Ребования к оформлению контрольной работы. Тема 1. Основные этапы развития программно-методического обеспечения дошкольного образования: исторический аспект

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Тема 1. Основные этапы развития программно-методического обеспечения дошкольного образования: исторический аспект

Лекция (2 час.)

Основные понятия дисциплины: образовательная программа, образовательная программа дошкольного образовательного учреждения, федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы, основная общеобразовательная программа дошкольного образования, примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, парциальная программа. Характеристика основных этапов развития программно-методического обеспечения дошкольного образования.

Содержание образовательной работы с дошкольниками в России конца 19 – начала 20 века. Развитие программно-методического обеспечения дошкольного образования в советские годы. Программа обучения и воспитания в детском саду: теоретические основания, цели, основные положения, структура. Позитивные и негативные стороны единой образовательной программы.

Тема 2. Нормативные документы системы дошкольного образования

Практическое занятие (2 час.)

Задания к практическому занятию по теме 2

1.Изучить нормативные документы системы дошкольного образования:

- Кон­цепция дошкольного воспитания (1989 г.);

- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (2003 г.);

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (2011 г.);

- Закон «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ - №273 от 29.12.12);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014);

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден 17.11.2013);

- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением ФУМО от 20 мая 2015 г.).

2. Работа в группах: составить тезисы по каждому документу (в виде презентации).

Литература и источники:

Официальный сайт Министерства образования и науки Российской федерации. Раздел: нормативные документы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok.

Сайт федерального института развития образования[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11684

Федеральный портал Российское образование [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru/.

Тема 3. Современные проблемы программного обеспечения дошкольного образования

Лекция (2 час.)

Современное состояние системы дошкольного образования в России. Новая социальная ситуация развития ребенка. Необходимость стандартизации дошкольного образования. Сохранение вариативности программно-методического обеспечения системы дошкольного образования.

Преемственность дошкольного и начального школьного образования.

Тема 4.1 Примерные основные образовательные программы дошкольного образования.

Задания к практическому занятию по теме 4.1 (студенты разбиты на минигруппы):

1. Каждой минигруппе выбрать одну из примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования и изучить ее содержание.

Перечень программ: «Успех», «Детство», «От рождения до школы», «Радуга», «Детский сад – дом радости», «Тропинки», «На крыльях детства», «Истоки», и т.д. (программу выбрать на сайте http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Na_kryliah_detstva.pdf)

2. Подготовить презентацию выбранной программы, в которой отразить:

- Сведения об авторах;

- Цель и задачи программы;

- Разделы программы;

- Виды деятельности детей;

- Методическое обеспечение программы.

Практическое занятие (2 час.)

Оборудование: мультимедиапроектор, программы дошкольного образования, учебно-методическое обеспечение к ним (методические указания для воспитателя, конспекты занятий, рабочие тетради для детей, диагностические материалы).

Занятие проводится в виде ролевой игры. Студенты исполняют роли: Оптимист (выделяет положительные стороны), Критик (отмечает недостатки), Организатор (ведет обсуждение), Вдохновитель (создает доброжелательную атмосферу). При обсуждении очередной презентации роли меняются.

План проведения практического занятия.

1. Просмотр презентаций.

2. Анализ программ: основные отличия, достоинства и недостатки с точки зрения реализации идей развивающего обучения, адекватности содержания, технологий обучения, организации деятельности детей, обеспеченности методическими материалами, их качества.

3. Блиц-опрос: какая программа по Вашему мнению наиболее подходит для

реализации в ДОУ? Почему?

Литература и источники

Сайт федерального института развития образования[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11684

Тема 4.2Основные специализированные программы и дополнительные программы дошкольного образования

Задания к практическому занятию по теме 4.2

1. Выбрать одну из специализированных образовательных программ дошкольного образования и изучить ее содержание.

Перечень программ: «Юный эколог», «Семицветик», «Гармония», «Я. ты, мы», «Искорка», «Основы безопасности», «ТРИЗ», «Педагогика Марии Монтессори» и т.д.

2. Подготовить презентацию выбранной программы, в которой отразить:

- Сведения об авторах;

- Цель и задачи программы;

- Разделы программы;

- Виды деятельности детей;

- Методическое обеспечение программы.

Практическое занятие (2 час.)

