Изучение психических особенностей ребенка воспитателем
Следует различать научно-психологическое исследование дошкольника и изучения детей воспитателем. Исследователь изучает психику дошкольника с целью пополнения научных знаний о ребенке, выявление новых закономерностей, условий их проявления и т.д.
В профессиональной деятельности воспитателя изучения психики дошкольника носит практическую направленность, ориентированное на повышение эффективности обучения и воспитания детей. Знать особенности каждого ребенка педагогу необходимо для обеспечения индивидуального подхода в воспитании детей. При этом педагог не пополняет научных знаний по психологии, а использует их для определения уровня развития своих воспитанников, прослеживает их проявление в каждого конкретного ребенка.
Работа с детьми, которую проводит воспитатель, позволяет ему постоянно наблюдать за своими питомцами течение их пребывания в садике, которое длится годами. Общаясь и сотрудничая с ребенком в ходе выполнения бытовых процессов, во время прогулок, игр, чтения и бесед, воспитатель имеет возможность прослеживать изменения в психике ребенка, оценивать их динамику.
В обязанности воспитателя входит изучение своих питомцев в контексте образовательно-воспитательной работы.
Воспитатель не просто организует разнообразные формы работы с детьми, а изучает их в процессе их реализации, внося впоследствии целесообразные изменения в их проведения с учетом проанализированных резервов.
Задача в изучении детей воспитателем детского сада состоят в том, чтобы обеспечить нормативные условия для развития психики, гибко перестраивать их в случае неблагоприятного воздействия на поведение ребенка, вовремя заметить отклонения в ходе психического развития, спрогнозировать дальнейшее развитие ребенка и осуществить необходимую профилактику возможных проблем психического развития. Без этого невозможны эффективное выполнение воспитателем своих обязанностей, творческий подход в его работе.
Для реализации исследовательской функции воспитателю необходимо обладать прочными знаниями по возрастной, в частности дошкольной, психологии. Воспитатель опирается на знание как общих закономерностей психического развития личности (динамические и содержательные его особенности), так и на знания о развитии отдельных психических функций, свойств в условиях усложненных видов деятельности и общения дошкольника.
Знания о психике ребенка должны отмечаться целостностью, обобщенностью и системностью, обусловленные пониманием взаимосвязи между отдельными направлениями в развитии психики ребенка: форм ее активности, психических свойств и процессов, способностей и мотивов.
Полноценное выполнение воспитателем профессиональных функций невозможно без осознания им своей роли в воспитательном процессе с дошкольниками.
Для дошкольника воспитатель выступает старшим, умным товарищем, партнером по сотрудничеству, всегда готовым оказать помощь. Воспитатель должен обладать выдержкой, тактом, не допускать в своем поведении грубых интонаций, выкриков, уметь поддерживать у себя позитивное, оптимистическое настроение. Каждый работник дошкольного учреждения работает вместе с коллегами над общими задачи воспитания детей, и в системе современного образования большое значение имеет преемственность в работе всех участников педагогического процесса.
Выводы об особенностях изучения воспитателем психических особенностей ребенка:
- изучение детей воспитателем детского сада имеет практическую направленность на понимание причин их поведения, определение их склонностей, создание условий для их развития;
- для получения объективного знания о своих питомцах воспитатель пользуется наблюдением в контексте организации им педагогического процесса с дошкольниками;
- гностическая функция профессии воспитателя дошкольного учреждения опирается на глубокие знания воспитателем детской психологии.