Методы научно-педагогического исследования
Организационные методы:
- изучение состояния проблемы
- разработка научной гипотезы
Методы сбора данных:
- хронометраж, документирование, видеосъёмка, аудиозапись
- педагогическое наблюдение
- педагогический анализ биографий
- педагогический анализ ситуаций, фактов
- педагогическая беседа и интервьюирование
- анализ педагогической документации
- анализ и оценка результатов деятельности (выполнения заданий, контрольных, графических и творческих работ, контрольных опросов, лабораторных работ и т.п.)
- анализ, обобщение педагогического опыта
- анкетирование
- самонаблюдение, самоотчёт, самоанализ, самооценка
- экспертный анализ и оценка
- педагогический консилиум (групповой экспертный анализ и оценка)
- педагогическое тестирование (контрольный опрос, контрольная работа, сочинение, замер времени выполнения действий, определение особенностей и развитости интеллекта, памяти, способностей и др.)
- социально-педагогический метод (изучение группы как коллектива, настроений и взаимоотношений в ней, лидерства, круга общения, условий жизни, содержание досуга и др.)
- сравнительно-педагогический метод (изучение зарубежного метода и сравнение его с нашим)
- педагогический эксперимент (естественный, лабораторный, формирующий, контрольный)
Методы обработки полученных данных
- количественные (обсчёт полученных данных, ранжирование, процентирование, статистическая оценка, составление таблиц и графиков)
- качественные (систематизация, группировка, типологизация, синтез, педагогический анализ собранных данных)
- Интерпретационные методы
- каузальный (констатация и объяснение обнаруженных причинно-следственных связей и зависимостей)
- системный (оценка исследуемого явления как целостной педагогической системы)
- структурный (выявление составных частей-элементов исследованного явления, их вертикальных и горизонтальных соотношений по уровням его структуры)
- функциональный (изучение динамики, функций исследуемого явления в системе отношений с более крупной системой, а также функций её собственных структурных элементов)
- генетический (обнаружение развития, изменений, их тенденций)
- дедукции и индукции (заключения и выводы, построенные по логике от общего к частному и от частного к общему).
Методика исследования -- это совокупность методов, избранных исследователем для изучения определённой педагогической проблемы, их содержательная доработка и адаптация к специфике проблемы (например, соответствующих вопросов для анкеты и бесед), определение условий и последовательности их применения.
Педагогическая система:- совокупность взаимосвязанных, согласованно, как единое целое, функционирующих людей, педагогических и иных по своей природе (психологических, управленческих, организационных, материальных и др.) явлений (подсистем, свойств, качеств, элементов), сказывающихся на достижении требуемого педагогического результата и целенаправленно используемых для этого.
Педагогическая система создаётся для осуществления педагогического процесса. Педагогический процесс осуществляется в системе.
Система имеет свою конструкцию, организацию, набор структурных элементов с их рациональными взаимоотношениями. Специфика макроструктуры педагогической системы – в единстве её подсистем: воспитательной, образовательной, обучающей, развивающей. Так, работа вуза будет полноценной, если в ней представлены все эти элементы. Микроструктура педагогической системы включает в себя такие подсистемы как субъект (преподаватель), объект-субъект (обучающийся), цель и задачи работы, теоретические и практические основания, содержание, организационное обеспечение, условия, контроль и коррекция.
Педагогический процесс
Педагогический процесс – это:
- произвольно вызванное или стихийно возникшее движение в виде сменяющих другу друга педагогических действий, явлений, их изменений, ведущих к педагогическому результату.
- развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств обучающихся.
Главные характеристики педагогического процесса – целостность, общность, единство.
Компоненты педагогического процесса как системы (по Б.Т. Лихачёву)
· целенаправленная педагогическая деятельность
· педагог
· ученики (воспитанники)
· содержание педагогического процесса
· организационно-управленческий комплекс (формы и методы воспитания и обучения)
· педагогическая диагностика
· критерии эффективности педагогического процесса
· организация взаимодействия с природной и общественной средой.