Педагогическое образование
едагогическое образование
(профили Начальное образование,
Начальное образование и Информатика.
Физическая культура,
Дошкольное образование)
тарый Оскол – 2015
Содержание
Методические рекомендации ПО НАПИСАНИЮ, ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ КУРСОВЫХ РАБОТ (ПРОЕКТОВ) по направлеНию подготовки 050100.62 педагогическое образование ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ | ||
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА) 6 | ||
ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ курсовой РАБОТЫ (ПРОЕКТА) СТУДЕНТОМ 9 | ||
ПРИМЕРЫ ОФОРМЛЕНИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ СПИСКОВ 10 ПРИЛОЖЕНИЯ 11 | ||
Методические рекомендации ПО НАПИСАНИЮ, ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ КУРСОВЫХ РАБОТ (ПРОЕКТОВ)
по направлЕНИю подготовки
педагогическое образование
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Выполнение курсовых работ (проектов), закрепленных в учебном плане направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование за конкретными дисциплинами осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ВПО как обязательный вид промежуточной аттестации студентов направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование (профили Начальное образование, Начальное образование и Информатика, Физическая культура, Дошкольное образование) Старооскольского филиала Белгородского государственного национального исследовательского университета (СОФ НИУ «БелГУ»). В ходе ее разработки студент должен максимально использовать профессиональные знания, полученные в ходе обучения дисциплинам общепредметной и специальной подготовки, проявить способности к самостоятельному ведению научных исследований и интерпретации полученных результатов, получить практический опыт в использовании компьютерной техники и научиться оформлять итоги своей научно-исследовательской деятельности. Успешная защита курсовой работы (проекта) является показателем того, что ее автор научился самостоятельно вести научный поиск, видеть профессиональные проблемы и приобрел компетенцию в нахождении путей их решения с использованием современных методов исследования, таким образом, успешная защита курсовой работы (проекта) служит свидетельством наличия у студента начальных навыков научной работы в соответствующей сфере.
Курсовая работа (проект) представляет собой завершенное исследование, в котором анализируются проблемы в исследуемой области, и раскрывается содержание и технологии разрешения этих проблем не только в теоретическом, но и в практическом плане на местном, региональном или федеральном уровнях. Работа должна носить творческий характер, отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов, отражать умения студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации и содержать теоретические выводы и практические рекомендации.
Тематика курсовых работ (проектов) должна отвечать учебным задачам конкретного предмета, соответствовать современному состоянию науки. Тематика формируется с учетом предложений преподавателей, ведущих дисциплину, и утверждается на заседании кафедры педагогики и физической культуры на каждый семестр: до 30 октября и до 30 января текущего учебного года. Студенту предоставляется право выбора направления исследования до конца мая предыдущего курса, темы курсовой работы (проекта), вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.
Для подготовки курсовой работы студенту назначается руководитель. Научное руководство осуществляется преподавателями выпускающей кафедры педагогики и физической культуры.
Курсовая работа (проект) должна соответствовать следующим требованиям:
· должна носить научно-исследовательский эмпирический характер;
· тема работы должна быть актуальной,т.е. отражать исследуемое направление в контексте значимости современных проблемных вопросов теории и практики образования, соответствовать перспективам развития отрасли;
· исследование должно отражать способность студента самостоятельно собирать и систематизировать материалы, обобщать и анализировать данные научных и научно-методических, научно-практических источников в рамках обоснования проблемы, применять современные методы исследования для решения поставленных задач;
· название курсовой работы (проекта), ее цельи задачи должны быть тесно связаны с решением проблемы исследования;
· аналитический материал работы должен отражать добросовестное использование студентом данных отчетности и опубликованных работ других авторов, как в Российской Федерации, так и за рубежом (что выборочно определяется по системе «Антиплагиат»);
· курсовая работа (проект) должна иметь четкую структуру, завершенность, отвечать требованиям логичного последовательного изложения материала, обоснованности сделанных выводов и предложений;
· основные положения, заключения и предложения курсовой работы (проекта) должны опираться на действующие нормативные акты, современные достижения науки в конкретной отрасли научного знания.
Требования к содержанию, объему и структуре курсовой работы определяются кафедрой на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки050100.62 Педагогическое образование.
