Требования к минимуму содержания
Т.Н. Манннна
Замечания, предложения и пожелания по программе направлять в ИПР СПО по адресу: 109316, Москва, Волгоградский пр-т, 43.
© ИПР СПО Минобразования России, 2002
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предлагается в качестве примерной по курсу «Иностранный язык», входящему в цикл ОГЭС, для преподавания английского, немецкого, французского, испанского языков в образовательных учреждениях среднего профессионального образования с базовым уровнем образования независимо от формы обучения - очной, очно-заочной и заочной.
Примерная программа является основой для разработки и образовательных учреждениях среднего профессионального образования рабочих программ, модифицированных з зависимости от уровня языковой подготовки студентов, с учетом региональных, профессиональных, национальных и других особенностей подготовки специалистов.
Примерная программа рассчитана на работу со студентами, изучавшими иностранный язык в объеме среднего (полного) общего образования в общеобразовательной школе или образовательных учреждениях начального профессионального образования.
Программа рассчитана на преподавание иностранного языка 2 часа в неделю в течение всего времени теоретического обучения, т.е. 165 - 170 часов. Учебный материал в примерной программе представлен без распределения по годам обучения.
Примерная программа составлена в соответствии с ГОС СПО второго поколения, отражает современные тенденции и требования к обучению и практическому владению иностранными языками в повседневном общении и профессиональной деятельности, направлена на повышение общей и коммуникативной культуры специалистов среднего звена, совершенствование коммуникативных умений и навыков, повышение качества профессионального образования, интеллектуализацию и повышение мобильности специалиста.
Основной целью курса «Иностранный язык» является обучение практическому владению разговорно-бытовой речью и деловым языком специальности для активного применения как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.
Критерием практического владения иностранным языком является умение достаточно свободно пользоваться относительно простыми языковыми средствами в основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме. Практическое владение языком предполагает также умение самостоятельно работать со специальной литературой с целью получения профессиональной информации, оформлять деловую переписку, вести беседу, переговоры.
Занятия по курсу «Иностранный язык» имеют практический характер. Осноение и совершенствование студентами фонетики, грамматики (морфо-логни и синтаксиса), правил словообразования и сочетаемости слов, а также лексики и фразеологии происходит в процессе работы с устными и н'.ш.менными текстами, разного рода словарями и справочниками, органи-•',\'1',<лой с использованием новых педагогических технологий.
Большое значение в процессе обучения иностранному языку имеет применение ТСО (видео- и аудиотехники, мультимедиа и пр.). Это создает максимальную наглядность, повышает интерес и мотивацию обучения. Применение на занятиях звукозаписи позволяет унифицировать произношение, интонацию, ритмику, имеющиеся в группе в начале обучения. Тренировочные упражнения с магнитофоном по фонетике и запоминанию текста позволяют индивидуализировать процесс обучения, т.е. повысить его эффективность. Работа с компьютерными программами и работа в интернете, где преобладают тексты на иностранных языках, придает процессу обучения прагматический, прикладной характер, повышает интерес студентов к изученшо иностранного языка, позволяет тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в различных комбинациях.
Примерная программа содержит рекомендательный список литературы по всем иностранным языкам, изучаемым в образовательных учреждениях СПО.
При создании своего учебно-методического комплекса преподаватели могут использовать как рекомендуемую литературу, так и иную, российских и зарубежных издательств, но обязательно отвечающую современным требованиям. В учебно-методический комплекс следует включить:
учебник общего типа (элементарный или средний уровень) с аудио- и
видеоматериалами к нему;
отраслевой учебник или пособие, тексты и упражнения к нему; набор видео- и аудиоматериалов для аудиторной и внеаудиторной работы;
словари всех типов, справочники па иностранном языке;
рабочие тетради.
Все учебно-методические материалы, используемые в процессе обучения иностранному языку, должны соответствовать современному уровню развития техники, производства, науки и общества.
ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
(ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ)
Основы общения на иностранном языке: фонетика, лексика, фразеология,
грамматика; основы делового языка по специальности: профессиональная
лексика, фразеологические обороты, термины; техника перевода (со
словарем) профессионально-ориентированных текстов; профессиональное
общение.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Наименование разделов и тем | Количество | |
аудиторных | ||
часов при | ||
очной форме | ||
обучения | ||
I. | Вводно-коррективный курс: | |
- корректировка произношения | ||
- повторение и усвоение учащимися элементарной | ||
грамматики и лексики, навыков устной диалогиче- | ||
ской и монологической речи, чтения и письма | ||
II. | Развивающий курс: | |
- развитие навыков восприятия па слух, чтения, на- | ||
писания монологической и диалогической речи по | ||
общекультурной и бытовой тематике; | ||
- совершенствование навыков устной речи; | ||
- развитие навыков чтения литературы по специ- | ||
альности; знакомство с отраслевыми словарями и | ||
справочниками, отработка навыков работы с ни- | ||
ми; знакомство с основами реферирования, анкетиро- | ||
вания и перевода литературы по специальности. | , | |
III. | Практикум: | |
— работа с текстами по специальности с использова- | ||
нием различных аспектов речи | ||
IV., | Повторение и закрепление умений и навыков | |
V. | Контроль: текущий и итоговый | |
Всего... |
* Содержание и тематику занятий преподанэтели определяют самостоятельно исходя из уровня языковой подготовки студентов, с учетом региональных, профессиональных и других особенностей конкретного учебного заведения.
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ВВЕДЕНИЕ
Обучение иностранному языку в образовательных учреждениях СПО начинается с вводно-коррективного курса, который разрабатывается на основании результатов входного контроля, проводимого по всем видам речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо. Вводный курс предполагает повторение элементарной грамматики и лексики.
В дальнейшем работа ведется параллельно над развитием всех видов речевой деятельности в двух направлениях: освоение разговорно-бытового, литературного языка и языка специальности. На зачетах, в конце семестра, а также в ходе итогового контроля оценивается уровень овладения студентом каждым видом речевой деятельности.