Курс, биологический факультет 2016-2017

ЗАДАНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ

курс, биологический факультет 2016-2017

"Практика эффективной работы в команде"

Цель задания - выработать навыки эффективного построения командной работы.

Суть задания:

задание реализуется в несколько этапов:

1) стихийное выполнение командного задания;

2) знакомство с теорией командообразования;

3) отработка теоретических знаний в ходе повторного выполнения командного задания;

4) рефлексия группового процесса.

1) на этапе стихийного выполнения командного задания академической группе студентов выдается на обсуждение проблемное задание на биологическую тематику, в ходе обсуждения которого необходимо предложить выработанные группой варианты его решения. Примеры заданий приведены ниже:

«Предложите способы продления продолжительности жизни»

«Предложите способы повышения рождаемости»

Рекомендуется конструировать задание, которое будет характеризоваться дискусионностью, то есть, в процессе обсуждения будет вызывать различные мнения, чтобы была обеспечена возможность групповой дискуссии.

Задание ограничивается по времени (15 минут на выполнение), по окончании отведенного времени группе необходимо изложить принятые решения и самостоятельно оценить эффективность групповой работы и предложенных стратегий решения задачи. Как правило, эффективность стихийного выполнения работы субъективно оценивается участниками как невысокая.

После вынесения оценки проводится обсуждение причин низкой эффективности работы в команде и ведущий переходит ко второму этапу работы – знакомству с теоретическими представлениями в области командообразования.

В рамках данного этапа работы рассматриваются:

- представления о групповой динамике, стадии группового процесса;

- структура групповой дискуссии и эффективное распределение времени на отдельные этапы дискуссии;

- распределение и функции групповых ролей для эффективной работы команды.

После краткого знакомства с теорией командообразования ведущий переходит к третьему этапу – отработке на практике приобретенных знаний.

На третьем этапе группе выдается повторное проблемное задание на биологическую тематику или на тематику, связанную с проблемами в учебной деятельности. Задания для группы могут формулироваться самостоятельно студентами, которые проходят практику и работают с группой младших курсов.

Задание также ограничивается по времени (15 минут), по истечении которого группе необходимо изложить выработанные пути решения поставленной проблемы. Ведущий следит и направляет начальные этапы дискуссии с целью эффективного применения теоретических знаний, то есть отслеживает распределение ролей, помогает в организации групповой дискуссии и т.п.

Примерами рекомендуемых заданий для повторного обсуждения могут быть следующие:

- "представьте следующую ситуацию. В период сессии произошла ошибка в расписании экзаменов и сложилась ситуация, когда экзамен по предмету " " планируемый на одно время будет проведен раньше. На подготовку к экзамену у вас остался 1 день. Как вашей группе подготовиться к сдаче экзамена с максимальной эффективностью и качеством в такой ситуации? "

В качестве учебной дисциплины, выносимой в задание рекомендуется выбирать дисциплины, которые актуально изучаются студентами в текущем семестре и имеют "сложность" в плане получения высокой оценки. при этом ведущий поясняет в чем состоит сложность данного предмета. Причинами субъективных трудностей могут быть следующие факторы:

- высокие требования в оценивании знаний;

- большой объем материала, выносимый на итоговый контроль (например, курсы, которые читаются в течении 2 семестров);

- отсутствие мотивации изучения предмета (например, дисциплины социально-гуманитарного цикла, которые не входят в круг профессиональных интересов биологов);

- форма организации учебного курса: лекционные занятия и самостоятельная работа, и необходимость самостоятельного изучения значительного объема учебного материала.

Повторное групповое задание также оценивается участниками дискуссии с точки зрения продуктивности его выполнения. Как правило, эффективность выполнения задания повышается и в ходе четвертого этапа рефлексии группового процесса анализируются причины изменения качества командной работы, Прохождения группой в ходе дискуссий этапов групповой динамики, изменение психологического климата и сплоченности группы. Полезным направлением групповой рефлексии является также и анализ спектра возможных ситуаций, в ходе которых могут быть применены полученные знания и навыки.

Наши рекомендации