Общекультурные (ОК) 5, 21, 28, 29

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«__» ______________ 2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)

профиля подготовки « Декоративно-прикладное искусство и дизайн»

профилизации « Дизайн и компьютерная графика»

Екатеринбург

РГППУ

Рабочая программа и методические указания по организации и проведению учебной практики. Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012. 24 с.

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).

Автор: ст. преподаватель к. п. н., доцент А.А. Усманова Л.Е. Шмакова
     
     
Рецензент: к.п.н., доцент О.Е. Краюхина

Одобрены на заседании кафедры дизайна интерьера. Протокол от 27 февраля 2012 г. № 7

Заведующая кафедрой дизайна интерьера   Е.Ж. Шуплецова

Рекомендованы к печати методической комиссией Института искусств РГППУ. Протокол от 19 марта 2012 г. № 7.

Председатель методической комиссии ИнИс   В.П. Фалько
     
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ   С. В. Пеннер
     
Начальник отдела практик УМУ   Н.М. Черноусова

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012

© Усманова А.А., Шмакова Л.Е. 2012

1. ЦЕЛИ Учебной практики

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО и учетом рекомендаций Основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям) учебная практика является составной частью образовательной программы подготовки бакалавров профессионального обучения очной и заочной (с полным и сокращенным сроком) форм обучения.

Целями учебной практики являются закрепление и углубление теоретической подготовки студента, и приобретение им практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности, формирование у студента представлений о содержании и специфике будущей профессиональной деятельности, значимости системного и исследовательского подходов в решении художественно-проектных задач; приобретение и закрепление знаний, умений и владений, необходимых для самостоятельной трудовой деятельности, в том числе и по рабочей профессии «Декоратор витрин» (код профессии – 11811).

Реализация данных целей позволяет развивать профессиональные способности: художественное, проектное, инновационное и системное мышление; формировать психологическую готовность к работе; мотивировать на практическое применение теоретических знаний, полученных при изучении профильных дисциплин, на совершенствование практических навыков в основных процессах художественно-проектной деятельности.

2. Задачи учебной практики

–приобретение практических знаний, умений и владений по истории и стандартам визуального мерчандайзинга;

– профессиональное освоение студентами композиционной грамоты и развитие у них способности осуществлять синтез образного и логического мышления в процессе художественно-композиционного формообразования;

– развитие креативного мышления, позволяющего управлять творчеством в процессе поиска новых идей;

– изучение и освоение методов и принципов системного декорирования витрин;

– выполнение проекта декоратора витрин от начального исследования объекта и области проектирования, анализа проектной ситуации до представления концепции и рабочих материалов эскизного проекта.

Программой предусмотрена самостоятельная работа студентов по изучению научной литературы и Интернет-ресурсов.

3. МЕСТО учебной практики В СТРУКТУРЕ ООП бакалавриата

Учебная практика представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Содержание заданий практики преемственно с учебными занятиями во время семестра интегрирует знания, умения и владения по многим предметам учебной программы, позволяет студенту сформировать целостное представление о процессе и различных сторонах дизайн-проектирования. Содержание практики затрагивает все циклы подготовки и закрепляет знания, умения и владения, освоенные в следующих дисциплинах:

Из курса «История искусства»:

Знания:истории искусства с позиции непрерывности процесса развития разных стилей, направлений, течений, школ, взаимопроникновения форм и традиций в искусстве.

Умения: классифицировать виды искусства; распознавать стилевые особенности в архитектуре, дизайне, графике, живописи, скульптуре.

Владения: анализом и осмыслением специфики искусства разных временных периодов, стилевых особенностей, направлений, течений.

Из курса «Химия и физика цвета»:

Знания:теории цвета и света; оптических свойств красящих веществ; органических и неорганических красителей и пигментов цветовой гармонии; формообразующих, физиологических и эмоциональных свойств цвета;

Умения: применять законы цветоведения в решении проблем гуманитарных, социальных и экономических процессов; использовать полученные знания в практической деятельности; научно обосновывать колористическое решение;

Владения: лексическим минимумом общего и технологического характера; техническими средствами, приемами работы с цветом и цветовыми композициями; разработкой колористической идеи, основанной на концептуальном творческом подходе к решению дизайнерских задач; приемами гармонизации цвета.

Из курса «Рисунок»:

Знания:методологических, методических и технологических основ рисунка.

Умения: применять на практике средства, приемы и способы графического моделирования объемных и пространственных форм, интерьерной среды; обучать на уровне сформированных знаний основам рисунка и графического моделирования.

