Методы научно-педагогического исследования

Организационные методы:

  • изучение состояния проблемы
  • разработка научной гипотезы

Методы сбора данных:

  • хронометраж, документирование, видеосъёмка, аудиозапись
  • педагогическое наблюдение
  • педагогический анализ биографий
  • педагогический анализ ситуаций, фактов
  • педагогическая беседа и интервьюирование
  • анализ педагогической документации
  • анализ и оценка результатов деятельности (выполнения заданий, контрольных, графических и творческих работ, контрольных опросов, лабораторных работ и т.п.)
  • анализ, обобщение педагогического опыта
  • анкетирование
  • самонаблюдение, самоотчёт, самоанализ, самооценка
  • экспертный анализ и оценка
  • педагогический консилиум (групповой экспертный анализ и оценка)
  • педагогическое тестирование (контрольный опрос, контрольная работа, сочинение, замер времени выполнения действий, определение особенностей и развитости интеллекта, памяти, способностей и др.)
  • социально-педагогический метод (изучение группы как коллектива, настроений и взаимоотношений в ней, лидерства, круга общения, условий жизни, содержание досуга и др.)
  • сравнительно-педагогический метод (изучение зарубежного метода и сравнение его с нашим)
  • педагогический эксперимент (естественный, лабораторный, формирующий, контрольный)

Методы обработки полученных данных

  • количественные (обсчёт полученных данных, ранжирование, процентирование, статистическая оценка, составление таблиц и графиков)
  • качественные (систематизация, группировка, типологизация, синтез, педагогический анализ собранных данных)
  • Интерпретационные методы

- каузальный (констатация и объяснение обнаруженных причинно-следственных связей и зависимостей)

- системный (оценка исследуемого явления как целостной педагогической системы)

- структурный (выявление составных частей-элементов исследованного явления, их вертикальных и горизонтальных соотношений по уровням его структуры)

- функциональный (изучение динамики, функций исследуемого явления в системе отношений с более крупной системой, а также функций её собственных структурных элементов)

- генетический (обнаружение развития, изменений, их тенденций)

- дедукции и индукции (заключения и выводы, построенные по логике от общего к частному и от частного к общему).

Методика исследования -- это совокупность методов, избранных исследователем для изучения определённой педагогической проблемы, их содержательная доработка и адаптация к специфике проблемы (например, соответствующих вопросов для анкеты и бесед), определение условий и последовательности их применения.

Педагогическая система:- совокупность взаимосвязанных, согласованно, как единое целое, функционирующих людей, педагогических и иных по своей природе (психологических, управленческих, организационных, материальных и др.) явлений (подсистем, свойств, качеств, элементов), сказывающихся на достижении требуемого педагогического результата и целенаправленно используемых для этого.

Педагогическая система создаётся для осуществления педагогического процесса. Педагогический процесс осуществляется в системе.

Система имеет свою конструкцию, организацию, набор структурных элементов с их рациональными взаимоотношениями. Специфика макроструктуры педагогической системы – в единстве её подсистем: воспитательной, образовательной, обучающей, развивающей. Так, работа вуза будет полноценной, если в ней представлены все эти элементы. Микроструктура педагогической системы включает в себя такие подсистемы как субъект (преподаватель), объект-субъект (обучающийся), цель и задачи работы, теоретические и практические основания, содержание, организационное обеспечение, условия, контроль и коррекция.

Педагогический процесс

Педагогический процесс – это:

- произвольно вызванное или стихийно возникшее движение в виде сменяющих другу друга педагогических действий, явлений, их изменений, ведущих к педагогическому результату.

- развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств обучающихся.

Главные характеристики педагогического процесса – целостность, общность, единство.

Компоненты педагогического процесса как системы (по Б.Т. Лихачёву)

· целенаправленная педагогическая деятельность

· педагог

· ученики (воспитанники)

· содержание педагогического процесса

· организационно-управленческий комплекс (формы и методы воспитания и обучения)

· педагогическая диагностика

· критерии эффективности педагогического процесса

· организация взаимодействия с природной и общественной средой.

Наши рекомендации