Развитие языковых возможностей

Словарная работа

Как запоминаются слова? Как они хранятся в памяти? Как извлекаются из памяти и используются в речи? Уче­ные на основе многочисленных экспериментов доказали, что слова в нашем сознании объединяются по смысловому прин­ципу.

Заведите «Словарик» — альбом, в котором собраны кар­тинки по различным темам: овощи, фрукты, посуда, одежда, обувь, цветы, деревья, домашние и дикие животные, птицы, насекомые и др.

Лучше, если ребенок будет помогать отыскивать картин­ки в журналах, рекламных проспектах, а потом вместе с Вами вырезать и наклеивать их в «Словарик». Слова не про­сто заучиваются, они вводятся в разнообразные ситуации. Так, например, рассказывая о том, какие есть бабочки, жуки и другие насекомые, нужно показать их изображения, накле­ить (или нарисовать) в тематический альбом картинки, сде­лать аппликацию, прочесть сказку В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», прослушать мелодию Н. Римского-Корсакого «Полет шмеля», наконец, придумать свою сказ­ку. Желательно сделать несколько вариантов картинок, что­бы использовать их в инсценировках и играх.

Поскольку уже в трехлетнем возрасте накопление слова­ря идет не столько за счет увеличения количества слов, сколь­ко за счет способности ребенка к словообразованию, мы пред­лагаем следующие упражнения: грамматические и словооб­разовательные противопоставления, игры на ассоциации по смежности и контрасту (формируют способность устанавли­вать разные связи).

ЗАДАНИЯ

v Формирование обобщений. Взрослый предлагает ре­бенку назвать обобщающим словом ряд предметов. Напри­мер: Морковь, огурец, помидор, капуста — это овощи.

v Для расширения словарного запаса по теме «Части тела (туловище)» прочитайте и обсудите с ребенком стихотво­рение С. Маршака «Одна дана нам голова...».

v Задавайте вопросы, которые требуют размышления и активизации знаний. Например: Что происходит ночью? — Ребенок спит, совы летают, ночные бабочки танцуют, собачка сторожит дом, часы тикают, мыши скребутся, ежик охотится. Прочитайте и обсудите стихотворение.

БЫЛО ТИХО...

Было тихо, очень тихо:

Ночь на всей земле.

Лишь будильник робко тикал

На моем столе.

Было тихо, очень тихо —

Тихий, тихий час...

Лишь будильник робко тикал

Мышь в углу скреблась.

Было тихо, очень тихо —

Дрема без забот...

Лишь будильник робко тикал,

Мышь скреблась,

Сверчок пиликал

Да мурлыкал кот.

Было тихо, очень тихо:

Тихий час теней...

Лишь будильник робко тикал,

Мышь скреблась,

Сверчок пиликал,

Козлик мекал,

Кот мяукал,

Поросенок дерзко хрюкал,

Бык ревел

И две собаки

Дружно вторили во мраке

Ржанию коней.

(Н. Матвеева )

v Обращайте внимание малыша на свойства предме­тов.

v Упражняйте ребенка в словообразовании.

v Формируйте по образцу морфологические и грамма­тические компоненты.

1. Существительные (уменьшительно-ласкательная форма, детеныши животных).

2. Прилагательные.

3. Глаголы.

v Развивайте словесно-логическое мышление. Пред­ложите ребенку по аналогии подобрать недостающее слово (примеры В. Левина):

Писатель — книга, художник — ...

Писатель — читатель, художник — ...

Писатель — слова, художник — ...

На мотоцикле мотоциклист, на велосипеде — ..., на поез­де —...

v Закрепляйте навык включения разнообразных сло­вообразовательных моделей в самостоятельное речевое выс­казывание ребенка:

единственное и множественное число существительных;

мужской и женский род глаголов прошедшего времени (бегал — бегала...);

префиксальные изменения глаголов {выехала, съехала, приехала, уехала...);

совершенный и несовершенный вид глаголов (рисует — нарисовал...).

v Продолжайте учить ребенка правильно употреблять пред­логи.

Попросите малыша выполнить действия с каким-нибудь предметом. Например: Положи мяч на стул, под стул, за кресло и т.д. Потом пусть ребенок дает похожие инструкции Вам.

Задавайте вопросы по картинкам. Например:

Кто спрятался за...?

Что без чего не бывает?

v Закрепляя падежные формы, воспользуйтесь пере­численными ниже литературными произведениями и вопросами.

Родительный падеж

В. Бианки «Чьи это ноги?»

Дательный падеж

— Кому что нужно? (Кролику — морковка, собаке — косточка, птице — зернышки и т.д.)

— Что нужно разным героям сказок? (Буратино — золотой ключик, коту — сапоги и т.д.)

Винительный падеж

—Что ты видишь в комнате (на улице, на картинке и т.д.)?

ЕСЛИ МНЕ ПОДАРЯТ ЛОДКУ

Если мне подарят лодку,

Ялик,

Гичку,

Самоходку,

Барку

Или хоть байдарку,

Как я буду рад подарку!

Я согласен и на джонку,

Катер,

Яхту,

Плоскодонку,

На каяк,

Каноэ,

Ботик,

В крайнем случае на плотик...

Буду рад

Катамарану,

Оморочке

И сампану.

Взял бы я охотно шлюпку

Или даже душегубку.

Лишь бы мне

На вольной воле

Плыть и плыть

В своей гондоле,

На вельботе,

На пироге —

Плыть без горя

И тревоги,

Лишь бы плыть и плыть часами:

Все равно — под парусами

Иль с мотором,

Иль на веслах

В те края,

Где нету взрослых!

Повидаюсь с океаном,

Потягаюсь с ураганом

И вернусь обратно к маме —

Прямо к чаю с пирогами. (Б. Заходер)

Творительный падеж

— Кто чем защищается? (Еж — колючками, олень —рогами и т.п.)

— Чем ты угостишь животных (друзей)?

плим

Ложка — это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка — это кошка,

У кошки семь котят.

Тряпка — это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка — это шапка,

Оделся и пошел.

А я придумал слово,

Смешное слово — плим.

Я повторяю снова:

Плим, плим, плим!

Вот прыгает и скачет

Плим, плим, плим!

И ничего не значит

Плим, плим, плим!

(И. Токмакова)

v Вводите в речь ребенка логико-грамматические кон­струкции, сложноподчиненные предложения.

ЧЕРЕПАХА

Черепаха

Всех смешит,

Потому что

Не спешит.

Но куда

Спешить

Тому,

Кто всегда

В своем дому?

(Б. Заходер)

СОРОКА

Взлетела сорока высоко.

И вот тараторит сорока,

Что сахар ужасно соленый,

Что сокол не сладит с вороной,

Что раки растут на дубе,

Что рыбы гуляют в шубе,

Что яблоки синего цвета,

Что ночь наступает с рассвета,

Что в море сухо-пресухо,

Что лев слабее, чем муха,

Всех лучше летают коровы,

Поют же всех лучше совы,

Что лед горячий-горячий,

Что в печке холод собачий

И что никакая птица

В правдивости с ней не сравнится!

Стрекочет сорока, стрекочет —

Никто ее слушать не хочет:

Ведь в том, что болтает сорока,

Нет никакого прока!

(Б. Заходер)

МЫШКИНА СЧИТАЛКА

Раз, два, Значит,

Три, четыре. Вкусным будет сыр.

Сосчитаем Если в нём

Дыры в сыре. Одна дыра,

Если в сыре Значит, вкусным

Много дыр, Был

Вчера. (В. Левин)

ДЖОНАТАН БИЛЛ

Джонатан Билл,

который убил

медведя

в Черном бору,

Джонатан Билл,

который купил

в прошлом году

кенгуру,

Джонатан Билл,

который скопил

пробок

два сундука,

Джонатан Билл,

который кормил

финиками

быка,

Джонатан Билл,

который лечил

ячмень

на левом глазу,

Джонатан Билл,

который учил

петь по нотам

козу,

Джонатан Билл,

который уплыл

в Индию

к тетушке Трот, —

ТАК ВОТ

этот самый Джонатан Билл

очень любил компот.

(В.Левин)

КОГДА Я БУДУ ВЗРОСЛЫМ

Когда я буду взрослым, Я буду очень грозным, И скажут мои детки: «Нельзя ли погулять?» — «А час какой? Девятый? Пожалуй, поздновато. А ну, — скажу, — ребята, Сейчас же марш в кровать!»

Когда я буду взрослым, Я буду очень грозным, И скажут мои детки: «Нельзя ли поиграть?» Скажу:

«Весь день играли? Коробку поломали? Катушку потеряли? Сейчас же марш в кровать!»

(А.Кушнер)

v Пополняйте словарный запас ребенка антонимами и синонимами. Чем больше синонимов, тем богаче, вырази­тельнее язык. Благодаря синонимам передаются тонкие от­тенки смысла.

Прочитайте ребенку стихотворение и попросите заменить выделенное слово другим, подходящим по смыслу (любезно, учтиво).

Вышел слон на лесную дорожку Наступил муравью на ножку И вежливо очень сказал муравью: Можешь и ты наступить на мою...

(В.Лунин)

Обратите внимание ребенка на то, что одно слово можно заменить другим, сходным по значению.

Ветер — ураган, доктор — врач, горе — печаль, забия­ка — драчун, игра — забава, боязнь — страх, мгла — тьма — мрак, спасибо — благодарю, всюду — везде, грустный — печальный, угощать — потчевать, шалить — баловать­ся, замерз — закоченел.

Учимся сравнивать

« Что такое ум сам по себе? Способность подмечать сходства и различия, соответствия и несоответ­ствия, которые имеют между собой различные пред­меты».

(Гельвеции)

Из книги СМ. Бондаренко «Учите детей сравнивать»:

«Сравнение лежит в основе всех великих изобретений. Как рассказывает древнегреческая легенда, пилу изобрел обучавшийся у знаменитого мастера Дедала его племянник Тал. За образец он взял спинной хребет костистой рыбы и че­люсти змеи, усаженной острыми зубами...».