Владения: средствами, приемами и способами графического моделирования, необходимыми в решении художественных, проектных и графических задач; графической культурой выполнения учебных и творческих работ.

Из курса «Основы композиции»:

Знания: законов, принципы, методы и средства художественно-композиционного формообразования искусственных систем; методы системного анализа и синтеза; художественно-графические материалы, их свойства и изобразительные возможности;

Умения: определять состав и грамотно управлять активностью средств гармонизации художественной формы для реализации творческого замысла; использовать принципы, законы и закономерности композиционного формообразования при решении стилистических задач в художественно-проектной деятельности; выражать графически эмоции, настроения, состояния, ассоциации.

Владения: средствами изобразительного языка; навыками самостоятельной творческой работы; навыками использования различных художественно-графических материалов и фактур; алгоритмами, средствами и приемами формирования композиционных структур на основе художественно-проектного замысла, включающего тематический, функциональный, колористический и стилевой аспекты.

Знания, усвоенные студентами в процессе прохождения учебной практики, необходимы для освоения последующих дисциплин профессионального цикла профиля «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», профилизации «Дизайн и компьютерная графика»:

– «Основы графического дизайна»;

– «Проектирование»;

– «Дизайн и рекламные технологии»;

– «Макетирование»;

– «Практическое (производственное) обучение».

4. МЕСТО и время проведения учебной практики

Учебная практика проводится в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Время проведения практики устанавливается утвержденным в университете рабочим графиком учебного процесса.

Учебная практика проводится в конце второго семестра, продолжительность практики – две недели, общий объем – 108 часов.

Согласно учебному плану учебная практика предусмотрена:

– для студентов очной формы обучения: по завершению обучения 2-го семестра (2 недели);

– для студентов заочной формы обучения с полным сроком: по завершению обучения 2-го семестра (2 недели);

– для студентов заочной формы обучения с сокращенным сроком предусмотрена полная переаттестация.

Базами прохождения учебной практики являются учреждения культуры, искусства, вузы (кафедры и лаборатории), проектные организации, предприятия и фирмы, отвечающие своей направленностью профилизации подготовки «Дизайн и компьютерная графика».

Места проведения практик закрепляются администрацией РГППУ на основе договоров о проведении практик, гарантийных писем от принимающих организаций о возможности обеспечения необходимых условий для прохождения студентами данного вида практики.

На практику допускаются студенты, полностью выполнившие программу обучения в соответствии с учебным планом соответствующего курса. Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики в принимающих организациях составляет: для студентов в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ), от 18 лет и старше – не более 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ).

По окончании практики студенты оформляют дневник и отчет о ее прохождении, сдают дифференцированный зачет.

5. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебная практика выполняется в тесном учебном и социальном общении обучающихся между собой, преподавателями и руководителями от мест прохождения практики, что обеспечивает формирование их общекультурных, профессиональных и профильно-специализированных компетенций:

Общекультурные (ОК) 5, 21, 28, 29

· способен проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности (ОК-5);

· готов к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владеет навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий, полемики и др. (ОК-21);

· владеет процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование и др.) (ОК-28);

· владеет системой эвристических методов и приемов (ОК-29).

Профессиональные (ПК) 12, 32

· готов к участию в исследованиях проблем возникающим в процессе подготовки рабочих (специалистов) (ПК-12);

· способен выполнять работы соответствующего квалификационного уровня (ПК-32).

Профильно-специализированные (ПСК) 1, 5

· способен использовать приемы и средства графического, живописного и пластического ручного моделирования объектов средового дизайна (ПСК – 1);

знает: теоретические основы прикладного художественного творчества, принципы, законы и закономерности композиционного формообразования при решении стилистических задач в художественно-проектной деятельности;

умеет: находить композиционное, колористическое и стилевое решение, соответствующее художественно-проектному замыслу, рационально использовать приемы и средства графического, живописного и пластического ручного моделирования объектов средового дизайна;

владеет: алгоритмами, средствами и приемами графического, живописного и пластического ручного моделирования.

· способен применять знания о ведущих школах и направлениях в искусстве (дизайне, архитектуре, изобразительном искусстве) при решении педагогических и художественно-проектных задач (ПСК – 5);

знает: структуру профессиональной среды, особенности и характерные черты ведущих направлений в искусстве;

умеет: применять знания о ведущих школах и направлениях в искусстве при решении художественно-проектных и профессионально-педагогических задач;

владеет: приемами и средствами трансляции знаний о ведущих школах и направлениях в искусстве в своей профессиональной деятельности.