Курсовая работа (проект) выполняется как самостоятельное научное исследование. Его объем определяется кафедрой, исходя из специфики направления подготовки, и, как правило, должен быть в пределах 40 страниц стандартного печатного текста.
Тема курсовой работы (проекта) определяется научным руководителем совместно со студентом в соответствии с разрабатываемой тематикой кафедры и утверждается на заседании кафедры. Общий перечень тем ежегодно обновляется.
Студенту предоставляется право уточнения темы курсовой работы, а также право предложения собственной формулировки темы с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки, не входящей в список тем курсовых работ (проектов), утвержденных кафедрой.
Руководитель курсовой работы (проекта):
- определяет задание на курсовую работу (проект);
- оказывает студенту помощь в разработке календарного графика работы на весь период ее выполнения;
- рекомендует студенту необходимую основную литературу, справочные, архивные материалы и другие источники по теме;
- проводит систематические индивидуальные или групповые консультации со студентами, назначаемые по мере надобности;
– проверяет выполнение работы (по частям или в целом).
Студент, не представивший в установленные сроки курсовую работу или не защитивший её по неуважительной причине, считается имеющим академическую задолженность.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ
КУРСОВОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)
Техническое оформление курсовой работы (проекта) должно соответствовать принятым стандартам оформления научных исследований. Работа, как правило, включает:
– титульный лист;
– содержание;
– введение;
– текст разделов (основная часть курсовой работы (проекта));
– заключение;
– библиографический список;
– приложения (при необходимости).
Текст курсовой работы должен быть напечатан на компьютере на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А-4 (210х297). При наборе на ЭВМ выбирается полуторный межстрочный интервал и шрифт Times New Roman (кегль – 14, выравнивание по ширине, без переносов).
Устанавливаются следующие требования к размерам полей: левое - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым, в общем случае равным трем знакам. При компьютерном наборе абзац устанавливается нажатием клавиши Tab или с помощью линейки (отступ 1,25). Заголовки отделяются от основного текста сверху и снизу 2 интервалами. Сокращения в тексте, кроме общепринятых, не допускаются. Отсылки в тексте на цитированную литературу даются в квадратных скобках, например [25, с.15-16], где 25 означает номер использованного литературного источника по списку литературы, 15-16 – его страницы. Допускается вариант оформления ссылок с указанием фамилии автора и года издания цитируемого источника (фамилия автора, год издания, страница), например (Иванов 2015: 8).
Курсовая работа (проект) должна быть сброшюрована в прозрачную обложку. Объем работы не должен превышать 40 страниц, исключая таблицы, рисунки, библиографический список и содержание.
Все страницы курсовой работы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы без пропусков, повторений (номер страницы проставляется в середине верхнего края страницы). Первой страницей является Титульный лист, оформленный в соответствии с образцом (Приложение), номер страницы на нем не ставится. После титульного листа следует Содержание, размещающееся на второй и, возможно, третьей страницах. Слово «Содержание» печатается на отдельной строке прописными (заглавными) буквами:
СОДЕРЖАНИЕ
Проставление номера страниц в середине верхнего края страницы начинают с Введения, следующего за СОДЕРЖАНИЕМ.
В Содержании последовательно приводится название разделов и параграфов, представляющих взаимную подчиненность заголовков и подзаголовков и раскрывающих логику и содержание научного исследования. Справа от названий разделов и параграфов через многоточия указываются номера страниц, с которых они начинаются. В Содержаниевключаются такжеПриложенияк курсовой работе и БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.
Введение.Слово «введение» печатается на отдельной строке прописными (заглавными) буквами: ВВЕДЕНИЕ. Во введении должна быть показана актуальность темы в условиях современного общественного развития, обоснована необходимость ее разработки применительно к выбранным объектуипредмету исследования, поставлены цели и задачи, гипотеза, методы исследования, методологическая база исследования, практическая база исследования, структура курсовой работы (проекта). В отдельных абзацах указывается содержание введения, первого, второго разделов исследования.
Основная часть. В зависимости от содержания курсовая работа (проект) в Основной части содержит два раздела по три параграфа каждый. Первый раздел раскрывает три ключевых понятия, входящие в объект и предмет исследования, три параграфа соответствуют трем ключам, раскрывают две-три задачи, указанные во введении; параграфы первого раздела раскрывают сущностное содержание основных понятий исследования, специфику среды, условий, деятельности. В них не допускается подмена понятий родственными словами. В начале каждого параграфа обязательно первый абзац является преамбулой к теме параграфа, он вводит читателя в контекст тематики параграфа. В конце каждого параграфа обязательно делаются выводы по проведенной работе.
