Правила постановки учебной проблемы

Проблемное обучение

Вопросы

1. Способы создания проблемной ситуации.

2. Система методов проблемного обучения

3. Подготовка и планирование проблемного урока.

Литература

Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М.: Знание.1974

Лернер И.Я. Логика научного исследования . – М.: Наука, 1965.

Матюшкин А.М. проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: педагогика, 1975.

Максимов В.Н. Проблемный подход в школе. – Л.: ЛГПИ,1973.

Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. – М.: Просвещение, 1977.

Пойя Д.Как решить задачу. Пер. с анг. – М.: 1959.

Способы создания проблемной ситуации.

Обучение состоит из двух взаимосвязанных процессов: преподавание и учения.

Два типа мышления: репродуктивное (воспроизводящее) и продуктивное (творческое).

Творческое мышление предполагает:

- самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию

- видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях

- видение новых функций знакомого объекта

- видение структуры объекта, подлежащего изучению

- умение видеть альтернативу решения

- умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы

- умение создавать оригинальный способ решения

Мышление развивается при необходимости преодоления затруднений. Затруднение – проблемная ситуация.

«Мышление начинается с проблемы или с вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия» (С.Л. Рубинштейн)

Функции проблемного обучения

- подготовка к решению проблем в различных областях деятельности

- творческое усвоение знаний и умений

- овладение методами научного познания

Проблемное преподавание – деятельность учителя, направленная на усвоение учащимися новых знаний и способов деятельности путем создания проблемных ситуаций.

Проблемное учение – это деятельность учащихся, направленная на усвоение новых знаний и способов деятельности путем решения проблемных задач (ситуаций).

Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как решить поставленную задачу.

Как возникают проблемные ситуации на уроке?

Первый способ –учебный материал содержит проблемную ситуацию.

Второй способ – учитель создает проблемную ситуацию на уроке.

Способы создания проблемных ситуаций

Первый – проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту.

Второй – проблемная ситуация возникает тогда, когда учащиеся не могут использовать ранее усвоенные знания в новой ситуации.

Третий – проблемная ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью выбранного способа.

Четвертый – проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие между достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием у учащегося знаний для теоретического обоснования решения.

Варианты реализации проблемного обучения.

Первый – учитель сам ставит и решает проблему.

Второй – учитель ставит и решает проблему, но при этом привлекает учащихся к формулировке проблемы, выдвижению гипотез и ее доказательству, а также к проверке правильности решения поставленной задачи.

Третий – учащиеся сами формулируют и решают проблему, но с помощью преподавателя.

Четвертый – учащиеся сами формулируют и решают проблему без помощи учителя, но под его контролем.

Этапы постановки учебной проблемы

Первый – анализ проблемной ситуации. Ученик должен выделить неизвестное от известного.

Второй – осознание сущности затруднения. У него возникает вопрос: что необходимо найти?

Третий – словесная формулировка проблемы.

Правила постановки учебной проблемы

1. Учитель должен ставить только такие проблемы, которые могут быть решены учащимися.

2. Учитель должен знать, что учащиеся обладают знаниями, которые необходимы им для решения данной проблемы.

3. Учителю должны быть известны способы решения проблемы. Он должен быть готов к управлению познавательной деятельностью ученика.

Полный цикл умственных действий, направленных на решение проблемы:

- возникновение проблемной ситуации, и ее осознание:

- выдвижение предположений (гипотез) ее решения

- нахождение способа решения проблемы;

- доказательство гипотезы (решение задачи);

- проверка правильности решения.

Алгоритм решения проблемной ситуации близок по характеру алгоритму решения задачи

Что дано?

В чем условие?

Что требуется найти? (что неизвестно?)

Достаточно ли условие для определения неизвестного или недостаточно?

Решал ли я подобные задачи?

Нельзя ли использовать метод решения прошлых задач?

Не следует ли изменить (внести новый элемент) прошлую задачу чтобы решить данную?

Нельзя ли иначе сформулировать задачу?

Анализ цели. Если цель сложная ее нужно упростить путем разбивки на подцели (задачи).

Анализ средств решения.

Задача:

1) задание, выполняемое известным способом приданных условиях

2) задание, путь и результаты выполнения которого неизвестны, но подлежат поиску при данных условиях

Задача сложнее, чем:

- больше данных в условии

- больше последовательных шагов

- больше по количеству выводов решения

Наши рекомендации