6. СТРУКТУРА и содержание учебной практики

Общая трудоемкость учебной практики составляет 3 зачетных единиц, 108 часов.

Учебная практика является особым видом деятельности обучающихся, интегрирующей теоретические и практические знания и умения в области дизайна, формирующей профессиональный опыт в процессе исследовательской и производственной деятельности.

Руководство и контроль прохождения студентом практики осуществляют преподаватель выпускающей кафедры и высококвалифицированный специалист от предприятия.

Таблица 1

Содержание учебной практики

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды учебной деятельности на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля
Подготовительный Инструктаж по технике безопасности, ознакомительная и установочная лекция о требованиях к прохождению практики, определение места прохождения практики (4 часа) Запись в журнале
Ознакомительный Знакомство с предприятием, получение проектного задания, определение графика работы (4 часа) Запись в дневнике
Исследовательский Сбор, обработка и систематизация фактического и теоретического материала, социокультурные исследования, наблюдение, измерение, описание, знакомство и анализ существующих проектных решений по теме (20 часов) Запись в дневнике, в отчете
Проектный Разработка концепции, эскизирование, согласование предложений с заказчиком и руководителем практики от кафедры, подача проектного решения (эскизы, чертежи, наглядные изображения, макет) (60 часов) Представление материалов в отчете
Завершающий Анализ работы, подведение итогов, саморефлексия, оформление отчета, защита результатов в форме дифференцированного зачета (20 часов) Представление материалов в отчете

К практике допускаются студенты, полностью выполнившие программу обучения в соответствии с учебным планом соответствующего курса.

Во время прохождения практики студент ведет дневник, в который заносит все виды выполняемых работ в календарной последовательности в соответствии с программой практики.

После прохождения учебной практики студент предоставляет на кафедру:

- дневник практики (Приложение 2,3);

- оценка работы студента на предприятии (Приложение 4);

- отчет по материалам практики формата А-4 (образец оформления титульного листа к отчету практики. Приложение 1.1);

- альбом формата А-3.

Материалы практики предоставляются на кафедру в день защиты.

В ходе практики студент должен:

- ознакомиться с историей визуального мерчандайзинга;

- проанализировать аналоги декорирования витрин;

- функциональные и конструктивные особенности выбранной витринной тематики;

- изучить композиционные и колористические особенности витрины;

- изучить оборудование, реквизит, освещение, графические средства оформления витрины;

- ознакомиться с актуальной исследовательской проблематикой в области декорирования витрин;

- закрепить навыки самостоятельной работы с публицистической, технической, справочной литературой и нормативно-технической документацией, интернет-источниками;

- получить представление о способах профессиональной самореализации и самообразования;

- оформить дневник и отчет о прохождении практики для сдачи дифференцированного зачета.

7. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике

В процессе прохождения учебной практики при выполнении различных видов работ используются следующие технологии:

· технология контекстного профессионально-ориентированного обучения; технология проблемного обучения; технология проектного обучения.

· технология медиаобразования; технологии технического творчества.

· технологии художественного и прикладного творчества; технологии саморазвития личности.

8. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике

Самостоятельная работа студентов включает поиск и обработку теоретического материала, выполнение проектных заданий, оформление отчета, подготовку к защите практики.

Рекомендуемые индивидуальные задания:

Студент-практикант выбирает тему витрины, из тем предложенных руководителем:

- обувь;

- спортивные товары;

- одежда;

- хозяйственны товары;

- детские товары;

- бытовая техника;

- книги;

- оптика.

Необходимо представить витрину как объемно-пространственную композицию, элементами которой являются: декор, техническое наполнение, товар, при этом следует учитывать тематические особенности в разработке оформления витрин.

Студент, используя графические средства композиции: линии, плоскости, пятна, создает образ витрины. В построении композиции необходимо учитывать ряд правил и стандартов оформления витрин, выбор фокусной точки, оптического баланса при компоновке элементов, колористического решения, освещение, элементы визуальных коммуникаций в витринах.

Практическая работа должна быть представлена в виде альбома формата А3.

Состав альбома:

1-й графический лист – клаузура витрины (поиск концепции);

2-й графический лист – поисковые эскизы витрин (не менее 4 вариантов);

3-й графический лист – цветофактурная карта витрины;

4-й графический лист – поисковые эскизы витринного оборудования;

5-й графический лист – сезонное предложение по декорированию витрины (2 варианта);

6-й графический лист – окончательный вариант декорирования витрины.

Наши рекомендации