Татары в России — у себя дома

Строки из доклада председателя Совета федеральной нацио­нально-культурной автономии татар России Валеева Р.С. на III всероссийской отчетно-выборной конференции ФНКАТ:

Дөньяның төрле илләрендә сибелеп яшәүче татар халкының тарихи Ватаны һәм милләтләшләребезнең иң зур күпчелеге гомер итә торган ил - бүгенге Россия Федерациясе.Татар халкыньң язмышы монда - ата-бабаларыбызның кан-тирләре тамган, борынгы татар дәүләтләренең дәвамчысы булган дәүләттә хәл ителә.

О предшественниках ФНКАТ России — исторической Родины татар

Судьба татарского народа в значительной степени решается в его исторической среде обитания - в Российской Федерации. И прошлое, и настоящее, и надежды на будущее татар связаны с зем­лей наших предков, где зарождались и исчезали древние государ­ства. Федеральная национально-культурная автономия имеет вели­ких предшественников в лице Национально-культурной автономии мусульман внутренней России, сформированной 22 июля 1917 года в Казани на объединенном съезде трех курултаев - военного, му­сульманского и национального Советов, в которых татары состав­ляли подавляющее большинство. Невозможно предать забвению деятельность первого национального парламента татар во главе с Садри Максуди, работавшего в Уфе в течение 40 дней с ноября 1917 года до января 1918 года, рассматривая насущные проблемы национального образования, культуры, самоуправления.

...Особенность III конференции федеральной национально-­культурной автономии татар заключается в том, что она впервые проводится при участии органов власти Республики Татарстан и Российской Федерации. Этнокультурные проблемы российских татар, формы их самоорганизации мы обсуждаем на отдельном фо­руме при участии всего нынешнего состава национально-­культурных автономий татар.

...Этнокультурное развитие российских татар идет по созида­тельному руслу, отвергая разрушение, сепаратизм, конфронтацию.

В регионах традиционного проживания татарского населения дей­ствуют и расширяются школы и классы, издаются татарские газе­ты, в некоторых регионах ведется вещание татарских телерадио­программ. Проводятся концерты, вечера, национальные праздники Сабантуй, создается сеть торговых домов «Татарстан».

В центре этих добрых дел, проводимых совместно с органами власти, учреждениями регионов, Республики Татарстан, Исполко­мом Всемирного конгресса татар, стоят региональные и местные национально культурные автономии татар. Главное для нас сегодня - разобраться с тем, как идет становление НКА татар России как самостоятельной законной структуры консолидации нашего народа в правовом поле России.

Закон и реальная жизнь

Несмотря на недоработанность механизма реализации феде­рального Закона «О национально-культурных автономиях», идеи культурной автономии востребованы и ждут воплощения. Феде­ральная национально-культурная автономия татар и механизм со­хранения развития самобытности нашего народа сложились как неразрывное единство двух компонентов: Республики Татарстан как духовного, научно-культурного, методического центра разви­тия 5,5 миллионов татар России и экстерриториальных националь­но-культурных автономий, созданных почти во всех регионах ком­пактного проживания татар.

В 25 областях, краях, республиках компактного проживания та­тар. кроме Астраханской и Челябинской областей, созданы регио­нальные НКА татар. За отчетный период, в 2002-2007 годы повы­силась роль и выросло общее количество местных национально­-культурных автономий, действующих в 36 регионах страны. Тесно сотрудничая с органами региональной власти и местного самоуправления, более 200 местных НКА занимаются развитием куль­туры, образования, пропагандой национальных традиций татарско­го народа в городах, микрорайонах, муниципальных образованиях.

Региональные и местные НКА действуют самостоятельно, никто не вправе ими командовать. Федеральная НКА и ее Совет способ­ствуют координации их деятельности, выступают от их имени при контактах с общефедеральными ведомствами. Для постановки во­просов разработки региональных и федеральных программ нужны единые стандарты организационного, методического и информаци­онного обеспечения всех структур НКА. Как минимум каждая ре­гиональная и местная НКА нуждается в своем офисе, средствах связи, делопроизводстве, в ответственном секретаре, а также лице, способном решать финансово-материальные проблемы. Главная ответственность ложится на председателя НКА, официального ли­дера, который представляет автономию и татарскую общину.

