Здоровьесберегающие технологии
"Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым" (Ж. Ж. Руссо)
По данным специалистов, занимающихся проблемами здоровьесберегающего обучения, состояние здоровья детей дошкольного возраста за последнее десятилетие значительно ухудшилось: численность здоровых детей сократилась до 15,1%. Около 90% детей в России имеют отклонения в психическом и физическом здоровье. Всероссийская диспансеризация школьников, проведенная Министерством здравоохранения, показала, что за последние 10 лет заболеваемость детей выросла в 1,5 раза.
В законе "Об образовании" говорится о необходимости укрепления здоровья детей. Педагоги дошкольного образования должны вносить свой вклад в сохранение и укрепление здоровья детей – использовать здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии — это система мер по охране и укреплению здоровья дошкольников, учитывающая характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка.
Виды здоровьесберегающих технологий сохранения и стимулирования здоровья:
- Динамические паузы и "физминутки" проводятся во время занятий, занимают 2–5 мин., используются по мере утомляемости детей. Рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других элементов (в зависимости от вида занятия).
- Подвижные игры (как часть занятия, в групповой комнате). Используются игры малой и средней степени подвижности. Они подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения.
- Релаксация. Релаксационные упражнения проводятся в любом подходящем помещении (в зависимости от состояния детей и целей) Используется спокойная классическая музыка, звуки природы.
- Пальчиковые игры используются с младшего возраста. Проводится в любой удобный отрезок времени.
- Гимнастика для глаз проводится в течение 3–5 мин. в любое время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.
- Гимнастика дыхательная используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы по мере утомляемости детей.
Игры для оздоровления:
- Рисование с помощью пальцев с использованием пальчиковых красок.
Такой вид рисования благотворно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет малыша. - Работа с глиной и пластилином
Работа с такими материалами для творчества оставляет приятные ощущения, помогает расслабиться. - Игры с песком
Игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта: - при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние;
- развивается мелкая моторика, формируется произвольное внимание, память.
- Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Это тренировка дыхательного аппарата и способ повышения эффективности дыхания. Дыхательные упражнения способствуют насыщению каждой клеточки организма кислородом. Артикуляционная гимнастика способствует выработке движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков.
В Российской Федерации приняты для дошкольных организаций Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13: "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26)
Для ознакомления некоторые положения:
1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях, а также при осуществлении услуг по развитию детей (развивающие центры) в дошкольных организациях независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
1.2. Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к:
§ - условиям размещения дошкольных образовательных организаций,
§ - оборудованию и содержанию территории,
§ - помещениям, их оборудованию и содержанию,
§ - естественному и искусственному освещению помещений,
§ - отоплению и вентиляции,
§ - водоснабжению и канализации,
§ - организации питания,
§ - приему детей в дошкольные образовательные организации,
§ - организации режима дня,
§ - организации физического воспитания,
§ - личной гигиене персонала.
1.3. Дошкольные образовательные организации функционируют в режиме кратковременного пребывания (до 5 часов в день), сокращенного дня (8-10 часового пребывания), полного дня (10,5-12 часового пребывания), продленного дня (13-14 часового пребывания) и круглосуточного пребывания детей.
1.8. В дошкольную организацию принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Подбор контингента разновозрастной (смешанной) группы должен учитывать возможность организации в ней режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы:
1.11. Рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленности для детей до 3 лет и старше 3 лет, соответственно, не должно превышать:
§ - для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 и 10 детей;
§ - для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в возрасте старше 3 лет - 12 детей;
§ - для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
§ - для слабослышащих детей - 6 и 8 детей;
§ - для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
§ - для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием - 6 и 10 детей;
§ - для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 и 8 детей;
§ - для детей с задержкой психического развития - 6 и 10 детей;
§ - для детей с умственной отсталостью легкой степени - 6 и 10 детей;
§ - для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой в возрасте старше 3 лет - 8 детей;
§ - для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет - 5 детей;
§ - для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) - 5 детей для обеих возрастных групп;
§ - для детей с иными ограниченными возможностями здоровья - 10 и 15 детей.
Допускается организовывать разновозрастные (смешанные) группы детей в дошкольных образовательных организациях компенсирующей направленности с учетом возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы.