Особенности развития украинской культуры
Основным содержанием процессов, в культуре этого периода, было становление современной украинской культуры. Этот процесс соотносился с украинским национальным возрождением. Отсутствие собственной государственности, национальное угнетение, имперские границы, игнорировали этническую украинскую территорию, имели негативное влияние на развитие культуры.
Культурные взаимоотношения между Украиной и Российской империей в XIX в. приобрели иной характер, чем в предыдущие времена. Выше по уровню развития украинских культура XVI-XVIII вв. положительно влияла на Российское государство и способствовала ее европеизации. Вследствие этого высшие по культурно-образовательному уровню украинские деятели осознавали себя представителями другой национальности, и в Российском государстве такими их считали. В XIX веке, с потерей своей государственности, Украина лишилась и своего культурного превосходства над Россией. Вследствие того, что империя целенаправленно превращала Приднепровье на заурядную провинцию, немало талантливых украинский чувствовали невозможность проявить свои способности на Родине и вынуждены были искать лучших возможностей в имперских столицах. Многих украинских культурных деятелей имперские идеологи совершенно безосновательно отнесли к представителям русской культуры. Однако большинство из них, даже вдали от родной земли оставалась представителями своего народа, продолжала своими трудом и творчеством служить Украине. Поэтому их достижения, хотя и осуществлены за пределами Родины, принадлежат к украинской культуре.
Пребывание под имперской властью повлекло изменения в содержании украинской культуры. Большинство достижений архитектуры, скульптуры, изобразительного искусства потеряли национальные черты и отныне так или иначе помогали превозносить имперскую власть.
Положительное влияние Украины на культурное развитие России представители российской великодержавной идеологии пытались игнорировать. Олицетворением этих взглядов стало утверждение российского общественного деятеля, Виссариона Белинского, что «слившись навеки с единокровной ей Россией, Малороссия отворила к себе дверь цивилизации, просвещению, искусству, науке ... »Такие мысли, несмотря на их безосновательность, империя последовательно отстаивала, объясняя характер своей национально-культурной политики на украинских землях.
В очень тяжелых условиях развивалась культура на западноукраинских землях, подчиненных Габсбургам, где украинский страдали от онемечивания, которое сочеталось с полонизацией в Галиции, венгризация в Закарпатье и румынизацию на Буковине.
Австрийская империя рассматривала западноукраинские земли как отсталые провинции и целенаправленно хранила их второстепенное положение по отношению к центру. Вследствие этого западноукраинские культурные деятели, как и их братья-надднепрянцы, вынуждены были искать возможности проявления своих способностей за пределами родного края.
Наука и образование.
Более снисходительно российский царизм относился к природоведческим наукам, потому что понимал, что от их состояния зависит развитие производительных сил народного хозяйства, научно-технический прогресс страны. Центрами научно-исследовательской деятельности были высшие учебные заведения, государственные общества.
В частности, для помощи сельскому хозяйству в предугадывании погодных изменений, засух, похолоданий, бурь и т.д. на Харьковщине и в Николаеве основали метеорологические станции. Многолетние систематические наблюдения дали возможность разработать прогнозную карту погоды в Слободской и Южной Украине. Составленная профессором Харьковского университета Н.Борисяком гидрогеологическая карта Харьковщины послужила делу налаживания водоснабжения городов.
Важным событием явилось открытие в 1828 году в селе Митчентси на Черниговщине первой в Украине, да и во всей Российской империи, школы пчеловодства. Ее основатель Петр Прокопович в 1814 году первым в мире сконструировал рамочный улей, который дал возможность собирать мед без предварительного уничтожения пчел, как это делалось раньше (вспомните, как собирали мед наши предки еще до Киевской Руси).
В первой половине XIX ст. в связи с открытием университетов в Харькове (1805) и Киеве (1834), лицеев в Кременчуге (1805), Одессе (1817) и Нежине (1820), 19 гимназий в самых больших городах Украины, находящихся под властью Российской империи, значительно расширились возможности получения среднего и высшего образования детям привилегированных сословий, прежде всего - дворянства. Но и в этих заведениях наряду с консервативной, преданной царизму интеллигенцией формировалась и интеллигенция, которая проникалась социальными интересами масс. Люди с высшим образованием работали в гимназиях, судебных учреждениях, губернских и уездных управлениях, медицинских заведениях. В 1814 г. общеобразовательная киевская академия была реорганизована в высшее учебное заведение по подготовке кадров духовенства.