Условия и эффективность НКА неодинаковы и зависят от отно­шения региональных властей и сплоченности, состоятельности ре­гиональных автономий, уровня национального самосознания та­тарских предпринимателей. Основная доля татарской жизни и дея­тельности НКА приходится на Приволжский федеральный округ, где проживают около 4 миллионов татар, а всего в Поволжско - Уральском регионе живут более 80 процентов татар России. Тра­диционно активно и сплоченно, совместно с органами власти ре­гиона работают татары Удмуртии, где весьма высока степень этничности и позиции национальной культуры, образования сильны, а национальные организации и их лидеры серьезны и компетентны. Одной из самых организованных региональных автономий можно считать РНК А Ульяновской области, где именно на заседаниях Со­вета НКА обсуждаются все насущные проблемы татар.

Серьезно относятся к идее НКА в Сибири, в Тюменской, Ом­ской областях, Ханты-Мансийском автономном округе... Инте­ресный опыт интеграции мусульманской уммы, просветительской деятельности, культурно - образовательской деятельности накоплен в региональной НКА Нижегородской области, где молодое поколе­ние татар приобщается к гуманистическим ценностям исламской религии, не отрываясь от земных реалий и светской жизни. Здесь, так же, как в Ивановской области, где РНКА возглавляет мусуль­манский лидер Фарит Ляпин, областную автономию возглавляет представитель духовного управления, имам мечети г. Дзержинска Гаяз Закиров...

Интересно и весьма непросто складываются взаимоотношения с органами власти. Во многих регионах (в Пермской, Тюменской, Ульяновской, Ивановской, Московской и др. областях и в г. Моск­ве) органы власти относятся к НКА конструктивно, с пониманием.

Исключительная ситуация складывается в Башкортостане, где дей­ствует крупнейшая в стране РНКАТ. Надеемся, и в этом регионе рано или поздно сложится нормальная ситуация взаимодействия на основе закона. Мы всегда были за конструктивность и компетентность в об­суждении и решении национальных вопросов, за ведение диалога эт­нической общности с властью, не подменяя функции национальной организации административным фактором, строго соблюдая Закон «О национально-культурных автономиях» и ст. 17 Закона Российской Федерации «Об общественных объединениях».

В условиях реформы государственной власти России начала XXI века, усиления процесса глобализации и заторможенного со­стояния общественного сознания, темпы национально-культурного развития татар начинают неуклонно снижаться. В некоторых ре­гионах уменьшается количество желающих учиться в татарских школах и классах, снижаются тиражи татарских изданий.

В отдельных регионах национально-культурные автономии стал­киваются с неисполнением федеральных законов, неконструктивным отношением чиновников к идеям национально-культурного развития в рамках НКА, решению вопросов национального образования, куль­туры. Имеются случаи немотивированного отказа регистрировать ме­стные и региональные НКА татар, препятствования развитию нацио­нального образования, культуры, СМИ. В большинстве регионов Рос­сийской Федерации прекращены или сведены к минимуму теле- радиопередачи на татарском языке, не оказывается финансовая по­мощь изданию национальных газет.

Трудно приживается национальный образ жизни в городах. Уменьшается степень этничности в селах, где снижается рождае­мость и откуда наиболее конкурентоспособная молодежь уезжает в город. В большинстве российских регионов молодежь практически не знает родного языка, национальной культуры. В ряде случаев организационно-методическое обеспечение местных и региональ­ных национально-культурных автономий незначительно. Сотруд­ничество НКА татар российских регионов с исторической родиной и духовно-методическим центром нашего народа - Республикой Та­тарстан стало острой необходимостью и важнейшей частью дея­тельности татарских общин.

Как действовал Совет ФНКАТ?

Расположенный в Казани, Совет ФНКАТ поддерживал связи с регионами Поволжья, Урала, Сибири Дальнего Востока и в первую очередь со столицей России г. Москвой, где расположены феде­ральные органы власти. Прежде всего эта работа заключалась в об­суждении и проработке правовых, информационно-аналитических вопросов, которые до сих пор остаются актуальными.

В Москве работает интереснейшая община, народ там талантли­вый и высокообразованный, в рамках культурно-просветительского центра, городской и областной автономии. Некоторые политтехнологи с определенными взглядами, способными разобщить татар­ский мир России, противопоставлять Казань и Москву, пытались диктовать свою формулу национальной жизни. Все полезное мы переняли и готовы к сотрудничеству с любыми силами, содейст­вующими консолидации татар Российской Федерации, отстаиваю­щими их интересы. Но наш народ, как известно, в подавляющем большинстве живет не внутри Садового кольца Москвы. И он знает свои потребности, возможности. Поэтому коллективные письма против демократизации использования татарского алфавита и все­возможные действия в целях дискредитации Татарстана, татарской общественности, ФНКАТ и ВКТ, не застали врасплох. Попытки противопоставить татар, Татарстан и Россию, федеральному центру в основном не удались. В этом заслуга и руководства республики, широкой татарской общественности, и наших татар, живущих в Москве и других регионах.

Даже те, кто выступал за перенос Совета ФНКАТ в Москву, на­деюсь, поняли, что Казань всегда останется центром татар России и мира, а в Москве у нас достойные представители, настоящие лиде­ры российских татар.

В Федеральном собрании, в верхней и нижней его палатах рабо­тают 14 татар, плюс наши друзьями земляки, представители других национальностей. Думается, что новый состав Совета ФНКАТ по­старается их консолидировать. А татары России в праве узнавать первыми, кто из наших соплеменников помогает своему народу, болеет за него, а кто совсем даже наоборот.

А необходимость поддержки и постоянных связей с ближними и дальними регионами растет. По мере продвижения на Восток тем­пература татарской жизни меняется, но и здесь происходят важные процессы. Совет ФНКАТ в течение 5 последних лет ведет работу с Дальним Востоком. Надеюсь, проект культурно-агитационного по­езда «Татарский пролив», разработанный Советом ФНКАТ и Сове­том сторонников партии ЕР в 2003 году, свяжет Казань и Москву с Николаевским-на-Амуре Хабаровского края, где расположен про­лив, носящий имя нашего народа.

О цыганской лошади и живучести НКА

В связи с тем, что вопрос о финансировании федеральных авто­номий из федерального бюджета в отчетный период не был решен, Совет ФНКАТ функционировал на общественный началах, без консолидации средств на своем расчетном счете. Самостоятельная финансово-хозяйственная жизнь не велась. В 2002-2007 годы ко­мандировки членов Совета и финансирование текущих заседаний в Казани и в регионах РФ осуществлялись за счет личных средств членов Совета ФНКАТ или за счет региональных НКАТ.

На заседаниях Совета ФНКАТ, проводимых 1-2 раза в год, при­сутствовало более половины членов Совета, т.е. решения принима­лись при наличии кворума членов Совета. Демократизм, и толе­рантность, соблюдение законов РФ и Устава ФНКАТ, конструк­тивность и выдержка - отличительные черты нашей организации.

Главным итогом деятельности Совета ФНКАТ за отчетный пе­риод является то, что он не допустил противостояния между Моск­вой и Казанью, между татарами различных регионов, между ФНКАТ и исполкомом Всемирного конгресса татар, добившимся немалых успехов благодаря административной и материальной поддержке Республики Татарстан. И еще важно то, что федераль­ную НКА не отдали на откуп какой-либо партии или финансовой группе, сохранили в той организационно-правовой форме, в какой она была создана 8 лет назад. Совет федеральной автономии нахо­дится в центре внимания, о нем говорят, спорят, с ним сопернича­ют, он вступает в диалог с органами власти регионального и феде­рального уровней, разрабатывает правовые и нормативные доку­менты, совершенствует идеологию, занимается информационным обеспечением этнокультурного развития. Почему? Потому что у нас работают 25 региональных и 200 местных автономий, возглав­ляемые серьезными, самоотверженными кадрами. И они действуют на основе закона, в диалоге с партнерами.

Однако не хотелось бы, чтобы Совет ФНКАТ разделил судьбу цыганской лошади, которую научили обходиться без еды неделю, потом целый месяц, а потом, когда она совсем приучилась жить без корма, неожиданно померла...

О роли Республики Татарстан

Многонациональная Республика Татарстан, носящая имя татар­ской нации, второго по численности в России народа, выполняет роль духовного центра татар мира и, прежде всего, Российской Фе­дерации. В силу того, что татарский язык, литература, культура, история едины для всех татар, гуманитарные учреждения Татар­стана - средние и высшие учебные заведения, Академия наук и на­учные институты, центры, театры, концертные учреждения, биб­лиотеки, музеи, печатные и электронные СМИ и особенно телеви­дение и радиовещание и другие учреждения работают на весь та­тарский народ. Я бы сказал, на всю Россию, так как именно здесь живет подавляющее большинство татар и здесь решается судьба этнического сохранения татарского этноса. Не может быть татар­ской культуры или языка той или иной области. Язык, культура, история татарского народа едины и экстерриториальны, что влияет на значимость связей РТ с региональными НКА. Известно, что в Татарстане, который является территориальной автономией татар, нет татарских национально-культурных автономий. В то же время, как уже было сказано, сохранение и развитие российских татар возможно при динамичном взаимодействии духовного и методиче­ского центра - Республики Татарстан и национально-культурных автономий, действующих в российских регионах... Назрела задача разграничения ответственности и полномочий между ФНКАТ и Республикой Татарстан в областях экономического, национально­-культурного, образовательного развития татарского населения.

Татары Российской Федерации как «предмет совместного ве­дения»

Вся деятельность НКА российских татар показывает, что по­мощь Татарстана соотечественникам, живущим за пределами РТ, имеет солидную правовую базу и человеческую мотивацию. Татар­стан, помогая татарам в удовлетворении их духовных потребно­стей, оказывает поддержку России, способствует ее стабильности и социальному развитию.

Представляется крайне важным интегрировать организационно ­представительскую и правовую деятельность национально-­культурных автономий в контекст реализации внесенного в Феде­ральное Собрание Договора между органами власти Татарстана и Российской Федерации. Взаимоотношения органов власти Респуб­лики Татарстан с федеральным центром связаны с регулированием такого специфического и весомого «предмета совместного веде­ния», как татарское население российских регионов, с практиче­ской деятельностью местных, региональных и федеральной НКА татар. Думается, и законодатели, и исполнительная власть, и татар­ская общественность не забудут об этом серьезном аргументе.

О Государственной политике Российской Федерации

Наша позиция в этом вопросе такова — необходимо создать в структурах исполнительной власти Российской Федерации специаль­ный орган не ниже федерального агентства или хотя бы службы в на­чальном этапе. Законопроект «Об основах государственной политики в сфере межэтнических отношений», внесенный комитетом по нацио­нальным вопросам в Государственной Думу, содержит важнейшие концептуальные положения, он многократно перерабатывался. Ны­нешний состав Государственной Думы просто обязан до истечения своих полномочий, т.е. до конца третьего квартала текущего года принять этот рамочный Закон, открывающий возможности для даль­нейшей нормотворческой деятельности. А так же принять в самые короткие сроки поправку в Закон «О НКА», со словами «федеральные автономии» и «из федерального бюджета».

В немой позе стоят почти все народы, создавшие свои легитим­ные органы самоуправления. Общественные и государственные деятели мало что могут сообщить им о реальных перспективах на­ционального развития российских этносов. Никто не может ясно сказать, какой из факторов играет решающую роль - глобализация, общественная активность народов или государственная политика в этнической сфере. Будто государственная власть задумалась - то ли спасать народы, позволяя им само развиваться, или, наоборот, «добивать» их, дожидаться их исчезновения. К чему это приведет? Татары, как и другие народы России, вряд ли уйдут с мировой ис­тории по-английски, не попрощавшись и безропотно. Допускаю, что предстоит длительный процесс агонии, сопровождаемый нега­тивными явлениями.

Боюсь, что под катком глобализации окажутся языки и культу­ры всех народов России, включая русский. Оценивая неадекватное отношение к решению этнических проблем, сохранению идентич­ности и самобытности российских этносов, нетрудно предсказать реакцию отвергнутых или забытых народов: синдрома безразличия и нелюбви к своему государству. А это страшная угроза для безо­пасности страны.

Партнеры и соратники

...Есть татарские НКА, которые, полагаясь на себя, находят ре­сурсы, используют общественную инициативу, конструктивно со­трудничают с органами региональной власти и местного само­управления, решая этнокультурные проблемы.

На наших заседаниях и в текущей жизни часто затрагивается тема использования этнокультурного фактора в интересах бизнеса отдельных предпринимателей и поддержки татарской культуры, образования за счет татарских бизнесменов. Многие предпринима­тели, руководители РНКАТ вложили большие средства на этно­культурное развитие нашего народа. Спасибо им!

Иногда говорят, что Закон об НКА не работает. Это неправда. Закон служит тем, кто добивается его исполнения. Его наращива­ние, укрепление, усиление, закрепление другими законами, норма­тивными актами — это уже задача заинтересованных сторон, всей общественности и народа. Отсутствие или недостатки в необходи­мых правилах наносят ущерб.

Конструктивное взаимодействие с федеральными учреждения­ми возможно и реально. Об этом свидетельствует оперативный вы­пуск второго, исправленного издания учебника отечественной ис­тории для II класса общеобразовательных школ издательством «Русское слово». Редакционный Совет под руководством Н.В.Загладина не только в считанные месяцы внес поправки, пред­ставленные Советом ФНКАТ, но и включил в свой состав предсе­дателя Совета ФНКАТ наряду с крупными учеными, педагогами и государственными деятелями, каким является губернатор Орлов­ской области Егор Строев. И теперь мне как руководителю феде­ральной татарской НКА уже представляются на экспертизу учеб­ники истории 9 и 7 классов. Это еще одно свидетельство тому, что все зависит от конструктивности и компетентности деятелей НКА и работников госаппарата, гуманитарных учреждений.

Совет ФНКА татар на своем заседании, состоявшемся в Уфе в апреле 2006 года, утвердил проект разграничения функций и пол­номочий органов государственной власти, местного самоуправле­ния, федеральной и региональных НКА и иных общественных объ­единений. Вместе с тем до сих пор не заключены соглашения, до­говора о разграничении обязанностей между различными татар­скими общественными организациями, органами власти и различ­ных уровней.

Об индикаторах и критериях этнокультурного развития

Пришла пора подумать об эффективности мероприятий. Кон­церты, фестивали, конкурсы, юбилейные вечера - не самоцель, а средство формирования и сохранения национального самосозна­ния, позиционирования татарской общины на данной территории как части единого татарского народа с его богатой культурой, мно­говековой историей.

Каковы критерии, конкретные показатели национально­-культурного развития? Думается, состояние национальной жизни измеряется не только количеством проведенных культурно- массовых мероприятий, благодарственных писем, публикаций и теле-радиопередач, рассказывающих об успехах татарских общин.

НКА татар вполне способны ввести в практику методику и тех­нологию мониторинга и учета комплексной работы, выполняемой как государственными, так и общественными, творческими органи­зациями.

В частности, индикаторами состояния этнокультурного разви­тия стоило бы взять такие конкретные показатели, как количество владеющих родным языком, знающих историю, культуру родного народа или знающих недостаточно. Количество книг в библиоте­ках, число постоянных читателей, количество проводимых вечеров, концертов, число зрителей и выступающих со сцены участников самодеятельного творчества, а также суммы, потраченные на на­циональную литературу, посещение спектаклей и т.д., а также ко­личество учеников татар по классам, школам, степень их охвачен­ности национальным образованием. Особенно важным показателем является степень приобщенности татарских семей к национальным традициям и образу жизни. Тиражи национальных изданий, рейтинги теле-радио передач национальных каналов, в частности в тех или иных населенных пунктах, регионах, с максимальной точно­стью позволяют определить степень этничности.

На общероссийском уровне очень сложно составить смету рас­ходов 5,5 миллионов татар. Зато совсем не трудно посчитать рас­ходы на удовлетворение этнокультурных потребностей из кармана отдельного человека. А так же из бюджета села, микрорайона, культурно - просветительских учреждений, учебных заведений. Мы должны уже сейчас научиться формировать минимальную по­требительную корзину этнокультурных услуг и товаров и разгра­ничить затраты на уровне населенного пункта, района, города, субъекта РФ. Каков бюджет этнокультурного развития татар насе­ленного пункта, района, города, области? Без ответа на этот вопрос, а также достаточной компетентности, профессионализма татарские НКА не смогут разработать региональную, тем более - федераль­ную программу развития татар.