Второй раздел посвященпрактической или опытной работе по проблеме исследования, в нем раскрываются возможности формирования, переосмысления, развития выявленных критериев и показателей рассматриваемого феномена. В параграфах дается описание констатирующего эксперимента, указывается его цель, задачи, формы и методика проведения, дается описание результатов контрольных диагностик и/или опросов, предлагаются методические рекомендации по решению данной проблемы. Первый абзац каждого параграфа обязательно является преамбулой к теме параграфа, вводит в контекст его тематики. Каждый параграф обязательно снабжен выводами по проведенной работе.
В конце первого и второго разделов делаются ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ (ВТОРОМУ) РАЗДЕЛУ, которые располагают сразу после текста последнего параграфа первого и второго разделов и оформляются ниже, указанным заголовком:
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ (ВТОРОМУ) РАЗДЕЛАМ
заглавными буквами, но не жирным шрифтом. В оглавление этот пункт не выносится.
Курсовая работа (проект) бакалавра оформляется в виде текста с приложением графиков, таблиц, чертежей, карт, схем и других материалов, иллюстрирующих содержание работы.
Под всеми видами иллюстраций (графики, фотографии, схемы и т.п.) пишется "Рис." (сокращение слова рисунок) и после одного отступа арабская цифра, обозначающая номер главы, и (через точку) номер самого рисунка в пределах этой главы (например, рисунок 3-й в 1-й главе обозначается как "Рис. 1.3". Пример: Рис. 1.3. Распределение обучающихся по уровням их познавательной активности.
На каждую иллюстрацию должна быть ссылка в тексте, например, «как показано на рис. 2.3.» Размещают иллюстрацию на следующем листе после первого ее упоминания. При необходимости второй и последующей ссылок на иллюстрацию используют конструкцию (см. рис. 2.3.). Если в работе приведена одна иллюстрация, то ее не номеруют и слово “Рис.” не пишут.
Качество рисунков, схем должно быть высоким, они должны быть выполнены на компьютере на белой непрозрачной бумаге.
Таблицы нумеруют последовательно арабскими цифрами в пределах раздела. В правом верхнем углу таблицы под соответствующим заголовком (всем таблицам должны быть даны названия (до 10 слов); точка в конце заголовка не ставится; заголовок таблицы не подчеркивается) помещают надпись “Таблица” (с прописной буквы и без сокращений) с указанием номера этой таблицы, состоящего из номера раздела и порядкового номера таблицы (без знака №). Например: “Таблица 2.3.” Таблицу размещают после первого упоминания о ней в тексте таким образом, чтобы читать ее можно было без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке. На таблицы в соответствующих местах текста даются ссылки, органично вписанные в структуру предложения. Примеры: "результаты сведены в табл. 3.1.", в табл. 2.3. приводятся данные о ....., при повторной ссылке - см. табл. 2.3. Примечания и сноски, касающиеся содержания таблиц, следует писать непосредственно под таблицей. Объемные таблицы допускаются в изложении кегля 12, единичным интервалом.
Таблицы должны иметь четкую и рациональную структуру. Все графы таблиц должны иметь заголовки (пишутся с прописной (большой) буквы без точек в конце), сокращения слов в таблицах не допускаются. Следует избегать сложных текстовых разъяснений в заголовках колонок таблиц. Если это необходимо, следует ввести символы (обозначения), которые объясняются в тексте работы. Цифры в графах по вертикали следует проставлять в строго арифметическом порядке, т.е. целые числа под целыми, десятые доли под десятыми и т. д. При оформлении таблиц необходимо всегда указывать размерность числовых величин в соответствии с принятыми стандартами.
Заключение. В заключении дается краткое обобщение всего изложенного в работе материала в прошедшем времени. Заключение раскрывает организацию теоретической и опытной работы и результативность реализации поставленных во введении целей и задач, полученных гипотетических предположений, выявленных побочных проблем, может предполагать дальнейшие исследования.
При написании курсовой работы (проекта) ее автор обязан давать ссылки на литературный источник заимствованного материала или отдельных результатов и его автора. При использовании в работе идей или разработок, принадлежащих соавторам, коллективно с которыми были написаны научные работы, автор обязан отметить это в курсовой работе (проекте).
