Советский период развития образования в Украине
История западноевропейского университета
имеет длительную историю. Первые университеты, такие как Болонский, основанный в 1088 году, появились еще в Средние века. В XIX—XX веках европейские университеты сфокусировались на науке и научных исследованиях, именно в это время их структура и идейное содержание приняли современный вид. Первоначально университеты нередко возникали на основе церковных школ и входили в систему духовного образования. Их задачи заключались в подготовке ряда специалистов (по философии, богословию, праву и медицине), а также в изучении научных трудов, повышении уровня образования в обществе и обучении студентов самостоятельно мыслить и проводить исследования.
К XVIII столетию университеты публиковали собственные научные журналы. Выработались две основные модели университета: немецкая и французская. Немецкая модель основана на идеях Вильгельма Гумбольдта и Фридриха Шлейермахера; университет поддерживает академические свободы, лаборатории и организует семинары. Во французских университетах господствует жесткая дисциплина, администрация контролирует все аспекты деятельности. До XIX века в европейских университетах религия составляла важнейшую часть занятий, но в течение XIX в. её роль постепенно уменьшалась. Университеты концентрировались на научных исследованиях, и немецкая модель, лучше приспособленная к занятиям наукой, со временем получила большее распространение по всему свету, чем французская. Одновременно высшее образование становилось все более доступным широким массам населения.
Зарождение и развитие высшей школы в Украине
В Украине первой школой высшего уровня считают Острожской академии (греко-славяно-латинскую коллегию), основанную около 1576 в г Остроге князем К Острожским В академии преподавали славянский, возьми ьку, латинский языки и так называемые \"свободные науки\": грамматику, арифметику, риторику, логику и др. Большое внимание уделялось изучению музыки и хорового пения, что нашло отражение в \"острожском напеве\", ши роко известному в Украине и Беларуси При школе действовали типография и научно-литературный кружок Если принимать во внимание такие показатели как цель учебного заведения, его устройство, состав преподавателей и их причастность ь к научно-исследовательской работы, круг дисциплин и уровень их преподавания, уровень образования и оценка работы заведения общественностью, то Острожской академии можно считать высшей школой, первой в восточных словья, першою у східних слов'ян.
1632 в Киеве путем объединения Киевской братской и Лаврской школ было создано Киево-Могилянской коллегии - высшее учебное заведение, которое по содержанию и объему учебных программ соответствовал ным требованиям европейской высшей школы Объединенная школа получила свое название в честь своего протектора-митрополита Петра Могилы (Петру Мовилэ) Петр Могила (1597-1647) - сын молдавского господаря, учился в С орбонни, в Париже вместе с французским философом Рене Декартом Впоследствии П Могила порвал со светской жизнью и постригся в монахи Киево-Печерской Лавры Все средства и знания Петр Могила отдал делу разви тку науки и образования в Украине Любимое детище киевского метрополита становится известным европейским вузамкладом.
Харьковский университет - первый на территории Украины, входившей в состав Российской империи, основан в 1805 по инициативе известного ученого, изобретателя, образовательного и общественного деятеля Василия Ка аразина В составе университета было 4 факультета: физико-математический, историко-филологический медицинский и юридический, 8 научных обществ, астрономическая обсерватория, библиотека
Советский период развития образования в Украине
Принципы образования в Советском Союзе были сформулированы ещё в 1903 году в Программе РСДРП, озвученной на II съезде РСДРП: всеобщее бесплатное обязательное образование детей обоего пола до 16 лет; ликвидация сословных школ и ограничений в образовании по национальным признакам; отделение школы от церкви; обучение на родном языке и др.
С момента создания советского государства вопросам образования уделялось приоритетное внимание. 9 ноября 1917 г. (на следующий день после проведения 2-го Всероссийского съезда Советов 26 октября (8 ноября) 1917) совместным Декретом ВЦИК и СНК была учреждена Государственная комиссия по просвещению, на которую возлагалась задача руководить всей системой народного образования и культуры.
В октябре 1918 года введено положение «О единой трудовой школе РСФСР», которое вводило бесплатное и совместное обучение детей школьного возраста[2]. 26 декабря 1919 был подписан декрет о том, что всё население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке — по желанию[3].
Серьезной проблемой была неграмотность значительной части населения, особенно крестьянства. Советское руководство считало достижение всеобщей грамотности одной из приоритетных задач. Как говорил Владимир Ленин — «нам нужно громадное повышение культуры. Надо добиться, чтобы уменье читать и писать служило к повышению культуры, чтобы крестьянин получил возможность применять это уменье читать и писать к улучшению своего хозяйства и своего государства»[4].
Всего к 1920 году удалось обучить грамоте 3 млн человек[5]. Перепись 1920 года на территории Советской России зафиксировала умение читать у 41,7 % населения в возрасте от 8 лет и старше[6]. При этом эта перепись не была всеобщей и не охватила такие территории страны как Белоруссия, Волынская, Подольская губернии, Крым, Закавказье, горные районы Северного Кавказа, часть Туркестана и Киргизии, Дальний Восток, а также некоторые местности Европейской России и Украины, Хиву и Бухару[7].
На основе декретов СНК РСФСР, принятых в 1918—1919 гг., система образования была коренным образом изменена: существование частных школ было запрещено; введено бесплатное обучение, совместное обучение детей обоего пола; школа отделялась от церкви, а церковь — от государства; запрещалось преподавание в учебных заведениях какого бы то ни было вероучения и исполнение обрядов религиозного культа; отменялись физические наказания детей; все национальности получили право обучения на родном языке; положено начало созданию системы общественного дошкольного воспитания; выработаны и введены в действие новые правила приёма в вузы.
Среднее число лет обучения населения старше 9 лет