Об информационном обеспечении

Татарские СМИ всегда играли роль экстерриториальной систе­мы информации. Журналы «Казан утлары», «Соембике», «Татар­стан», «Идель», «Майдан» продолжают традиции национальной прессы начала XX века. Всем известны крупные издания «Ватаным Татарстан», «Татарстан яшьлэре». Газеты «Татар иле» - «Татар­ские края», «Мэдэни жомга», специализирующиеся исключительно на этнокультурных проблемах татар Российской Федерации, за­служивают поддержкой распространения в регионах страны, тес­ного взаимодействия с ФНКАТ и РНКАТ.

Материалы нашей конференции и предварительные тезисы это­го доклада в эти минуты должны появиться в Интернете по адресу NKA.TATARLAR.RU. Надеемся, что общественные инициативы интернетчиков в союзе с государственными Интернет ресурсами www.Intertat.ru и www.Tatar-inform помогут российским татарам создавать единое культурно-просветительское пространство и стройную систему национально-культурных автономий татар РФ.

О федеральном телеканале для татар

Нам не надо ждать создания федерального теле-радиоканала для российских народов, вещающего на национальных языках, о чем говорится на всех наших форумах и съездах. Рыночная экономика и диктат рекламного бизнеса, принципы финансирования нацио­нальных СМИ, культуры и образования лишают всех нас многих иллюзий. Надо самим развивать свои СМИ или интегрироваться в общую систему информации, влияющую на национальное образо­вание и культуру.

Канал «Новый век» может и должен выполнять функцию обще­российского татарского теле-радиоканала. Реклама канала, распро­странение спутниковых тарелок, подключение местных операторов могут затянуться на десятилетия. Современный эфир слабых кон­курентов не терпит. Особенно тех, кто не имеет собственных идеа­лов и задач. Облик и потенциал Татарстана, историческая судьба и культура татарского народа, общественная жизнь татарских общин, участие наших соотечественников в социально-экономических, научно-культурных и политических сферах - ради этого создан те­леканал. Я не вижу смысла скрывать эту истину - правду татарской жизни, которая сама по себе помогает формированию националь­ного самосознания современных татар.

Наиболее трудной остается проблема содержания, конкуренто­способности национальных СМИ, особенно канала «Новый век». Как уже было сказано, трудно понять, чего добивается наше спут­никовое телевидение, знают ли журналисты свою цель, главную задачу. А она ясна и выполнима - формирование национального и исторического самосознания, укрепление этнической, общероссий­ской, культурно-языковой идентичности. Спутниковый телеканал российским татарам ни к чему, если он не раскрывает уникального, привлекательного облика Татарстана и татарского народа, если не служит инструментом «нациестроительства», средством формиро­вания чувства достоинства и установок толерантности у всех татар.

Когда же на экране «Новый век» появится реклама товаров из регионов вещания — со всей России? Без этого не стоит говорить, что нас смотрит вся Россия. Без этого не будет самодостаточности канала. Творческими усилиями канала и рекламно-органи­зационными мерами татарских общин, прежде всего НКА, надо привлечь миллионы зрителей. Российские татары способны сами покупать спутниковые антенны за 3-5 тысяч рублей, если инфор­мационный продукт, поставляемый каналом ТНВ, станет для них первейшей необходимостью.

Недавно российский футбольный союз и телеканал «НТВ плюс» предложили транслировать матчи чемпионата России по футболу по этому каналу. Кстати, именно данный спутниковый канал на тех же частотах ведет трансляцию передач ТНВ. Значит не такой уж это закрытый канал. Трансляция футбольных матчей по этому спутниковому каналу признана накладной и поэтому за болельщи­ков заступился Президент России. В то же время татары россий­ских регионов с удовольствием бесплатно смотрят передачи ТНВ, настроив свои антенны на тот же спутник «НТВ плюс».

Канал ТНВ показывает национальную эстраду, рекламные ак­ции некоторых национальных организаций. Но до сих пор его со­трудники не знали слово «ФНКАТ». Мы надеемся на их участие в становлении НКА татар России. Но только бесплатно, т.к. мы не собираемся покупать время, рекламировать себя. Мы же не сосиски производим, занимаемся тем же делом, для чего создан канал — консолидацией, просвещением и информационным обеспечением российских татар. Мы все можем и должны «расплачиваться», прежде всего, вниманием и активностью своих соотечественников, татар-телезрителей, слушателей, завсегдатаев концертов и спектак­лей, татар-покупателей. Если же этого массового подъема татар нет, значит, зря мы живем и работаем. Все зависит от того, пока­жем ли мы себя зрелым информационно-культурным народом, су­меем ли сформулировать свои возможности, беды и проблемы в доступной форме.

О повышении эффективности затрат

Сегодня уже нельзя ограничиваться декларативным повтором расхожих истин о прошлых достижениях и потерях татарского на­рода, саморекламой и РК акциями отдельных лидеров националь­ных организаций. Этнокультурные процессы и проблемы татарских общин, последовательные и конструктивные действия Республики Татарстана и ее Президента, поиск диалога с властью регионов — все это способно захватывать умы, привлечь внимание и побудить российских татар к активным созидательным действиям. Именно этот пласт современной жизни нуждается в информационном обес­печении и не имеет его. На первый план выходит проблема повы­шения эффективности материально-финансовых затрат, вклады­ваемых на этнокультурное развитие. Коллегиальность, прозрач­ность планирования и исполнения проектов может помочь оптими­зировать усилия культурно-образовательных структур и НКА и ор­ганов власти.

Советам региональных и федеральной НКАТ предстоит привес­ти в порядок все свое «хозяйство», документацию, базу данных, так как при вхождении в программы требуется указать количество их участников. Не праздной остается проблема индивидуального членства в НКА татар. На всех направлениях работы мы сегодня должны подходить к оценке своей деятельности с точки зрения со­временных реалий и требований передового менеджмента, осно­ванного на принципах науки, права и управления социальными процессами.

Конкретные предложения

1. Необходимо разработать, согласовать с заинтересованными сторонами и определить порядок распределения материальных ре­сурсов, книг, учебников, аудиовизуальной и иной этнокультурной продукции. Нужна координация маршрутов выступлений театров, концертных групп различных уровней и видов с тем, чтобы до­биться равномерности и адекватности культурного обслуживания, методического обеспечения. Наряду с руководителями художест­венных коллективов, структур управления культуры, образования, СМИ в решении этих вопросов должны участвовать и Советы фе­деральной и региональных НКА.

2. Предлагаем учредить гранты Правительства РТ (и РФ тоже!) для лучших региональных и местных НКА, которые стали бы сти­мулом в активизации делового и культурного сотрудничества уч­реждений, предприятий Татарстана с российскими регионами. Просим Государственный Совет РТ при рассмотрении бюджета на следующий год заложить такие гранты как форму инновационной политики.

3. В каждом крупном регионе проживания татар, в каждом го­роде или районе татарская местная или региональная НКА может открыть кафе, магазин, торговый дом, культурно-просветительский центр - такую задачу необходимо ставить. Опыт Москвы, Улья­новской области, Мордовии и других регионов вполне реален, осо­бенно при поддержке полномочных и торговых представителей Татарстана и крупных научно-культурных, коммерческих центров, имеющихся в распоряжении татарских бизнесменов.

4. Общими усилиями мы могли бы осилить народную стройку российского масштаба: строительство в Казани и некоторых других важных регионах «татарского дома» - гостиницы, торговой базы по реализации этнокультурной продукции с участием инвесторов, работающего на самоокупаемости.

5. Предлагаем организовать подготовку кадров (менеджеров, юристов, правозащитников) для этнокультурных организаций на курсах или факультетах академии и института госслужбы, в гума­нитарно-педагогическом университете.

Вся деятельность татарских общин, прежде всего НКА россий­ских татар направлена на формирование гражданского общества, сохранение самобытности, традиций, языка, культуры второго по количеству народа Российской Федерации. Вызов глобализации требует адекватного ответа.

24 марта 2007 года, г. Казань

Приложение[1]

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ И ФУНКЦИЙ
ПО ЭТНОКУЛЬТУРНОМУ РАЗВИТИЮ
ТАТАР РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Наши рекомендации