Значительный вклад в развитие высшего образования Украины и России сделали ученые украинцы из Закарпатья. В Харьковском университете ректором работал А.Дудрович, а деканом* юридического факультета - К.Павлович. В должности директора Нежинского, а затем Одесского лицеев работал И.Орлай. Первым ректором Петербургского университета был М.Балудянский. Тамжепреподавали П.Лодий (философию) и В.Кукольник (правоведение). Выходец из Закарпатья Ю.Гуца-Венелин прославил русскую науку глубокими исследованиями по славяноведению.
На западноукраинских землях, находящихся под властью Австрийской империи, высшее образование давал самый давний в Украине - Львовский университет (открыт в 1661 г.) С 1817 года во Львове работали Реальная (торговая), а с 1844 года - Техническая академии. Но среди студентов всех этих учебных заведений украинцев было меньше всех. Большинство учебных предметов преподавалось на польском, немецком и латинском языках. Тоже самое было и в гимназиях, где украинцы составляли меньшинство. На Закарпатье вообще не было ни одного высшего учебного заведения, а Черновицкий лицей специализировался лишь на подготовке кадров для духовенства. Целиком подчиненной церковным властям была и вся система начального образования, к которой относились на западноукраинских землях трехклассные школы.
После революции 1848-1849 годов они стали четырехклассными, потому что ученики изучали основы сельскохозяйственных практических знаний в области земледелия, садоводства, огородничества, пчеловодства и шелководства. Сразу после революции во многих городах и селах начали работать воскресные школы-читальни для взрослых. Обучение в них, как и в начальных школах, велось на украинском языке. Содержание воскресных и начальных школ переложило правительство полностью на плечи - населения. Профессор университета и ректор духовной семинарии Иван Лавривский не только составлял школьные учебники, но и учредил денежный фонд помощи украинским школам.
Наступление реакционных сил на завоевания украинской национальной революции в Галиции проявилось в 20-х годах. Украинский язык в Украине не применялся для обучения ни в начальных, ни в средних, ни в высших учебных заведениях. Да и вообще начальное образование получить простому человеку было очень тяжело. Даже приходских школ, в которых дети "низших сословий" обучались грамоте, четырем действиям арифметики и основам православной веры, не хватало. Так, в 1844 году в Киевской, Волынской, Подольской, Черниговской и Полтавской губерниях лишь на каждые 713 жителей приходился один ученик. В конце 50-х годов XIX ст. на всех украинских землях, входивших в состав Российской империи, работало лишь 1300 начальных школ, в которых училось 67 тысяч учеников. В ряде сел Левобережья и Правобережья продолжали действовать так называемые дьяковские школы, где нанятый крестьянами дьяк учил детей читать и писать по часослову и псалтыри. Но и таких заведений было мало.
Всю систему народного образования в Украине царское правительство держало под неослабимым контролем, издавало распоряжения, которые не давали возможности выходцам из широких народных масс поступать в средние и высшие учебные заведения. Не препятствовало царское правительство только тем, кто желал получить профессиональное образование. Поэтому, уже в 1804 г. в Чернигове было открыто первое в Украине ремесленное училище. Позднее в Полтаве и Херсоне открыли училища по подготовке служащих государственных учреждений. В Одессе открыли садоводческое, в Харькове - земледельческое, в Кременце - землемерное училища. Профессиональных моряков и судостроителей готовило Херсонское училище торгового мореплавания. В ряде городов действовали фельдшерские училища.
Эти учебные заведения обеспечивали профессиональными кадрами все необходимые потребности народного хозяйства и культуры. Содействовали этому общеобразовательные заведения: библиотеки, музеи, типографии, возникавшие и действовавшие в Украине. Но самый большой авторитет среди них приобрел "Оссолинеум" - научно-исследовательский институт, основанный в 1817 году во Львове польским ученым-просветителем Ю.Оссолинским. Основу института составляли библиотека и музей из редких коллекций памятников истории, культуры и искусства.