Общим словом назови и запомни

Игры с песком для детей дошкольного возраста

Как известно, дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью... Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.
Песок пропускает воду, поэтому, по утверждению парапсихологов, он поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. В связи с этим я рекомендую иметь песочницы в каждом классе, в каждом игровом уголке детского сада и обязательно в кабинете психолога. На своем опыте я убедилась, что песок действительно снимает стресс, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает настроение, способствует возникновению положительных эмоций.
С помощью игр с песком у детей можно успешно развивать интеллектуальные способности, тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику, фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения, обучать чтению, счету.
Ниже я привожу некоторые игры с песком для детей дошкольного возраста. Желательно любую игру предлагать ребенку в виде сказки.
Стихи к занятиям сочинила Оксана Стебенева, 8-й класс.

Наталия СТЕБЕНЕВА,
педагог-психолог
Областного центра
психолого-педагогической
и социальной помощи
детям и подросткам,
г. Липецк

ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ

Цель
Развитие мышления, моторики.

Стимульный материал
Песочница, миниатюрные фигурки.

Ход игры
Взрослый загадывает загадку, ребенок отгадывает ее, а в песочнице закопана отгадка. Откопав то, что спрятано, он проверяет правильность ответа.

УГАДАЙ, ЧТО СПРЯТАНО В ПЕСКЕ

Цель
Развитие умения представлять предметы по их словесному описанию.

Стимульный материал
Песочница, миниатюрные фигурки.

Ход игры
Ребенку предлагается, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает». После завершения работы ребенка просят рассказать о том, что получилось. Постарайтесь вместе с ним сочинить сказку.

ЦВЕТНЫЕ ЗАБОРЧИКИ

Цель
Развитие у детей сенсорного восприятия.

Стимульный материал
Песочница, счетные палочки (по десять красных, синих и зеленых), миниатюрные фигурки.

Ход игры
На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.

ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ

Цель
Ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.

Стимульный материал
Две песочницы, игрушечные овощи и фрукты.

Ход игры
По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.

ОБЩИМ СЛОВОМ НАЗОВИ И ЗАПОМНИ

Цель
Развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам.

Стимульный материал
Песочница, миниатюрные фигурки.

Ход игры
Ребенку дается задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложнится, если добавить еще одно дикое животное.
По такому же принципу можно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, квартиру с мебелью и т.д.
В конце игры дети сочиняют сказочную историю.

Наши рекомендации