Фрагмент содержания источника или научного исследования, используемого при выполнении работы, может быть дан в виде цитаты, которая должна полностью соответствовать подлиннику. Цитата обязательно заключается в кавычки. Содержание используемых источников может быть изложено своими словами, однако, при этом также необходимо делать ссылку, указав источник, но не указывая страницы.
В зависимости от назначения ссылки на источники и на литературу могут быть трех видов: ссылки на цитируемые источники и литературу; ссылки на упоминаемые источники и литературу без их цитирования; рекомендуемые, когда автор исследования отсылает читателя к тем источникам, в которых с большей полнотой раскрываются определенные положения или факты.
Для оформления курсовой работы (проекта) более предпочтителен вариант, предполагающий использование затекстовых ссылок. Библиографический список приводится в конце работы. Список содержит перечень источников, используемых при ее выполнении (около 30 источников).
Материал в библиографическом списке рекомендуется располагать в алфавитном порядке, раздельно в русском и латинском алфавите. Библиографическое описание включает следующие элементы: заголовок описания - фамилия и инициалы автора или авторов; название, область выходных данных - место издания, издательство, дата издания, сведения об объеме издания.
ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ
курсовой РАБОТЫ (ПРОЕКТА) СТУДЕНТОМ
Законченная курсовая работа (проект) в брошюрованном виде представляется научному руководителю не позднее, чем за 7 дней до сроков защиты.Руководитель решает вопрос о допуске студента к защите курсовой работы (проекта): на титульном листе указывается «Допущена к защите» – для курсовых работ и «Допущен к защите» – для курсовых проектов, указывается дата и подпись руководителя.
Делопроизводитель кафедры педагогики и физической культуры после защиты курсовой работы (проекта) принимает её на хранение и ставит отметку о регистрации работы, делая соответствующую запись на титульном листе курсовой работы (проекта) и отметку в «Журнале регистрации курсовых работ».
Перед защитой курсовой работы (проекта) студент вносит изменения, в соответствии с замечаниями, предложениями и дополнениями, которые были даны научным руководителем, они обязательно учитываются студентом до представления работы к защите.
Защита курсовой работы (проекта) проходит публично перед научным руководителем и в присутствии других студентов. Научный руководитель проводит процедуру защиты, выбрав предварительно секретаря, после доклада студента он дает краткую информацию по результативности и качеству работы студента.
Доклад студента в соответствии с регламентом (5-7 минут) начинается с обращения к научному руководителю и присутствующим, обоснования актуальности выбранного направления исследования, формулирования рабочей гипотезы, цели и задач. Далее по задачам или по разделам раскрывается основное содержание работы и организация эксперимента, приводятся доказательные аргументы в пользу подтверждения выдвинутой гипотезы, зачитываются заключение и предложения (рекомендации).
По окончании доклада студент отвечает на вопросы присутствующих. По завершению данной процедуры слово предоставляется научному руководителю, который зачитывает свой отзыв и дает оценку выполненной курсовой работе (проекту).
Отметка за курсовую работу (проект) с её полным названием вносится в зачетную книжку студента и фиксируется в ведомости защиты.
После защиты курсовые работы (проекты) хранятся один год, затем уничтожаются по акту.
Итоги выполнения плана курсовых работ (проектов) обсуждаются на заседаниях кафедры.
Лучшие курсовые работы (проекты), прошедшие публичную защиту, предлагаются научным руководителем для участия в проводимых конкурсах курсовых работ (проектов).
ПРИМЕРЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ОПИСАНИЙ
1. Для книг:
Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М.: Просвещение, 1990.- 141 с.
2. Для статьи из сборника:
Волынка Г.И. О некоторых закономерностях самореализации и самореализующейся личности // Проблема самореализации личности в педвузе и общеобразовательной школе: Тез. докл. межв. научн. конф. - Киев, 1990. - С. 12-14.
3. Для статьи из журнала:
Васильев И.А. Рефлексивный подход к изучению и развитию творческого мышления // Вопросы психологии. - 1991. - №3. - С.103-104.
4. Для диссертаций: .
Голубчиков А.Я. Самоопределение индивида (Социально-философский анализ): Дисс. ... д-ра филос. наук. - Екатеринбург, 1983. - 328 с.
5. Для авторефератов: