Речь. Развитие речи у детей
Понятие о речи. Функции речи. Виды речевой деятельности. Устная речь, ее происхождение. Письменная речь. Речь и познавательная деятельность личности. Развитие речи в раннем возрасте. Особенности развития речи дошкольников. Рост словаря и развитие грамматического строя речи. Развитие фонетического слуха у детей.
Ощущение и восприятие. Развитие ощущений и восприятия у детей
Понятие об ощущениях. Классификация ощущений. Виды ощущений. Общие основы ощущений. Взаимодействие ощущений. Понятие о восприятии. Предметность, целостность, константность и осмысленность восприятия. Зависимость восприятия от характера деятельности. Особенности зрительного и слухового восприятия. Восприятие человеческой речи. Сенсорное развитие ребенка. Этапы сенсорного развития и их связь с деятельностью ребенка. Развитие предметности и константности восприятия. Восприятие пространственных отношений. Восприятие речи. Восприятие изображения. Определяющее внимание сенсорного восприятия на развитие детского восприятия.
Память. Развитие памяти у детей
Понятие о памяти. Зависимость памяти от направленности личности. Виды памяти: словесно-логическая, образная, двигательная, эмоциональная, непроизвольная и произвольная. Представления памяти. Образы восприятия и образы представлений. Процессы памяти: запоминание, воспроизведение, узнавание, сохранение и забывание. Узнавание и воспроизведение в младенческом и преддошкольном возрасте. Особенности памяти дошкольника. Развитие представлений. Развитие непроизвольной памяти. Развитие произвольного запоминания и воспроизведения. Образная, словесно-логическая память детей младшего школьного возраста.
Мышление. Развитие мышления у детей
Понятие о мышлении как высшей форме познавательной деятельности. Мышление и чувственное познание. Виды мышления. Мышление и речь. Роль слова в формировании понятий. Формирование понятий в процессе обучения. Наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление, их особенности и взаимосвязь. Возможности формирования эмпирического и теоретического мышления у детей младшего школьного возраста.
Воображение. Развитие воображения у детей
Понятие о воображении. Виды воображения. Развитие воображения дошкольника и младшего школьника. Зависимость воображения ребенка от его опыта. Воспроизводящее воображение ребенка. Элементы творчества в детском воображении. Переход от воображения в действии внутренним, собственно психическим формам воображения.
Чувства. Развитие чувств у детей
Понятие о чувствах. Чувства и потребности личности. Эмоциональные состояния и их экспрессивная сторона. Настроения. Аффекты. Страхи. Высшие чувства. Моральные, интеллектуальные и эстетические чувства. Особенности развития чувств в младшем школьном возрасте. Повышенная эмоциональность дошкольников и ее причины. Роль общения ребенка со взрослыми, сверстниками в развитии чувств. Развитие способности к сопереживанию и ее значение для формирования чувств. Влияние чувств на познавательные процессы.
Темперамент
Понятие о темпераменте. Круг психических свойств, характеризующих темперамент. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Тип нервной высшей деятельности и темперамент.
Характер
Понятие о характере. Обусловленность характера общественными отношениями и межличностными отношениями людей. Характер и направленность личности. Особенности формирования характера в младшем школьном возрасте.
Способности
Понятие о способностях. Способности и деятельность. Задатки и способности. Врожденное и приобретенное в способностях. Формирование способностей.