Известно, что «парашютики» растений типа одуванчика натолкнули на мысль о создании парашюта. Идея конструк­ции висячего моста пришла в голову изобретателю при на­блюдении за паутиной. Создать форму крыла аэроплана по­могло сравнение с крылом птицы. КД. Ушинский говорил: «Чтобы какой-то предмет был понят ясно, отличайте его от самых сходных с ним предметов и находите сходство с самы­ми отдаленными от него предметами, только тогда вы выяс­ните себе все существенные признаки, а это значит понять предмет». Он считал, что такую работу надо начинать как можно раньше: «Как только являются два, три предмета, так и должно их сравнивать».

Сначала надо хвалить ребенка за любую попытку срав­нить предмет с чем-нибудь. Затем похвалы заслуживает от­вет, если предмет сравнивается действительно с чем-то по­хожим. Решению задач на сравнение способствует констру­ирование сравниваемых предметов. Задавайте вопросы, побуждающие объяснять различие и сходство. Такая деятель­ность активизирует речемыслительные операции.

Задачи, требующие сравнения, не должны быть легки­ми. Нежелательно, чтобы знания, полученные путем срав­нения, остались эпизодом в развитии ребенка: они должны стать основой для приобретения новых знаний.

Попробуйте предлагать ребенку самостоятельный поиск объектов для сравнения.

«Психологами установлено, что у детей дошкольного воз­раста умение различать созревает раньше, чем операция обоб­щения. Это объясняется тем, что за операцией различения объектов стоит наглядно-действенное мышление. За указа­нием на общее кроется не наглядное мышление, а операция введения в отвлеченную категорию — внешний признак того, что еще не созрел сложный процесс выделения общего при­знака и введения предметов в общую отвлеченную категорию». (А.Лурия)

«Материал, усвоенный в сравнении, вспоминается лег­че, быстрее и в более полном объеме, чем материал, который при изучении не сравнивался и не сопоставлялся. Это объяс­няется тем, что в процессе сравнения возникают ассоциатив­ные связи между фактами, явлениями, понятиями. Сравне­ние выступает не только средством познания, но и как сред­ство умственного развития. Развивается умение не только ус­танавливать сходство и различие, но и выяснять их причи­ны». С.М.Бондаренко отмечает, что готовность и способность к установлению аналогий можно рассматривать как одну из характеристик умения активно и творчески применять свои знания.

ЗАДАНИЯ

v Загадайте предмет, предложите ребенку отгадать за­думанное, послушав сравнения. Например: Он похож на чаш­ку с водой, на пруд с ровными берегами. (Бассейн.)

v Попросите ответить ребенка на вопросы: На что похож лист клена? (воротничок Петрушки), единица? (че­ловек с дудкой) и т.п.

Слоговая структура слова

Нарушения ритмического ри­сунка слов сопутствуют детям с про­блемами речевого развития на про­тяжении долгого времени. Так, если по мере развития речи ребенок на­чинает хорошо произносить двух-трехсложные слова, при произнесении более сложных слов или слов со стечением со­гласных могут возникнуть труд­ности.

ЗАДАНИЯ

v После того, как ребенок научится по заданию хло­пать в ладоши 1,2,3 раза, научите сочетать число хлопков с количеством слогов в словах: ма-ма, ча-сы, ма-ши-на, ли-мо-ны и т.п.

v Учите ребенка подбирать слова с заданным количе­ством слогов.

Легче всего произносить слова, состоящие из слогов типа «согласный — гласный» (ма-ма, му-ка и т.п.), затем подби­раются слова, где один слог оканчивается на согласный (ка­ток, мас-ка, бан-ка, пас- та и т. п.) далее — слова, в которых оба слога оканчиваются согласным (лас-тик, бан-тик и т. п.).

Упражняйте в распределении согласных между дву­мя соседними слогами. Наибольшие трудности возникают при произнесении сте­чения согласных: ста — кан, Моек - ва, гра - дус — ник, каст -рю - ля, прос — ты - ня.

v Запишите в «Словарик» слова, в которых ребенок переставляет или пропускает слоги. Учите его считать коли­чество слогов в слове, начиная с более простых — двухслож­ных.

После того, как ребенок научится правильно выговаривать слово, обязательно надо следить за тем, как это слово произ­носится им во фразах, в речевом потоке. Это более сложный и длительный по времени вид работы, чем отработка изолиро­ванного произнесения.

Дети, умеющие читать, легче воспро­изводят ритмический рисунок слов, тем более со сложной слоговой струк­турой.

v Напишите слово (лучше на клейких листках), раз­режьте его на слоги, перемешайте их. Предложите ребенку собрать (склеить) слоги, чтобы опять получилось слово. Сна­чала задание может выполняться с опорой на образец, а за­тем по памяти.

Такого рода задания не только спо­собствуют правильному воспроизведе­нию слоговой структуры слов, но и формируют навыки контроля и плани­рования, необходимые в любой дея­тельности, особенно в учебной.

Наши рекомендации