Оборудование: мультимедиапроектор, программы дошкольного образования, учебно-методическое обеспечение к ним (методические указания для воспитателя, конспекты занятий, рабочие тетради для детей, диагностические материалы).

План проведения практического занятия.

1. Просмотр презентаций.

2. Анализ программ: направление развития детей, достоинства и недостатки с точки зрения реализации идей развивающего обучения, адекватности содержания, технологий обучения, организации деятельности детей, обеспеченности методическими материалами, их качества.

3. Блиц-опрос: опишите одну из специализированных программ по плану:

a. название;

b. направление развития;

c. достоинства и недостатки;

d. методическое обеспечение.

Литература и источники:

1.Сайт Дошкольники. org [Электронный ресурс]. Режим доступа:/http://doshkolniki.org/ekologiya/335-programma-semiczvetik.html

2.Cайт Pandia.ru [Электронный ресурс]. Режим http://www.pandia.ru/text/77/435/421.php

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

При изучении курса «Образовательные программы для детей дошкольного возраста» студенты заочного отделения выполняют контрольную работу одного из видов:

1. рефлексивного характера

2. видеосъемка занятий.

Методические рекомендации к контрольной работе 1 –го вида

Тема работы первого вида : «Особенности программно-методического обеспечения и анализ его реализации в ДОО №…» Имеется ввиду дошкольное учреждение, в котором работает студент-заочник. Если студент не работает в системе дошкольного образования, то он может описать опыт работы любого ДОО. В контрольной работе должны быть отражены следующие стороны деятельности ДОО:

- программно-методическое обеспечение (название программы, краткое содержание разделов программы, методический комплекс);

- материальная база ДОО;

- педагогический состав: образование (высшее, среднее, из них специальное (дошкольное)), возраст, квалификационная категория;

- основные трудности в реализации программы, их причины, по мнению автора;

- предлагаемые меры по преодолению трудностей.

Оформление работы – шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал 1,5, выравнивание по ширине страницы, поля – верх и низ – 2см, слева – 3 см, справа – 1,5 см. Образец оформления титульного листа см. в Приложении1.

В качестве контрольной работы студент может выполнить видеосъемку трех занятий по математическому развитию дошкольников по разным разделам программы («Количество и счет», «Величины», «Форма предметов и геометрические фигуры», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени»)

Методические рекомендации к контрольной работе 2 –го вида

1.Содержание работы:

Вы можете представить 3 занятия, снятые в любом дошкольном образовательном учреждении, по одному из разделов дошкольной математики («Количество и счет», «Величины», «Форма предметов», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени») в трех группах детского сада (младшей, средней, старшей, подготовительной) или по трем разным разделам в одной группе.

2. Структура контрольной работы:

1. Титульный лист

2.Аннотация занятий, включающая:

- Группа детского сада;

- Название программы;

- Тема занятия;

- Цель и задачи занятия;

- Оборудование (демонстрационный и раздаточный материал, технические средства обучения)

ребования к оформлению контрольной работы

1. Контрольная работа представляется в печатном виде (титульный лист, аннотация занятий) в соответствии со следующими требованиями:

- размер бумаги стандартный, А4 (210х297мм);

- межстрочный интервал – полуторный;

- шрифт – Times New Roman 14;

- поля: 30 мм – слева, 15 мм – справа, 25 мм – сверху, 20 мм – снизу;

- абзацный отступ - 5 знаков.

2. 3 диска или USB Флэш-накопитель с записью занятий.

Оформление титульного листа контрольной работы см. в Приложении 2.

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ СТУДЕНТОВ

Итоговая аттестация по дисциплине проводится в форме зачета. Зачет может проходить в форме собеседования по основным и дополнительным вопросам, а также в форме тестирования.

Зачет выставляется студенту, если он дал характеристику основных этапов развития программно-методического обеспечения дошкольного образования, продемонстрировал знание основных нормативных документов, регламентирующих разработку программ дошкольного образования, охарактеризовал комплексную и специальную программу дошкольного образования, ориентируется в современных проблемах программного обеспечения дошкольного образования.

Если зачет проходит в форме тестирования, то для получения зачета необходимо получить 11 и более баллов из 20 возможных.

