов. |