Примерные вопросы к зачету:

1.Основные понятия дисциплины: образовательная программа, образовательная программа дошкольного образовательного учреждения, федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, основная образовательная программа дошкольного образования, примерная основная образовательная программа дошкольного образования, парциальная (специализированная) программа дошкольного образования.

2. Характеристика основных этапов развития программно-методического обеспечения дошкольного образования.

3. Содержание образовательной работы с дошкольниками в России конца 19 – начала 20 века.

4. Развитие программно-методического обеспечения дошкольного образования в советские годы..

5. Позитивные и негативные стороны единой образовательной программы.

6. Нормативные документы, регламентирующие разработку программ дошкольного образования. Кон­цепция дошкольного воспитания.

7. Закон РФ «Об образовании» (от 29.12.2012 № 273 - ФЗ)

8. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2011 г. N 2562 г)

9. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования России 17.06.2003 г.).

10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 ноября 2013 г.)

11. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014)

12. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением ФУМО от 20 мая 2015 г.).

13. Современные проблемы программного обеспечения дошкольного образования. Стандартизация и вариативность дошкольного образования.

14.. Характеристика примерной основной образовательной программы дошкольного образования (на выбор «Успех», «Детство», «От рождения до школы» и т.п.): цель и задачи программы, содержание программы, виды деятельности детей, методическое обеспечение программы, ее достоинства и недостатки.

15. Характеристика одной из специализированных программ дошкольного образования: цель и задачи программы, содержание программы, виды деятельности детей, методическое обеспечение программы, ее достоинства и недостатки.

16. Проблема преемственности дошкольного и начального школьного образования.

Дополнительные вопросы:

1. Назовите позитивные и негативные стороны единой образовательной программы.

2. В чем состоит отличие понятий «основная общеобразовательная программа дошкольного образования», «примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования»?

3. Охарактеризуйте этапы развития программного обеспечения дошкольного образования.

4. Перечислите 5 нормативных документов системы дошкольного образования

5. Назовите объективные причины появления новых форм организации дошкольного образования.

6. Перечислите основные изменения в российской системе образования за период с 1995 г. по 2015 г.

7. Каково процентное соотношение обязательной и вариативной частей ООП в соответствии с ФГОС ДО?

8. Какие образовательные области установлены ФГОС ДО?

9. Назовите примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования, разработанные в соответствии с ФГОС ДО к настоящему времени.

10. Назовите структуру ООП дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.

11. Назовите целевые ориентиры, на формирование которых направлен образовательный процесс в ДОО.

Основные понятия дисциплины

Основная образовательная программа дошкольного образования, программно-методическое обеспечение дошкольного образования, комплексная программа, специализированная программа, федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Список литературы

1. Основная литература

1. Волобуева Л., Голдовская А. Из истории первых программ для детского сада// Дошкольное образование. - 2009. - №11.

2. История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «дошк. педагогика и психология»/ Сост. Н.Б. Мчедлидзе и др.; Под ред. А.Н. Колмаковой.- М.: Просвещение, 1988.

2. Дополнительная литература

3. Скоролупова О.А., Федина Н.В. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. 2010. - № 5.

4. Скоролупова О.А., Федина Н.В. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция // Дошкольное воспитание. 2010. - № 7

5. Скоролупова О.А., Федина Н.В. Организация образовательной деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2010. - № 8.

6. Федина Н.В. Некоторые аспекты разработки примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2008. - № 8.

7. Федина Н.В. Понятие основной образовательной программы в современном дошкольном образовании// Дошкольное образование. - 2010. - №5.

8. Федина Н.В. Понятие основной образовательной программы в современном дошкольном образовании // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2010. - № 5.

9. Федина Н.В. Требования к результатам освоения программ дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2009. - № 3.

10. Ягловская Е.К., Бурлакова И.А. Преемственность детского сада и начальной школы: психолого-педагогическая диагностика. – М.: МГППУ, 2010

ормативные документы

Кон­цепция дошкольного воспитания (одобрена решением коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию 16 июня 1989 г. N 7/1): основные положения и новые задачи дошкольного образования; роль в его реформирова­нии в направлении личностно-ориентированной педагогики.

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования России 17.06.2003 г.).

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2011 г. N 2562 г).

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (2009 г.)

Закон «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ - №273 от 29.12.12)

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014)

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден 17.11.2013)

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением ФУМО от 20 мая 2015 г.).

Наши рекомендации